Павел Лисициан ~ Это определение часто адресуют многим известным певцам, но даже в огромном букете голосов выдающихся исполнителей есть один голос, который трудно сравнить с другим. Он принадлежит нашему великому соотечественнику Павлу Лисициану. ~ При прослушивании записей и концертов мировых оперных звезд, в том числе итальянских, порой трудно определить исполнителя, а тембр Лисициана невозможно спутать ни с одним из голосов: золотой голос с блестящим оттенком, спускающийся откуда-то сверху, и не зря программа, подготовленная российской телекомпанией «Культура» к юбилею Большого певца, называлась «Человек, поющий с высоты». включая Павла Герасимовича, который уже давно покинул сцену.~ Результат превзошел все ожидания: Подавляющее большинство отдало предпочтение Лисициану. Его голос был признан самым красивым, а исполнение — самым совершенным. ~ Личная и творческая жизнь певца связана с четырьмя городами: Владикавказ, Ленинград, Ереван и Москва. И каждый из них сыграл важную роль в формировании будущего мирового певца. ~ Более сорока частей, исполненных на многих сценах мира, и записи, сделанные на радио и телевидении, остались эталонами исполнения и вошли в сокровищницу мирового вокального искусства. Среди них Жермон из оперы «Травиата» Дж. Верди и Валентин из «Фауста» Ш. Гуно, Эскамильо из «Кармен» Ж. Бизе и Амонасро из оперы «Аида» Дж. Верди, ведущие партии в операх П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и «Иоланта». ~ Особое место в репертуаре певца занимают партии в армянских операх, в которых он исполняет исключительно главные партии. Это Аршак в одноименной опере Т. Чухаджяна, Моси в опере «Ануш» А. Тиграняна. Исполнение Лисицианом роли Татула в спектакле A. Опера Спендиарова «Алмаст», в которой певец блистал на сцене знаменитого Большого театра во время гастролей Ереванской оперной труппы в Москве в рамках Десятилетия армянского искусства. ~ Его мягкий, бархатистый голос звучал одинаково во всех регистрах. Все арии из опер, в отличие от многих певцов, он исполнял в оригинальных клавишах, особенно поражая всех бесконечными высокими нотами, которые он брал легко и естественно. Искусство Лисициана было высоко оценено во многих странах. ~ Он был первым советским певцом после Ф. И. Шаляпина, который с ошеломляющим успехом выступал на сцене знаменитой Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Его сольный концерт состоялся там же, в знаменитом концертном зале «Карнеги-холл». Голос певицы звучал в лучших концертных и оперных залах СССР, но особенно на сценах Большого театра и Ереванской оперы. А. Спендиарова, где он выступал как музыкант и личность, по словам певца. ~ Лисициан всегда вспоминал свой ереванский период с любовью и благодарностью к деятелям культуры, сыгравшим большую роль в его творческой жизни. ~ Особая эпоха в творчестве певца — выступления на знаменитой сцене Большого театра, где 21 марта 1940 года он дебютировал в партии Елецкого в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» в качестве солиста оперной труппы.
Кроме того, в течение 26 сезонов он исполняет ведущие партии баритонового репертуара, который фактически является премьер-министром театра. В это время будущие легенды оперы и балета, такие как С. Лемешв и И. Козловский, М. Райзен и М. Михайлов, А. Пирогов и Г. Уланова, О. Лепешинская, Н. Голованов и С. Самосуд, работы в театре. Ю. Fayer и B. Хайкин, который по праву старших коллег поддерживает молодого певца. ~ Но выдающийся дирижер А. Мелик-Пашаев показал молодому певцу особое отношение, что, Более того, режиссер Б. Покровский был плодовитым, плодотворным, и не случайно Лисян покинул столь любимый им театр после ухода этого крупнейшего мастера. Ему не было и 54 лет. ~ Буквально за два месяца до отъезда певец исполнил одну из своих коронных партий: роль Елецкого в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского на сцене театра Ла Скала в рамках грандиозных гастролей в Милане. В то время певец, ставший одним из лидеров оперной труппы, помогал более молодым коллегам, таким как И. Архипов, З. Андзапаридзе, Г. Вишневская, И. Петров и многие другие. ~ Одно из памятных событий. Для Лисяна стало совместное выступление в спектакле «Кармен» Ж. Бизе под руководством А. Мелик-Пашаева с выдающимся итальянским тенором Марио дель Монако на сцене Большого театра, где также в главных партиях выступили И. Архипов и И. Масленников. Слушая ее, не перестаешь восхищаться исполнителями, среди которых наш выдающийся соотечественник. Прекрасная оперная певица, Лисиан была замечательной камерной исполнительницей. В его репертуаре большое количество произведений западноевропейских, русских и армянских композиторов. И в каждом из этих произведений огромный художественный талант, понимание стиля, безупречное знание текста, великолепная дикция. Более 30 лет Павел Герасимович передавал свой богатейший опыт молодым певцам и одновременно был вокальным консультантом в Большом театре, Московской филармонии и заведующим. Параллельно он проводил мастер-классы во многих странах мира. ~ Среди учеников профессора Лисикара — первый лауреат международного конкурса среди певцов — армянин Саркис Гюмджян, сын певца Рубена Лисикара, Райнер Гольберг и Штефан Спивак (Германия) и другие. ~ В 1965 году по решению Министерства культуры СССР Лисян, первый из советских специалистов, вместе с группой молодых певцов был направлен в театр Ла Скала для обмена опытом. Павел Герасимович оставил большую сцену и продолжал выступать в концертах. По его инициативе был создан «семейный квартет», в котором выдающийся мастер выступал со своими детьми, замечательными певцами Кариной, Рузанной и Рубеном, исполняя шедевры мировой классики. ~ Павел Лисян неоднократно участвовал в международных конкурсах рядом с теми, с кем он пел на сцене до недавнего времени — Б. Бермининг, И. Архипов, Дж. Лондон, З. Андзапаридзе и др. Коллеги всегда ценили вокальное искусство выдающегося певца. Вот свидетельства некоторых из них:
«Лисиан сделал прекрасную страницу в ситуации огромного театра. Каждый раз гармоничная целостность его личности приводила в восторг. Он был блестящим оперным артистом, художником, вдумчивым, тонким интерпретатором камерной музыки, профессиональным педагогом, добрым, естественным, искренне разным. «
Марио дель Монако:
«Лисиан — обладательница голоса редчайшей красоты. Не часто можно встретить на оперной сцене такого артиста, который делает образы такими, какими их делает создатель. Актер — мастер на сцене во всем, что он готовит. «
«Лисиан — обладатель самого изящного голоса: он не преодолевает проблему, а восхищает, и вместе с ним мы наслаждаемся легкостью и естественностью процесса пения».
С именем Павла Герасимовича связаны прекрасные страницы универсальной ситуации оперы. Чтобы сохранить память о величественном художнике, в 2009 году я провел международный конкурс молодых художников во Владикавказе, мегаполисе, где появился Лисиан.
Армения по-прежнему тепло отзывалась о памяти художника: В июле этого года по инициативе Министерства культуры и музыкального общества был проведен 1-й республиканский конкурс в день его рождения, где когда-то был великий артист. Для этого из столицы выехали дочери Павла Герасимовича — Карина и Рузанна.
Вечером в тот же день в театре. А. Плентярова состоялся вечер и спектакль, на котором молодые артисты оперы и лауреат республиканского конкурса вокалистов носят имя Лисяна, на котором звучал в записи и голос большого артиста. И теперь убеждаешься в одном: это действительно желтый голос 20-го века.
Павел Лисикар