Тимченко Иосиф Андреевич

Замечательный механик-изобретатель Иосиф Андреевич Тимченко долгие годы жил и работал в Одессе. Сегодня его имя известно только узкому кругу специалистов. А ведь этот сын крепостного Харьковской губернии в свое время прославился изобретениями в области механики, метеорологии, микрохирургии, киносъемки.

Тимченко Иосиф Андреевич

Тимченко Иосиф Андреевич

И пусть слава первооткрывателей кинематографа досталась более предприимчивым французским братьям Люмьер, мы должны по праву гордиться нашим земляком, который почти за два года до событий в подвале парижского «Гран-кафе» продемонстрировал в Одессе, а затем в Москве ошеломленной российской публике первый в мире прототип киноаппарата и первые съемки движущихся людей.

Фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» были показаны летом 1893 года. А 9 января 1894 года Тимченко продемонстрировал эти ленты на экране с помощью того же аппарата на заседании секции физики 9-го съезда российских врачей и естествоиспытателей в Москве.

Тимченко Иосиф Андреевич

Тимченко Иосиф Андреевич

Изобретатель Иосиф Тимченко родился 26 ноября 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии, в семье крепостного сапожника Андрея Тимченко. Его таланты проявились еще в детсве, когда ученик церковно-приходской школы самостоятельно спроектировал и помог землякам обустроить мельницу. С 1861 года крепостничество в Российской империи было отменено. Юный талант из сельской глубинки был направлен в Харьковский университет, где с 15 лет работал при мастерских, общаясь с учеными и студентами, увлекаясь только появившейся тогда модной наукой электротехникой. В 22 года Тимченко с женой и друзьями-студентами, увлекшись идеями Миклухо-Маклая, собрался уехать в Океанию. Харьковчане даже доехали до Одессы, но потом поездка внезапно отменилась (один из идеалистов оказался материалистом и смылся с общей кассой). Так Иосиф Тимченко попал в Одессу, в которой и остался.

Работая на судоремонтном заводе Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), Тимченко сделал первое изобретение — электрические судовые часы. Далее он сконструировал устройство для проверки манометров паровых котлов после ремонта (до того их возили на проверку в Глазго). Дальше количество усовершенствований и придумок постоянно росло, проекты талантливого одесского механика стали получать награды на всероссийских и международных научных выставках. Молодого изобретателя «переманили» на работу в Новороссийский университет, заведовать механическими мастерскими.

Тимченко Иосиф Андреевич с семьей

Тимченко Иосиф Андреевич с семьей

Человек яркого, самобытного таланта, выдающийся механик-изобретатель И. А. Тимченко внес весомый вклад в развитие и становление естественных наук в Новороссийском (ныне – Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова) университете, в повышение научного авторитета этого высшего учебного заведения. Более 40 лет И. А. Тимченко заведовал всем механическим хозяйством университета. Здесь он получил уникальную возможность сотрудничать с передовыми учеными университета – И. И.Мечниковым, И. М.Сеченовым, А. В.Клоссовским, Ф. Н.Шведовым, Н. А.Умовым, А. О.Ковалевским, А. К.Кононовичем, А. Я.Орловым, Н. Д.Пильчиковым и др. В совместной работе с этими выдающимися учеными креп и развивался его талант тонкого и точного механика.

За свои средства И. А. Тимченко в 1886 году построил при университете механическую мастерскую, где изобретал, чинил, налаживал машины и механизмы, причем не только для кафедр физико-математического и медицинского факультетов Новороссийского университета, но и по заказам от других университетов, от Министерства народного просвещения и по военному ведомству.

Механические мастерские Новороссийского университета, ул. Преображенская, 22

Механические мастерские Новороссийского университета, ул. Преображенская, 22

Сейчас на фасаде здания мастерских университета, расположенного по улице Преображенской, 22, установлена мемориальная доска выдающемуся изобретателю-самоучке. А в то время мастерские располагались на первом этаже, а на втором была квартира семьи Тимченко. К слову, всего у Иосифа Андреевича было 8 детей.

