ОРЛОВ (Кировская область) 14 янв — РИА Новости, Алина Медведская. Воспитанники закрытого образовательного учреждения для молодежи с девиантным поведением в городе Орел Кировской области приняли официальных гостей от Общественной палаты России (ОП), которые работают над декриминализацией российской молодежи. Корреспондент РИА Новости также съездил с общественниками в спецшколу, чтобы посмотреть, где и как живут трудные подростки.
Декриминализация подростков была одной из первых задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в новом году. Для достижения этой цели российское правительство должно до 15 февраля создать межведомственную рабочую группу, в которую войдут представители Президентского совета по гражданскому обществу и правам человека.
В пятницу секретарь «Гражданской платформы» Александр Бречалов и председатель Комитета поддержки молодежных инициатив Сангаджи Тарбаев посетили орловское учебное заведение, которое более двух лет находится под патронажем секретаря ОП.
За высоким забором
В Орловском специальном образовательном учреждении находятся 104 подростка в возрасте от 11 до 18 лет из более чем 30 регионов Российской Федерации. Молодежь обучается по пяти специальностям: слесарь-механик, токарь, плотник, штукатур-маляр и мастер по дереву.
Внутри Орловская спецшкола напоминает хороший вуз: просторные светлые кабинеты, украшенные к Новому году, отремонтированные тематические классы, портреты успешных выпускников на стенах. Только высокий каменный забор выдает, что внутри школы особый режим.
Студенты — обычные дети со злым взглядом. Все они в одинаковых черных костюмах, явно в знак нашего прибытия. Я видел, что мальчишкам в них было некомфортно, непривычно. Трудно было поверить, что некоторые (даже самые молодые) не только воровали, но и избивали, грабили и подвергали сексуальному насилию.
После вступительного слова гостей, небольшого концерта и общения детей с Бречаловым и Тарбаевым все отправились в столовую. Здесь общественники, преподаватели и журналисты обедали за одними столами со студентами.
«Как вас зовут?» — спрашивает член региональной Общественной палаты, обращаясь к ученику. Мальчику 12 лет явно польстило проявленное к нему внимание, и он тут же назвал свое имя.
«Зачем тебе это нужно? Что ты сделал?» — спросил социальный работник.
— Ничего, я ничего не делал, — нахмурившись, ответил подросток.
Однако правительственный чиновник продолжил допрос и вымогал информацию о том, что мальчик был пойман на краже.
Кто виноват и что делать
Секретарь Общественной палаты России считает, что прежде чем предпринимать какие-либо конкретные шаги по декриминализации подростков, следует осознать глобальный характер проблемы. «Дело не в мальчиках. Изначально вопрос в семье, в той среде, в которой они живут, растут. У большинства из них агрессивное окружение. По разным причинам они не находят поддержки в семье… На мой взгляд, мы должны делать больше, чем говорить», — сказал Бречалов.
Он призвал людей приобщиться к шефству над молодежью в таких учреждениях, относясь к этой работе ответственно и учитывая все нюансы. Секретарь ОП убежден, что благодаря активному наставничеству в течение нескольких лет уровень преступности во всем обществе также снизится.
«Например, Ваня (имя изменено) окажется либо преступником, либо хорошим гражданином, и он талантлив. Этим детям труднее всего помочь… им нужно внимание, им нужно шаг за шагом сопровождать свое будущее .Давно-долго», — сказал секретарь «Гражданской платформы».
Руководитель спецшколы Татьяна Хохлова согласна с мнением общественного деятеля, который уверяет, что для учащихся особенно важен личный пример успешных людей. Важна и мотивация: чем больше детям предлагается различных поощрений за хорошее поведение, например, поездок в Москву, тем больше у них мотивации следовать правилам.
«Самое главное в этом возрасте — показать, что быть успешным в спорте, в творчестве — это весело. И именно так постепенное вовлечение подростков в деятельность (не криминальную), в случае успеха, можно заменить (тяга к преступлению — ред.) Но это надо заменить, делать каждый день, ежечасно, — сказала Хохлова.
Клеймо на всю жизнь
Ранее Минобрнауки заявило о намерении переименовать школы для трудных подростков, удалив из документов упоминания о девиантном поведении выпускников. Сейчас эти школы называются «специальными образовательными учреждениями для учащихся с девиантным поведением». То же имя появляется в аттестатах выпускников, что, по мнению министерства, «очень затрудняет им продолжение образования и трудоустройство». Для решения этой проблемы в мае был подготовлен проект изменений в действующие правила.
Начальник спецшколы выступает за снятие отметки. «Чаще эти дети не так уж и социально опасны, это дети, которых недостаточно любили, им что-то не давали, не было ни в школе, ни в семье. очень эффективно работать на месте, — сказала Хохлова.
Секретарь «Гражданской платформы», убежденный в необходимости сохранения рекорда, другого мнения, но необходимо изменить отношение общества к рекорду.
«Вы должны определиться, потому что тогда определенную модель поведения работодателя или вуза следует скорректировать в лучшую сторону, больше внимания (будет уделяться). Это мое личное мнение. Дело не в штампе и табличке, это вопрос отношения», — сказал Бречалов.
Между строк
Один ученик признается, что в спецшколе обычно примерно так же, как сейчас, когда приезжают гости из Москвы. — Ну, разве что скатерти не покрывают, — добавил мальчик.
«Мы живем мирно, каждый знает свое место, поэтому бардака нет. В наших группах есть дежурные, они все решают… И мне здесь понравилось больше, чем даже в Петербурге (спецшкола в СПб — ред.) — сказал ученик, показывая сверстникам поторопиться.
На вопрос, куда они торопятся, мальчик ответил, что просто хотел «поскорее переодеться в нормальную одежду».
Детей можно переодеть в новые наряды, скатерти на столах, здание вычистить до блеска, но один эпизод заставил задуматься, что детей здесь не бросают, что в них верят и воспитывают. В столовой было очень холодно, так как дверь на улицу весь день не закрывалась из-за гостей. Я громко пожаловался на это своим коллегам. Кто-то осторожно толкнул меня в плечо.
«Извините. Могу я дать вам свою куртку?» — спросила меня одна из учениц школы для молодежи с социально опасным поведением.