Высоцкий-Шемякин: два гения, два юбилея, две судьбы

Вчера вечером, в день рождения Владимира Высоцкого, в Центре Михаила Шемякина на Садовой, 11 открылась выставка «Сказка-легенда. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х», раскрывающая творческий диалог художника с поэтом и отражающая атмосфера Парижа 1970-х.

Проект был подготовлен заранее и специально к 80-летию поэта, барда, актера, «Пушкина нашего времени», как часто называют Высоцкого, по инициативе художника и близкого друга Михаила Шемякина, который также готовит чтобы отпраздновать в этом году свое 75-летие.

Экскурсию для гостей провела куратор выставки и художественный руководитель Центра Ольга Сазонова.

Дружба Шемякина и Высоцкого началась в 1974 году, когда во время одного из визитов последнего в Париж Михаил Барышников познакомил их со старинной резиденцией актрисы Одиллии Версуа — сестры Марины Влад. Спустя годы Михаил Шемякин писал в своей книге: «Нас с Володей связывала глубокая и прочная дружба. У нас было много общего, как в биографии, так и во взглядах. Наши отцы прошли войну, оба служили в Германии, где мы выросли раздельно,и оба стали полковниками.Мы впитали в себя ужас руин побежденной великой страны.Потом были неудобные и тесные коммуналки на родине,где мы воочию увидели чудовищность режима Советского Союза.даже радикализм в поисках справедливости».

По этому поводу еще одна цитата: «Самое сильное впечатление на меня произвела песня — «Охота на волков», я услышал ее от Галича и был потрясен. В песне не было ни одной фальшивой ноты, в ней было все — ритм, тембр, композиция и гармония. духовное давление! Это была облава на наше поколение бунтарей и диссидентов. Гениальное произведение!»

Иллюстрация М. Шемякина к песне Высоцкого «Охота на волков».

Выставка также рассказывает об атмосфере, царившей в Париже 1970-х годов, когда в одном городе столкнулись три волны русской эмиграции, совершенно разные: еще жили белые офицеры и послевоенные беженцы, третья волна поэтов, художников и музыканты бросились на помощь. В то же время стали приезжать художники из СССР. Михаил Чемякин продвигал запрещенных в СССР русских художников и поэтов-нонконформистов, увековечивал в Париже память о русской культуре, организуя выставки, выпуская книги, журналы и компакт-диски.

За витриной и на стенах можно увидеть страницы из «Аполлона-77», литературно-художественного альманаха творчества Третьей волны эмиграции, который был разработан и издан в Париже, а также оригинальные компакт-диски, посвященные Высоцкому. В этом разделе на фотографиях представлены узнаваемые лица деятелей русского Парижа 1970-х и друзей Шемякина: Александра Галича, Андрея Синявского, Юрия Любимова, Булата Окуджавы, знаменитых цыган Владимира Полякова и Алеша Дмитриевича. Все фотографии оригинальные и предоставлены художником из его личной коллекции.

Альманах «Аполлон-77» и другие публикации М. Шемякина.

На фоне общего роста творческой интеллигенции в эмиграции дружба Михаила Шемякина и Владимира Высоцкого переросла в партнерство: Шемякин взялся записывать песни Высоцкого в своей студии и за 6 лет работы создал лучший бардовский сборник. Константин Казанский аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре. Записи были выпущены только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Майклом Либерманом. В серию вошли 7 пластинок.

В свою очередь, Высоцкий призвал Шемякина к созданию памятника Петру I. Вот как описывал его Михаил Шемякин: «Незадолго до того памятного вечера в Париже, когда зародилась идея скульптуры Петра I, Высоцкий играл роль фаворита великого государя, знаменитого абиссинца Ганнибала, приходившегося прадедом Александру Сергеевичу Пушкину.(… После долгих споров и размышлений о том, каким должен быть Петр I в моей скульптуре и как избежать формального изображения, Высоцкий вдруг поднял гипсовую голову Петра, сделанную Растрелли, вскочил на табурет и, положив гипсовую голову Петра на свою, воскликнул: как это должно быть! Вы не могли бы придумать голову более настоящей, чем эта!». Действительно, он поспешил на мой взгляд, что может быть точнее и правдивее, чем прижизненная маска, снятая с Петра I Карлом Растрелли для его знаменитой «Восковой персоны», которая уже несколько столетий сидит в парадных одеждах, вглядываясь в оконное стекло у любопытных посетителей Эрмитажа».

