Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) — выдающийся артист оперетты, руководитель Одесского театра музыкальной комедии, который теперь носит его имя. Первым в истории жанра получил высокое звание “Народный артист СССР”.
Михаил Водяной — это одна из легенд нашего города, символ Одессы. Водяной создал на сцене и воплотил на экране обобщенный, яркий и привлекательный образ Одессита, безоговорочно принятый широкими народными массами. Говорят, что Леонид Осипович Утесов назвал Михаила «полпредом Одессы в Москве».
Михаил Водяной, Аркадий Райкин и Леонид Утесов. 1946
Вопреки одной из популярных одесских легенд Водяной не был коренным одесситом. Он родился в Харькове 23 декабря 1924 года, был вторым ребенком в обеспеченной семье начальника по снабжению и домохозяйки. Но одесситам зтот факт не мешал считать его своим кумиром.
Михаил Водяной и Елена Дембская. Сцена из спектакля
Он обозначал собой образ Одессита в представлении широких народных масс. Одесских артистов в годы Советской власти встречали в Москве и Душанбе, Вильнюсе и Таллинне, словно клонированных двойников его опереточных героев. В периоды гастролей своим оглушительным успехом театр музкомедии был обязан, прежде всего, Водяному.
М. Водяной в Львовском театре оперетты
Страсть к лицедейству проявилась с детства. С 12 лет участвовал в театральных студиях Ашхабада и Кисловодска. После школы поступил сразу на второй курс актерского факультета Ленинградского театрального института (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Закончил три курса – учебу прервала война.
Михаил Водяной. Начало 1950-х
После освобождения Кисловодска был недолго солистом Львовской филармонии. С легкой руки Леонида Утесова, увидевшего в концерте талантливых молодых исполнителей Михаила Водяного и Евгению Дембскую, попробовал себя в жанре оперетты.
В 1943 году состоялся его дебют на профессиональной сцене — артиста приняли в Пятигорский театр музыкальной комедии. Из самых ярких его впечатлений того времени: в театре полно фраков, но катастрофически не хватает лаковых туфель. Но что же это за опереточный герой без лаковой обуви? Нонсенс. Нашли выход: артистам выдавали галоши. Издали они так отчаянно блестели, что при свете рампы вполне сходили за модные туфли.
М. Водяной. Сцена из спектакля
Актер Пятигорского (1943-45), затем Львовского (1945-53) театров музыкальной комедии. Визитной карточкой Львовского театра стала оперетта И. О. Дунаевского “Вольный ветер”, где впервые встретились Маргарита Демина и Михаил Водяной (Пепита и Микки). Актерский дуэт вскоре перерос в супружеский – романтически счастливый брак длился почти четыре десятилетия.
Михаил Водяной и Маргарита Демина в спектакле «Черноморский огонек»
В декабре 1953 года Львовский театр был переведен в Одессу, обменявшись адресами с Одесским театром Советской Армии, и очень быстро вписался в культурную жизнь города, имея в своих рядах, в частности, самобытного ищущего артиста, у которого главные роли состоялись уже в Одессе. Одесская публика сразу приняла Водяного, выразительного, музыкального, умеющего создавать образ, а не оставаться в тесных рамках опереточного амплуа. На сцене он – воплощение легкости и элегантности, что называется, “родился во фраке”, с хорошим чувством юмора.
По выражению самого артиста, он ощущал себя в Одессе “Колумбом, открывающим новый и удивительный мир, выявляя в нем дорогие для себя и неповторимые черты”. Своеобразным посвящением в одесситы для Михаила Водяного стала оперетта “Белая акация” на музыку И. Дунаевского (для первой постановки композитор передал свое произведение именно в Одесский театр). Спектакль стал на многие годы творческой эмблемой театра (реж. И. Гриншпун). Яшка-«Буксир» Водяного был как бы “настоян” на аромате акаций, пропитан воздухом Одессы. Актер при этом показывал не просто шалопая и авантюриста, ему важно было сделать этот образ символом потребительского отношения к жизни, ненавистного самому артисту.
М. Водяной и Е. Дембская в спектакле «Белая акация»
Режиссеры шутили: Мише достаточно только пройтись по сцене, чтобы сорвать аплодисменты и обеспечить небывалый успех представления. На самом деле, работал он, как каторжный. Ни одной роли не сыграл походя. За каждой – огромный труд, чтение книг, исторических материалов, часы наблюдений, разговоры с участниками событий. Водяной был из тех актеров, для которых невозможно просто сыграть представленные обстоятельства. Ему было необходимо «влезть в шкуру» своего персонажа.