Мемориальная доска на доме, в котором жил и работал И. А.Тимченко

Мемориальная доска на доме, в котором жил и работал И. А.Тимченко

Будучи механиком Одесского университета, Иосиф Андреевич принял участие в создании новой магнитно-метеорологической обсерватории. Из-за бурного развития города работа обсерватории в главном корпусе университета, где она работала с 1865 года, стала практически невозможной. Поэтому было решено построить новую обсерваторию в районе Малого Фонтана. Здание было построено в 1892 году — сейчас по адресу Французский бульвар, 89 расположен Гидрометцентр Черного и Азовского морей.

Метеорологическая обсерватория Новороссийского университета, Французский бульвар, 89

Метеорологическая обсерватория Новороссийского университета, Французский бульвар, 89

Метеорологическая обсерватория Новороссийского университета представляла собой весьма важное научное и учебно-вспомогательное учреждение, производившее разнообразные наблюдения, одинаково важные для решения различных теоретических и практических вопросов в метеорологической науке.

Одним из создателей новой обсерватории был профессор Клоссовский, вторым — механик Тимченко. Некоторые приборы, сконструированные Тимченко, и сейчас применяются в научных изысканиях. Деньги, которые предназначались механику в качестве гонорара за изготовление приборов для Метеорологической обсерватории, он отдал на постройку подземного павильона, необходимого для магнитных наблюдений.

В течение нескольких лет (1896 – 1905 гг.) при Новороссийском университете действовала Строительная комиссия по возведению комплекса новых зданий и сооружений для факультетов, медицинских клиник, библиотеки и других сооружений, предназначенных для научно-вспомогательных целей. В Новороссийском университете был открыт в 1903 году Физический институт – первый институт при российских университетах. Естественно, что налаживание приборов и инструментов для новых кабинетов и лабораторий не могло обойтись без участия главного механика университета.

К сожалению, в стенах Новороссийского университета механика И. А. Тимченко окружали не только друзья и единомышленники, но также завистники и откровенные недруги. Репрессии, начатые против людей из окружения И. А. Тимченко, не могли не коснуться и самого механика. Вскоре без каких-либо объяснений его исключили из штата университета, правление университета вынесло постановление о выселении И. А. Тимченко из его механической мастерской. Несмотря на все старания И. А. Тимченко сохранить свое детище, оно все-таки было уничтожено. Механик вынужден был за собственные средства приобрести небольшое помещение на Херсонской улице, 11, перевезти туда часть оборудования и открыть там физико-оптическую мастерскую. Отсутствие мастерской в университете через некоторое время стало ощущаться особенно остро, требовался текущий ремонт научных инструментов, а начавшаяся Первая мировая война делала невозможной выписку из-за границы новых приборов и материалов. По настоянию физико-математического факультета механическая мастерская при университете была восстановлена и стала опять выполнять заказы на изготовление и ремонт различных механических приборов.

Пропуск Тимченко И. А. на международную выставку в Париже. 1900

Пропуск Тимченко И. А. на международную выставку в Париже. 1900

Обладатель четырех Золотых и четырех Серебряных медалей крупнейших российских и зарубежных выставок, университетский механик И. А. Тимченко решал самые сложные технические задачи, был автором многих изобретений для университета.

Золотая медаль Парижской выставки. 1900

Золотая медаль Парижской выставки. 1900

Тогда в восстановлении особенно нуждался меридианный круг Репсольда, который был изготовлен еще в 1862 году и не использовался более 30 лет. Привлеченный к работам И. А. Тимченко выполнил их с величайшей тщательностью и изобретательностью. После ремонта меридианный круг был перенесен в отдельно стоящий павильон для астрономических наблюдений. В результате меридианный телескоп стал одним из лучших инструментов такого типа в стране и находится в рабочем состоянии и в настоящее время. В 1920-е гг. в Астрономической обсерватории был создан оригинальный метод определения орбит спектрально-двойных звезд, исследовано положение экватора на Солнце, здесь расположились два фундаментальных репера, определяющие положение г. Одессы и геофизические характеристики. Это гравиметрический и геодезический реперы, зарегистрированные в мировых каталогах и охраняемые государством. На территории Астрономической обсерватории был создан опорный пункт силы тяжести и она стала хранительницей основных постоянных долготы, широты, высоты над уровнем моря и силы тяжести. Астрономическая обсерватория провела нивелировку территории города, морского берега, занималась проблемой оползней морских берегов. За состоянием всех приборов, находившихся в Астрономической обсерватории, внимательно следил И. А. Тимченко, своевременно устраняя неполадки, которые могли возникнуть во время их эксплуатации.