Посмертная маска Петра Великого и фото памятной встречи в мастерской М. Шемякина.

Всего Михаил Шемякин проиллюстрировал 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого, по годам жизни поэта. Графические работы на стихи Высоцкого собраны в книгу «Две судьбы», обобщающую тридцатилетнюю работу художника, и увидели свет в прошлом году.

Иллюстрации Михаила Шемякина распределены по темам: судьба, алкоголь, охота на волков, психиатрическая больница, цветы зла, гражданская война, Великая Отечественная война, Россия.

Все они представлены на выставке в Санкт-Петербурге.

Выставку также дополняют редкие фотографии, сделанные в парижской мастерской Михаила Шемякина в 1976 году известным французским фотографом Патриком Бернаром. В этих редких картинах Владимир Высоцкий представлен на фоне любимых им метафизических произведений.

Владимир Высоцкий и картина М. Шемякина «Метафизическая голова».

Отдельное место в экспозиции занимают серия работ «Чрево Парижа» и картины Шемякина с изображением мясников с Центрального рынка Парижа, вдохновившие Высоцкого на поэму «Тушеноши».

Несколько месяцев назад, во время своего последнего визита в Петербург, Михаил Шемякин рассказал нам, как все начиналось: «Я узнал, что французы решили снести историческое здание — Парижский пуп, описанный Эмилем Золя, — и уникальное архитектурное сооружение. рынка, где фермеры во Франции веками продавали мясо и другие продукты баранов.

Что больше всего поражало мое воображение, так это огромные разделчики туш, в которых чувствовалась какая-то нечеловеческая сила. Великаны несли на своих спинах 400-килограммовую тушу быка и, с их белыми волосами, обагренными кровью, смиренно следовали один за другим, создавая величественный образ миров Пантагрюэля.

Серия фотографий и рисунков М. Шемякина о Тушенооши.

«Позже я много рассказывал о парижанине Гжебене и показывал свои фотографии Высоцкому. Они тоже произвели на него сильное впечатление, и именно тогда было создано стихотворение «Коциол» о связи между человеком и трупом животного. .

По словам Шемякина, его иллюстрации к поэме Высоцкого были связаны с философско-поэтическим взглядом поэта на исторический рынок и людей, работающих на нем. Произошла довольно необычная творческая метаморфоза. Высоцкий написал стихотворение под впечатлением от рисунков Шемякина, а после его смерти художник выразил живописную интерпретацию его стихов. Этот диалог продолжается и сегодня.

…Кончил Кэт — дела его ужасны,

А то те, кому хуже, хуже, хуже,

вытаскивал жертв на гильотину:

«Безголовый, Безголовый, Безголовый, Безголовый, Безголовый,

И кажущиеся бездушными трупы,

Словно катками вдавленными в суть картины…

Иллюстрация к песне Высоцкого «Французские черти».

Роскошность экспозиции добавляет серия картин «Карнавалы Петербурга» и оригинальные натюрморты Михаила Шемякина семидесятых годов. Уникальный фильм PBS о Высоцком демонстрируется на первом этаже Центра.

Следует отметить, что юбилейные выставки Высоцкого открывались одновременно в двух городах – в Москве и Санкт-Петербурге. На выставке в Altmans Gallery в Варшаве представлены скульптуры, гравюры и ювелирные миниатюры Михаила Шемякина, а также личные вещи Владимира Высоцкого и фотографии В. Плотникова, уникальная серия гравюр Михаила Шемякина со стихов и песни барда.

Выставка в Санкт-Петербурге продлится до 18 марта 2018 г. Для посетителей ежедневно проводятся бесплатные экскурсии в 13:00, 16:00 и 19:00 (для участия необходим входной билет на выставку).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com