Приступая к роли Яшки-Буксира в «Белой акации» Исаака Дунаевского, Водяной долго искал подходящий для своего персонажа наряд. Одеваться он должен был броско, по последней моде, и костюмеры сбились с ног в поисках подходящей одежды. Возвращаясь как-то домой после спектакля, на Дерибасовской (неподалеку от дома, где он жил) актер заприметил парня-стилягу в экзотической рубашке с пальмами, пирамидами и в аляповатом галстуке. «Где можно достать такой костюм»? — обратился к нему Михаил Григорьевич. «Это вы, Миша»? — «Допустим, я». — «Так я вам дарю». Парень тут же снял с себя галстук, рубашку и отдал их артисту. Водяной полез в карман за портмоне, но обидевшийся стиляга произнес: «Я отдал это с благодарностью за оказанное мне внимание».
Дуэт Яшки-Буксира и Ларисы из оперетты «Белая акация» в исполнении М. Водяного и Е. Дембской:
Слава пришла к Михаилу Григорьевичу стремительно. Причем произошло это задолго до выхода на экран фильма «Свадьба в Малиновке». В 1957 году режиссер Григорий Натансон экранизировал оперетту «Белая акация», и Михаил Водяной вместе с Идалией Ивановой (Тоська) и Евгенией Дембской (Лора) оказался в центре всеобщего внимания. Его Яшка-Буксир был не просто стилягой — о, нет, это был фирменный вариант одесского фраера пятидесятых годов. Второго такого и впрямь не было. Его фраза: «Лора, я человек честный и привык смотреть опасности прямо в глаза. Если Костя приедет в Аркадию — мы спрячемся» с характерными, чисто одесскими интонациями, стала нарицательной. Эти самые интонации Водяной не играл, они были неотъемлемой частью дикции артиста. Не зря его считали настоящим одесситом.
М. Водяной и Е. Дембская в спектакле «Белая акация»
Водяной серьезно и сосредоточенно работал над каждым новым спектаклем. Требовательный к себе и другим (многие вспоминали, что с ним было очень непросто работать), он тщательно продумывал для каждой роли свои актерские приемы, штрихи, чтобы потом на сцене играть легко, весело, заразительно, с импровизационной раскованностью. Разный на сцене и в жизни, Михаил Водяной не играл себя, как это делают многие артисты.
Постепенно Водяной превратился в актера широкого амплуа, встал в ряд самых больших комиков своего времени. Газета “Советская культура” писала в 1975 году:
“Он фокусник и волшебник одновременно. Он умеет быть интересным в неинтересной роли, потому что может быть на сцене просто Водяным, а это само по себе увлекательно и смешно, это приводит зрителя в состояние радостного напряженного ожидания. В этом «фокус» его мастерства, тайна артистизма”.
Актер сумел нанести удар по обветшалым канонам опереточности и своим репертуаром, переиграв перед этим традиционных комических персонажей классической оперетты (к примеру, он был неподражаемым Бони в “Сильве”).
М. Водяной в роли Бони в спектакле «Сильва»
Однажды драматургу Алексею Арбузову, отдыхавшему в Одессе, сказали, что по его пьесе «В этом милом старом городе» поставили спектакль «Поздняя серенада», где Гусятникова играет Водяной. «Водяной играет Гусятникова! — вскричал Арбузов. — Не пойду». Драматурга затащили силой. После спектакля он сказал Водяному: «Вы — не явление, вы — настоящее театральное чудо». Достав свою книгу, Арбузов написал: «Лучшему Гусятникову на советской сцене».
В значительной степени помогла М. Водяному работа с главным режиссером Одесского театра М. А.Ошеровским (1962-1977), который добивался от артиста графической точности рисунка каждой роли, остроты гиперболы, углубленного психологизма. Так появились образы Галушки (“Кому улыбаются звезды”), Санчо Панса (“Человек из Ламанчи”), сыгранный без привычных шлягерных пританцовок, ироничный, трагикомический; Дулиттл (“Моя прекрасная леди”), отмечалось, что работа Водяного превосходит многих исполнителей этой роли, включая американских.
Широкую популярность актеру принесла работа в трилогии об Одессе – спектаклях “На рассвете”, “Четверо с улицы Жанны” О. Сандлера и “У родного причала” В. Соловьева-Седого. “На рассвете” стал эпохальным спектаклем как для театра, так и для Михаила Водяного, создавшего образ легендарного одесского бандита Мишки Япончика. В исполнении артиста – это не только авантюрист, но и лицедей, комедиант, выстраивающий из своих бандитских налетов эффектные спектакли. Водяной ведет своего героя от пика его шальной славы к полному краху. За буффонадой, трюком встает острая точная мысль.