Тимченко И. А. Билет участника Одесской выставки. 1910

Тимченко И. А. Билет участника Одесской выставки. 1910

Среди других изобретений выдающегося одесского «кулибина» — микрохирургические инструменты для операций на глазах, пишущий ртутный барометр, необходимая техника и аппаратура для грязелечебницы на Куяльнике, первые электрические часы, подаренные губернатору Новороссии. Эти часы, кстати, губернатор, в свою очередь, отправил в столицу, как подарок императору. В дороге часы потерялись…

Кроме того, Тимченко принимал участие в разработке автоматической телефонной станции М. Ф.Фрейденберга. В России эта разработка никому не понадобилась. Идею и аппаратуру купил швед Эрикссон — у него дело почему-то пошло.

Эпизод с изобретением киноаппарата относится к 1893 году. Идея проецирования «движущихся картинок» тогда буквально витала в воздухе, и над ней одновременно в разных частях планеты бились лучшие технические умы. Во Франции братья Люмьер, в Соединенных Штатах — Томас Эдисон. А в Одессе к этой гонке подключился Иосиф Тимченко — и был в итоге немножечко первее.

Задолго до этого был известен проекционный аппарат, позволяющий демонстрировать статичную картинку — получивший название «волшебного фонаря». Когда-то с его помощью иезуиты стращали верующих ужасами ада в «туманных картинах», проецируя на клубы дыма изображения разных химер, козлищ и прочих порождений тьмы. А к концу XIX века волшебный фонарь — не больше чем привычное устройство, морально устаревшее, работающее на керосиновой лампе, сильно нагревающееся и коптящее при работе. Для таких аппаратов выпускались наборы пластин-диапозитивов, на различные темы — как для развлечения народа на ярмарках, так и для использования в учебных целях. Наборы «световых картин» для волшебного фонаря в Одессе можно было приобрести, к примеру, у Э. Семенюты, поставщика Императорского Русского Технического Общества, на Новосельского 51. Такой аппарат имелся во многих одесских семьях; ему посвящен фрагмент воспоминаний Валентина Катаева:

«Волшебный фонарь с его вытяжной трубой, загнутой назад гармоникой, с его неподвижными разноцветными картинками — диапозитивами, — которые обычно проектировались на белой стене или даже просто на светлых обоях …этот традиционный волшебный фонарь, который дома был игрушкой, а в гимназии назывался учебным пособием, уже устарел».

«Таки да, это уже слегка «фонарно», — могла сказать пресыщенная публика, постоянно требующая чего-то новенького.

Чертеж

Чертеж «улитки» Тимченко

И вот перед изобретателями возникла задача оживить изображение: «я хочу, чтобы картинка ожила». Конечно, Иосиф Тимченко занимался этим проектом не о публике думая, а о сугубо научных целях — совместно с другими учеными исследовался вопрос прерывистости зрения человека. Но можно же и совместить приятное с полезным. Сотрудничая с физиком Н. Любимовым, Тимченко изобрел главное, механизм смены кадров («улитку»), и, основываясь на этом приципе, собрал первый киноаппарат. «Улитка» — скачковый механизм для прерывистой смены кадров — по расчетам, был в четыре раза продуктивнее люмьеровского, и если бы использовали аппарат Тимченко, качество изображения немых фильмов было бы гораздо лучше.

