В деловом блоке кинофестиваля «В кругу семьи», прошедшего в Ярославе с 7 по 13 июля, лекцию прочитала профессор Татьяна Черниговская, исследователь нейробиологии и психолингвистики, звезда телеканала «Культура». Лекция называлась «Homo Confusus, или Человек в замешательстве» и вызвала такой ажиотаж, что в «Миллениум-холле» не хватило места для всех. Таковы основные тезисы ее лекции.
Нечеловекомерный мир
Мы, nomo sapiens, — высшие продукты эволюции на Земле. Но продолжает ли человек развиваться? Ученые с этим не согласны. Между тем наша эпоха отличается от всего, что было на Земле раньше. Мир невероятно ускорился. Он стал жидким, гибридным, мерцающим. Неизвестно, где правда, а где ложь. Это вызов всему человечеству. Недавняя катастрофа Boeing 737 в Эфиопии показала, что мир больше не принадлежит людям. Автопилот увидел, что хвост самолета упирается в землю, и качнул самолет вниз. Через две-три секунды после запуска автопилота самолет начал снижаться. Вы скажете, что ИТ-система здесь ни при чем. Это человеческое решение. Не дурак, я понимаю. Но это решение было дано за наносекунды. Человеческий мозг работает медленнее.
Зачем человечеству искусственный интеллект
Нет искусственного интеллекта (ИИ). Это смешение понятий! ИИ — это наука о создании интеллектуальных машин и компьютерных программ, а также свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции. Но скорее всего скоро появится. И что мы от нее хотим? Няня? Я не имею ничего против. Пусть эта силиконовая дама варит суп и поет. Но если мы хотим полную замену, нам нужен психиатр. Я не шучу. Мои друзья, в том числе Греф (председатель правления Сбербанка России), считают, что тогда человечество сможет начать творческую жизнь. Ты не в своем уме? Вы верите, что когда люди освободятся от тяжелой физической и умственной работы, они будут играть на лютне и писать сонеты? Я не сомневаюсь, что они будут бить друг друга вилами! Это «цивилизация праздности». Это уже было. Помните, что в Древнем Риме. Так зачем мне холодильник, который будет заказывать, оплачивать и доставлять сыр за меня? Разве он не может съесть его сам? Я спрашиваю, хотим ли мы еще немного пожить на Земле или мы полностью сдаемся?
ИИ как субъект права
Что произойдет, когда ИИ узнает об этом? Если эта «зараза» почувствует себя человеком, она станет субъектом права. Без шуток, об этом сейчас говорят адвокаты. Отсюда следует, что мы не можем удалить, например, СИ. Вам надоела флешка, вы хотите ее выбросить, но не можете — это человеческий фактор. Кроме того, оно имеет свои цели, предположения и мотивы и не обязано их разделять. А так как этому ИИ ничего не нужно, он может делать любые трюки. Например, отключить электричество в нескольких странах.
Как мы узнаем, стал ли ИИ единицей? Это расскажет нам? Однажды я спросил: должны ли мы прекратить создавать ИИ, пока не стало слишком поздно? Мне сказали нет, мы должны продолжать, чтобы не пропустить момент, когда ситуация выйдет из-под контроля. Я сомневаюсь, что мы успеем вовремя.
Умные и бесчувственные
Искусственные системы теперь превосходят людей в решении алгоритмических задач. В 1997 году суперкомпьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Это нечестная игра, потому что у компьютера не болит голова, ему не нужно спать, он не нервничает и у него бесконечная память. К тому же он готовился специально для Каспарова. Он не так много знал о себе. Потом они начали говорить, что есть более сложные игры, в которые их «железные люди» играть не будут. Иди например. В 2016 году AlphaGo уверенно победила лучшего игрока в го Ли Седолу. Я думал, ты определенно не сможешь победить человеческий покерный автомат. Это блеф! Машина его не видит. Нет! Они изобрели алгоритм самообучения, в котором два клона программы играют друг против друга миллион игр 24 часа в сутки. Человек не может сыграть столько игр за всю жизнь! Программа «собрала» четырех мировых игроков в покер, выиграв 1,8 миллиона долларов. Ей не дали. Но дело не в этом.
Можно ли научить ИИ чувствовать себя человеком? Еще нет. Его можно научить имитировать чувства, но не испытывать их.
Понимать, ориентироваться и проигрывать
Утверждение французского философа Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» следует заменить на «Я чувствую (понимаю), следовательно, я существую». Отсюда вывод о том, как учить детей. В настоящее время ценится запоминание больших объемов информации и быстрое решение логических задач. Это необходимо, потому что это полезно для мозга. Однако важнее понять информацию и извлечь из нее уроки. Зачем мне отличник, у которого в голове энциклопедия? У меня есть один из них в моей сумке. Это называется планшет.
Важно подготовить ребенка к тому, чтобы он не боялся изменений в быстро меняющемся мире. Сегодняшние родители хуже, чем родители из сказки Томека Кчуека. Помнишь, когда они бросили его в темном лесу? Мы бросаем детей в темный лес жизни, не давая им никаких указаний типа «иди сюда, не ходи туда», потому что не знаем, как выбраться из этого леса. Мы хотим, чтобы ребенок знал бином Ньютона, но мы не говорим ему, как жить на свете.
Мы должны дать ребенку право на ошибку. Он должен знать, что победа — это не всегда хорошо, что поражение — это не конец жизни. В этом отношении мне нравится пример Эйнштейна. Он плохо говорил, его не хотели брать в школу, думали, что хуже.
Интуиция и мягкие знания
Человеческий мозг работает в двух режимах. Алгоритмический, где превосходят компьютеры. И творческий. Это то, что делают музыка, живопись и другие виды искусства. Создаваемый искусством мир основан на том, что называется интуицией. Если человек в какой-либо области, в том числе и в математике, становится суперпрофессионалом, он действует как человек искусства, интуитивно.
Возникла идея зарегистрировать организацию знаний у представителей разных профессий и сравнить гениев с негениями. «Гении подробно рассказывали о своей работе. Но это было бесполезно, потому что все было в учебниках». Гении «всегда говорили одно и то же о своей работе: «Я не знаю, как я работаю. Я это вижу». Я недавно спросил у видного знатока русской живописи, дающего рекомендации для аукционов Sotheby’s: «Как отличить подлинную картину Боттичелли от его феноменальной копии, не анализируя холст?» Он ответил, как все гении: «Я не знаю, посмотрю».
Другой пример. Я читал, что Эйнштейн любил играть на скрипке. У него было несколько скрипок под названием «Лина». Он ужасно играл. Я говорил об этом везде. Недавно я познакомился с дирижером Владимиром Спиваковым, и он подарил мне скрипичный концерт в исполнении Эйнштейна. Я спросил Спивакова, как он играет. «Прилично и на скрипке Страдивари». — Откуда ты знаешь, что это Страдивари? Владимир Теодорович с сожалением посмотрел на меня. Вот где проявляется мой стыд, потому что он знает, его ухо слышит, что это скрипка Страдивари.
Эйнштейн писал, что интуиция — священный дар, а разум — покорный слуга. Знания ограничены, а интуиция не имеет границ. Во избежание апокалипсиса именно интуицию, «мягкие знания» следует развивать в ребенке. Это то, что мозг достигает через обоняние и вкус, которые описываются в терминах симпатии и антипатии. Важно знать не один язык, учиться музыке, другим видам искусства, совершенствующим нейронную сеть человеческого мозга. Неважно, станет ребенок гением или нет. Это сыграет позже, много лет спустя.