Михаил Водяной в роли Мишки Япончика
Крепкая дружба связывала артиста с Утесовым.
Песня в исполнении М. Водяного к юбилею Леонида Утесова (1966):
— Готовясь сыграть Мишку Япончика в спектакле “На рассвете”, Водяной общался с Леонидом Осиповичем, — рассказывает Фаина Мушкатина, заведующая литературной частью и директор музея Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного. — Тогда еще был жив младший брат Михаила Винницкого, того самого Мишки Япончика. Но именно Леонид Осипович детально поведал, как легендарный бандит одевался, ходил, двигался. Утесов был знаком с Мишкой и любил рассказывать о том, как работал в Большом Ришельевском театре (в советское время в этом здании на углу Колодезного переулка работал кинотеатр имени Короленко), где посетителям не рекомендовалось оставлять в гардеробе пальто и калоши (представляете обстановочку?). Мишка Япончик со своей бандой часто вламывался на представления, и публика в ужасе разбегалась.
Михаил Водяной в роли Мишки Япончика
— В 60-е годы наш театр готовил постановку «На рассвете» Оскара Сандлера, — вспоминал Михаил Водяной. — Этим спектаклем открывались московские гастроли труппы. Роль мадам Энно, жены французского консула в Одессе, исполняла моя супруга Маргарита Демина. Тогда в Одессе жили еще аборигены, знавшие реального Япончика. Их интересовало, кто выступит в роли короля бандитов. А родной брат Япончика, чистильщик обуви Юдий, дошел до главного режиссера театра Матвея Ошеровского, пытаясь выяснить, как в театре собираются показывать его кровного родственника: в качестве бандита или налетчика, поскольку это «две большие разницы».
В роли Япончика Михаил Григорьевич выходил на сцену 500 раз! Леонид Утесов писал в своем дневнике: «Я много лет являюсь консультантом по «одесским вопросам». Работа трудная, так как каждый одессит по любому поводу имеет свое мнение. Единственный случай, когда мнения всех одесситов совпадают, это исполнение Водяным роли Мишки Япончика. Считаю, что Водяной больше похож на Япончика, чем он сам».
Запомнилась зрителям и роль Царя в спектакле-капустнике “Русский секрет”, где актер с блеском виртуозно и озорно играл глупого правителя.
Огромный успех имела роль Попандопуло в кинофильме и спектакле “Свадьба в Малиновке”. На 3-ем Всесоюзном кинофестивале она была признана лучшей комедийной ролью, а Водяной стал лауреатом фестиваля.
М. Водяной в фильме «Свадьба в Малиновке»
Куплеты Попандопуло из фильма «Свадьба в Малиновке»:
Популярность Водяного была неимоверной. Однажды артист опаздывал на гастрольный спектакль, и пилоты посадили рейсовый самолет на военном аэродроме вместо аэровокзала областного центра, где должны были приземлиться. Что самое интересное, никто из пассажиров не возмущался — ведь они летели с самим Попандопуло!
М. Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
Самые знаменитые фразы Попандопуло из фильма ‘Свадьба в Малиновке’:
— Я чувствую, что мы на грани грандиозного шухера.
— И шо я в тебя такой влюблённый?
— Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: «Министр финансов Попандопуло»? Бери, бери! Я себе еще нарисую.
— Смотри, композитор! А ну сочини что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!
— Это — тебе…, это — мне…, это — тебе…, это — обратно тебе…
— Я имел много специальностей, за шо и состоял на особом учете в одесском уголовном розыске.
— А то я тебе голову оторву и скажу, что так и було!
— Шо ты хапаешь, шо ты хапаешь! Не, я такой фасон не ношу. Я себя не обделил, по-честному?
— Убери ножичек! Сделаешь дырку — потом не запломбируешь!
— Ты наблюдал как эта врангельская морда била меня у морду?
— Снимай лапсердак. Поносил — дай другому поносить.
— Ты что делаешь, разбойник, своих грабишь! Гадский папа!
— Ты знаешь, сколько у нас пулеметов? Семь! Нет, шесть…Один заедает, другой, как сумасшедший, подпрыгивает, а третий гад в своих пуляет. А седьмой я по секрету от пана атамана выменял на эти вот штанишки.
— Я замэрз, как на морском дне.