Объявление о первом киносеансе в Одессе. 1893

Объявление о первом киносеансе в Одессе. 1893

7 ноября 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что в гостинице «Франция» (на Дерибасовской, 31, на углу Колодезного переулка и напротив Городского сада), можно посетить выставку «живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины». Выставка продолжалась до 20 декабря и приобрела в городе немалую популярность. На большой белой простыне в холле гостиницы всем желающим демонстрировали фильмы «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», снятые на одесском ипподроме. Поглазеть на такое диво дивное, которого еще нигде не видали, приходили по нескольку раз.

А вот, собственно, и сам фильм «Скачущий всадник»:

Ободренный успехом, Тимченко повез показать свой аппарат-кинетоскоп в Москву, на Съезд русских естествоиспытателей и врачей. Там он проходил как «снаряд для анализа стробоскопических явлений». Однако ученые не оценили возможностей кинетоскопа, в протоколе заседания секции физики назвали его лишь «остроумным изобретением» и вынесли благодарность. Никакой поддержки, предложений запатентовать аппарат сделано не было. По легенде, Тимченко обращался к известным российским коммерсантам, в том числе к самому Савве Мамонтову, но и с их стороны не добился интереса. Киноаппарат Тимченко так и остался в Москве, позже став экспонатом Московского политехнического музея и затерявшись где-то в его недрах. Впрочем, такова была ситуация и все первые годы существования кинематографа — в нем видели только игрушку, «веселые картинки», ярмарочную забаву, мало кто мог предвидеть, какое будущее стоит за этой игрушкой. Театральные режиссеры и актеры вовсе презирали новомодное устройство, годящееся разве что для низкопробных фокусов вроде «Механической колбасной» (короткометражка, которая показывает, как в одну часть машины закидывают хрюшку, а из другой сразу достают готовую колбасу — по сути, первый фантастический фильм снят в 1895 году). О том, что и в кинематографе заключены огромные художественные возможности, мир узнал чуть позднее, и для этого понадобились усилия таких адептов и экспериментаторов, как братья Люмьер, Жорж Мельес, Гриффит, Ханжонков, Эйзенштейн, одессита Мирона Гроссмана — и многих других.

Киноаппарат Иосифа Тимченко

Киноаппарат Иосифа Тимченко

Свято место пусто не бывает — и киноаппарат, не запатентованый Иосифом Тимченко, вскоре «застолбили» за собой братья Люмьер. Поезд уже ушел, как говорится. А затем братья, которые вместе с отцом владели фабрикой фотоматериалов, активно взялись за маркетинг и популяризацию. За короткое время ими было обучено десятки операторов, а количество отснятых короткометражек скоро исчислялось сотнями. Первый платный киносеанс братьев Люмьер состоялся в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в декабре 1895 года — то есть на два года позже киносеансов Тимченко в Одессе. А уже 11 июля 1896 года представитель Люмьеров показывал их фильмы одесситам в ресторане Александровского парка. То есть и в Российской империи Одесса стала первым городом, познакомившимся с новинкой от французов. Зрители могли заценить первые блокбастеры, такие как «Политый поливальщик» или тот же «Поезд» (Тапер, конечно же, наигрывал: «В семь-сорок он подъедет, пусть он не из Одессы»…)

Хотя знающие себе цену одесситы, для которых и Париж был всего лишь городом «где-то за Люстдорфом», могли невозмутимо заметить про эту, с понтом, новинку: «Тоже мне цаца — подобное мы уже видали, у Тимченко».

Вполне рабочий кинетоскоп Тимченко и по сей день хранится в московском Политехническом музее под табличкой: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».

Киноаппарат И. А.Тимченко

Тимченко до конца жизни жил в Одессе. Скончался 20 мая 1924 года. Похоронен на Втором Христианском кладбище.

Его деятельность отличалась многогранностью. К чему бы ни прикасались его золотые руки, начиная от создания электрических часов и изобретения кинематографа до участия в проектировании грязелечебницы или создания модели артезианского колодца с ветряным двигателем – всюду был заметен его яркий самобытный талант.

А в августе 2013 года на Одесской киностудии прошла презентация действующего макета камеры для съемки и проецирования движущегося изображения, изготовленного по чертежам Иосифа Тимченко:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: