Бег стал популярным видом спорта в городе Москве, а бизнесмен Дмитрий Тарасов стал самым успешным инициатором платных забегов. А как насчет экономики самого важного бегового события страны — столичного марафона?
Футбол без мяча. Из-за травмы Дмитрий Тарасов не успел замерзнуть в качестве профессионального футболиста, но, несмотря на все это, ему удалось построить карьеру спортивного менеджера
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ / Приобрести фото
Текст: Динара Мамедова
«Бег всегда казался мне кислым. Раньше я играл в футбол и не мог бегать без мяча, — говорит Дмитрий Тарасов, генеральный директор агентства Fresh Athletics. Что немаловажно, Тарасову удалось договориться со столичными властями о проведении двух столичных марафонов в 2013 и 2014 годах. Мероприятие, прошедшее в сентябре этого года, стало крупнейшим любительским соревнованием по бегу в Российской Федерации — в нем приняли участие более 10 000 участников и несколько 10 000 посетителей.
Любительский бег в России набирает обороты. По данным отраслевого портала Probeg.org, в 2012 году в соревнованиях на 100 км, 42,2 км, 21,1 км и 10 км приняли участие 24,1 тыс. человек, а в 2014 году — в 2,2 раза больше, 53,4 тыс. человек. Бег как дешевый и глобальный образ спорта уже несколько лет продвигается производителями спортивных товаров Adidas и Nike, которые открывают благотворительные беговые клубы. В парках столицы международное движение parkrun каждые выходные организует благотворительные забеги для своих сторонников. Было отмечено, что ряд средних школ изучает вопрос об их функционировании. «Мода на бег возникла и развивается в столице благодаря высочайшему темпу жизни горожан, их желанию заниматься спортом и экономить время, — говорит Миша Громов, директор компании 3sport, — которое нужно для преодоления пробок, а для бега достаточно надеть спортивную обувь, пробежаться по улице и пройтись пешком.»
До недавнего времени любительские гонки организовывались муниципалитетами или спортивными клубами. Все изменилось, когда бизнесмены заметили новую нишу.
2,5 миллиона долларов США Таков бюджет крупнейших универсальных марафонов, в которых участвуют до 40 000 бегунов, говорится в текстах генерального директора «агентства» Дмитрия Тарасова
Спортивный менеджер
«Зимой 2010 года я лежал дома с гриппом и читал книгу «Стратегия голубого океана», — рассказывает Дмитрий Тарасов. Я купила карточку в фитнес-центр, чтобы потом поправить здоровье. Я поспешил на трассу, поговорил с собственным тренером и пришел к выводу, что платные гонки — дело «лазурного океана»».
В спортивном менеджменте 37-летний Тарасов к этому моменту уже не был новичком. В детстве он занимался футболом в спортивной школе, но в 19 лет получил травму и ушел из спорта. Учась на экономическом факультете Гуманитарного института, Тарасов не бросал своего хобби: По вечерам и по выходным он играл в футбол с друзьями и бывшими товарищами по команде. Дмитрий проявлял интерес к большому количеству знакомых, которые впоследствии сыграли значительную роль в его карьере. Так один из друзей, несомненно, помог ему устроиться на контракт менеджера по спортивному маркетингу в компанию Reebok.
«В Российской Федерации очень мало людей занимаются спортивным маркетингом, а в нашей компании все очень хорошо знают Диму, — говорит Илья Фимушкин, директор по спортивному маркетингу российского консульства Adidas.
Весной 2010 года Тарасов организовал агентство Fresh Athletics и познакомился с директором по маркетингу российского консульства Nike. Тарасовой повезло: в стратегию компании входили затраты на продвижение беговой продукции и привлечение новых членов к этому спортивному образу. Агентство» запустило беговые клубы Nike и приняло участие в организации забегов DayRun, NightRun и RunMoscow. «За это время я провел много фокус-групп с молодыми людьми, узнал у людей, что на самом деле мотивирует их заниматься бегом, тащить себя на тренировки», — вспоминает Тарасов. В 2012 году он принял решение, что в беге должны участвовать люди разных возрастов и проводить больше глобальных мероприятий. Это, например, как обычный Столичный международный марафон мира (ММММ).
Клуб по интересам
В настоящее время в столице и крупных городах Российской Федерации набирают популярность беговые клубы известных производителей спортивной экипировки — Nike и Adidas. Там у каждого есть возможность бесплатно бегать 3 раза в неделю с профессиональными тренерами. Обычно на тренинг приходят 10-15 человек.
Аутсайдеры забега
«В прошлом большинство наших марафонов выглядели следующим образом: Судья махнул рукой, и все побежали», — вспоминает Миша Громов. Самым крупным беговым мероприятием в Российской Федерации является ММММ, проводимый в столице с 1981 года. В начале 1990-х годов марафон привлек рекордное количество участников — 18 000 человек, но с годами его популярность пошла на убыль. В 2012 году марафон пробежали всего 2,8 тыс. участников (причем это число приходится на дистанцию 10 км). Организаторами ММММ выступили Москомспорт и спорткомплекс «Лужники».
В 2012 году Тарасов познакомился с Александром Прониным, генеральным директором государственного предприятия «Лужники». Пронин хотел возродить марафон «Лужники», который раньше собирал около 600 участников. Тарасов вызвался ему помочь. Он заверил Пронина, что перекрывать центр мегаполиса из-за 300 дедушек, которые воспринимают марафон как советскую традицию здорового образа жизни, действительно не имеет значения. Необходимо создать событийное шоу и привлечь туда молодежь. В 2012 году «агентство» организовало онлайн-регистрацию в «Лужниках», начало работать с социальными сетями и отладило работу по электрической фиксации времени старта и финиша каждого участника. Тарасову это мероприятие понравилось, а Пронин хотел провести еще большее соперничество.
Весной 2013 года Тарасов пригласил команду «Лужников» на Парижский полумарафон — одно из 10 крупнейших беговых мероприятий в мире, собирающее более 40 000 участников. Дилер хотел устроить в столице соперничество аналогичной важности. Как и положено соперникам, именно благодаря Пронину Тарасов подружился с чиновниками из Москомспорта и других департаментов правительства Москвы.
Тарасов договорился с чиновниками о проведении не ММММ, а Столичного марафона. В соответствии с этим планом он собрал команду из 15 менеджеров. Они занимались предварительной работой: Разработка концепции забега, логотипов, маркетинговой и PR-кампании, ведение переговоров со спонсорами, создание и поддержка сайтов Moscowmarathon.org и Newrunners.ru. Компания Тарасова развивалась за счет средств, выделенных из городского бюджета на компанию марафона, организовывала платные забеги для Сбербанка, Nike, Adidas, NewBalance, фонда «Трасса жизни», ВТБ. По данным «СПАРК-Интерфакс», общая прибыль агентства Fresh Athletics в 2013 году составила 97 млн рублей.
В результате Rust был немедленно переизобретен на 42 км. В результате «агентство» придумало ряд временных гонок. Тарасов обратился к Мише Громову, который в данный момент имел возможность проводить платные конкурсы «The On Rumble» и «Autumn Thunder». Эти 2 события вошли в серию предварительных забегов Марафона Метрополис 2013. Доля гонок была предопределена для новичков и проводилась в Fell-формате: Некоторые конкурсы сопровождались концертами артистов и диджеев в «ярком забеге» представителей цветного населения. Для продвижения мероприятий Тарасов привлекал популярных людей: Модель Наталья Водянова, футболист Алексей Смертин, актер Андрей Бочаров. Мероприятия оказались экономически успешными и окупились благодаря вступительным взносам бегунов.
Однако пути Громова и Тарасова впоследствии распределила головная акция — марафон 2013 г. Согласно текстам Громова, Тарасов решил впоследствии сам создать всю предварительную линию гонки.
1,8 миллиона рублей. Создал призовой фонд столичного марафона 2014 года. 12 победителей были разделены между ним