— Да это ж мой гардеробчик!
— Где же ты, Маруся, с кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а мене кусаешь!
— Вся дивизия в монастыре хлещет спиртное. Один я позабыт, позаброшен…
— У пана-атамана нэма золотого запасу, я чувствую, что я скоро разбегусь в разные стороны.
В репертуаре Михаила Водяного много ролей, но наиболее органично и самобытно он выглядел в ролях одесситов — Яшки-Буксира и Мишки-Япончика.
М. Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
В этих ролях, в общем-то не выписанных авторами пьес и музыки, обрекающих исполнителя на одну-две краски, Водяной сумел выжать из этого скудного материала фигуры, ставшие культовыми.
М. Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
Очередная творческая победа в жанре мюзикла состоялась в спектакле “Поздняя серенада” В. Ильина по пьесе А. Арбузова “В этом милом старом доме” в постановке Э. Митницкого. Драматург написал на афише: “Лучшему Гусятникову, какого я только знаю на советской сцене, замечательному актеру Михаилу Водяному”.
М. Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
Последней работой в театре стала роль Тевье в мюзикле “Скрипач на крыше” по произведению Шолом-Алейхема. Водяной играл Тевье – мудрого, тонкого, непримиримого ко всякой лжи.
М. Водяной в спектакле «Скрипач на крыше»
О Тевье — Водяном много писали не только в одесской, но и в московской и киевской прессе, оценки были всегда восторженными. Сам Мастер говорил, что его Тевье – “это король Лир в оперетте”.
М. Водяной в роли Тевье в спектакле «Скрипач на крыше»
«Он был везде потрясающий, — вспоминает Фаина Мушкатина. — Пластичный, стройный, он умел носить фрак. Последний раз я его видела, когда он сидел, загримированный в Тевье-молочника к спектаклю “Скрипач на крыше”. Эта роль, по мнению специалистов, стала, пожалуй, самым совершенным, самым глубоким созданием Мастера. Он шел к ней почти 20 лет. Гастроли в Киеве, когда шесть дней с потрясающим аншлагом шел “Скрипач”, были подлинным триумфом артиста».
Михаил Водяной. Сцена из спектакля
Михаил Ульянов вспоминал, что как раз в эти дни был в Киеве. Уже собравшись уезжать и купив билет на поезд, решил зайти в театр минут на десять, чтобы посмотреть на Водяного в роли Тевье (фильм с Тевье-Ульяновым тогда уже был снят). В этот вечер артист никуда не уехал. Свободных мест в театре не было — он простоял весь спектакль, а по окончании подумал: «Если бы я видел, как играет Водяной, я бы никогда не играл эту роль».
В 1976 году Михаил Водяной стал народным артистом Советского Союза — первым в жанре оперетты . А спустя три года возглавил родной театр.
Михаил Григорьевич был не только душой театра. Помимо огромной актерской нагрузки Водяной занимался административной и общественной работой. Он несколько лет был директором и художественным руководителем театра, многое сделал для постройки нового здания Одесского театра музыкальной комедии, которому в 1994 году было присвоено имя Михаила Водяного.
Михаил Водяной выступает перед строителями Одесского театра музыкальной комедии
Актер был избран председателем областного отделения Украинского театрального общества и в этом качестве успел сделать немало для театров Одессы.
М. Водяной. Сцена из спектакля
Кинодебют Михаила Водяного состоялся в 1958 году, когда он снялся в фильме-спектакле «Белая акация». Правда, после этого он не снимался почти 10 лет (если не считать маленькой роли в фильме «Эскадра уходит на запад», 1965). И только в 1967-м вышла знаменитая «Свадьба в Малиновке». Актера пригласили в кино опять же благодаря сцене: он уже несколько лет распевал куплеты Попандопуло в Одесской музкомедии.
Он снялся еще в десятке картин, однако роли играл в основном эпизодические (к примеру, редактор газеты «Гудок» в «Двенадцати стульях» Марка ЗАХАРОВА). Заметной работой стал лишь Георг Стэн в оперетте «Вольный ветер», оказавшийся его последней ролью в кино. Среди фильмов с участием Михаила Водяного: «Инспектор уголовного розыска», «Одиннадцать надежд» (Сан Саныч).
Фильмография Михаила Водяного:
М. Водяной в роли Яшки-«Буксира» в фильме «Белая акация»
М. Водяной в роли Мишки Япончика в фильме «Эскадра уходит на запад»
М. Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
М. Водяной в роли Сосина в фильме «Инспектор уголовного розыска»
М. Водяной в роли Сосина в фильме «Будни уголовного розыска»
М. Водяной в роли Сан Саныча в фильме «Одиннадцать надежд»
М. Водяной в роли Персицкого в фильме «Двенадцать стульев»
М. Водяной в роли Арнольда в фильме «Особо опасные…»
М. Водяной в роли Ивана Христофоровича в фильме «Опасный возраст»
М. Водяной в роли Стэна в фильме «Вольный ветер»
М. Водяной в документальном фильме «Я возвращаю ваш портрет»
Михаил Водяной — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актерскую работу» за роль в фильме «Свадьба в Малиновке» (1968).
Был женат на актрисе Маргарите Дёминой, с которой прожил 35 лет. Они вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами.
Когда Михаилу Водяному предложили руководство театром, его жизнь превратилась в настоящий кошмар. Театр — специфический организм, где жестоко расплачиваются за провал и не прощают чужого успеха. Ненависть, как и дружба, объединяет, и вскоре в театре появилась группа людей, решивших избавиться от снискавшего народную любовь конкурента. В 1986 году в театре, в местной прессе, а затем и в «Литературной газете» развернулась травля Михаила Вассермана (Водяного).
М. Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»
Энергичные завистники, а среди них были и ученики артиста, которым он дал путевку на сцену, при поддержке местных партийных чиновников встали на тропу войны с Мастером. Один за другим ползли слухи, обрастая невероятными подробностями, превращаясь в зловещий клубок. В отношении Михаила Григорьевича было возбуждено уголовное дело по статье 121 Уголовного кодекса УССР за развращение не достигших 16 лет.
Окрыленные лозунгом «Даешь театр без Водяного!», завистники рассчитывали добить перенесшего второй инфаркт артиста, надеясь, что он растеряется под массированным напором «доказательств». Следователь особенно усердствовал, видимо, рассчитывая на повышение по службе. Один из дававших показания в защиту Водяного не сдержался: «Как вы можете целиться в сердце безоружного? Народ вам этого не простит!». Неожиданно дело стало разваливаться на глазах, «свидетельниц» и «пострадавших» выводили на чистую воду нестыковки его алиби с их «показаниями» и очные ставки с обвиняемым. Одна из истиц призналась во лжи, разрыдавшись прямо в зале суда. После того, как кампания по дискредитации пошла на убыль, здоровье его уже было сильно подорвано.
Об этом громком скандале с горькой иронией говорится в статье «Шалунишка» из «Большого полутолкового словаря одесского языка»:
«Так ласково именуется мужчина преклонных лет, свято уверовавший в слова песни «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и сохраняющий до конца жизни юношеский задор по отношению к прекрасному полу, едва успевшему вступить в период окончательного созревания. Именно по ложному обвинению в подобной шалости был затравлен и доведен до гробовой доски единственный в Одессе народный артист СССР М. Водяной. После смерти артиста выяснилось, что он регулярно шалил только на сцене. Ошибка была исправлена: на дом, где он жил прицепили мемориальную доску, оперетту назвали его именем и Водяному от этого на том свете тут же полегчало».
Михаил Григорьевич Водяной
11-го сентября 1987-го года его не стало. Он скончался от сердечного приступа в возрасте 62 лет. Водяной похоронен в Одессе, на 2-м Христианском кладбище.
Памятник на могиле М. Водяного
На его могиле установлен памятник работы скульптора Алексея Копьева и архитектора Евгения Оленина.
Памятник на могиле М. Водяного (фрагмент)
По воспоминаниям примы Одесской музкомедии, народной артистки Украины Людмилы Сатосовой, «смерть этого жизнерадостного человека стала настоящей трагедией для всей страны».
К сожалению, у Михаила Водяного не было детей. Но остались его замечательные роли, верные поклонники, любовь и уважение коллег.
Имя Михаила Водяного носит Одесский театр музыкальной комедии, в его честь создан и идет спектакль «Бал в честь короля» — сцены из наиболее известных постановок, в которых он блистал. Это живой сценический памятник Мастеру, которого любит и помнит Одесса.
На фасаде дома по ул. Екатерининской, 17, где жил артист, установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска на доме, в котором жил М. Водяной
В 2013 году в Малиновке (Харьковская область) был установлен памятник персонажам советской музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Героями нового монумента стали Попандопуло и бандит Сметана.
Памятник Попандопуло в Малиновке (Харьковская обл.)
Небольшой (7:28) видеоролик о жизни и творчестве Михаила Григорьевича Водяного: