Воронцовский дворец в Одессе

Воронцовский дворец в Одессе

Резиденция Светлейшего князя М. С.Воронцова в Одессе — частичка «воронцовско-пушкинской» эпохи в истории Южной Пальмиры. Здание, сооруженное по проекту архитектора Боффо, которому жемчужина у моря обязана многими своими прекрасными зданиями, появилось на склоне в западной части Приморского бульвара в 1826 году на месте дома одного из бессарабских помещиков.

Архитектор Боффо Ф. К.

Архитектор Боффо Ф. К.

Историки иногда по-разному указывают его имя, однако возьмем за образец историка Муразкевича, который в своей книге «Одесская старина» пишет, что фамилия владельца дома и участка, на котором Боффо возвел резиденцию Воронцова, была Куликовский. Впрочем, интереснее то, что задолго до дома помещика здесь была турецкая крепость Ени-Дунья, в свое время захваченная под руководством Иосифа Дерибаса.

Само же строение, возведенное именитым архитектором для не менее именитого Михаила Воронцова, в мае 1823 года назначенного Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором, на долгие годы сохранило за собой право вызывать восторженные отзывы у посетителей города у моря, видевших его.

Воронцовский дворец в Одессе. 1830-е

Воронцовский дворец в Одессе. 1830-е

Вот, к примеру, одно из упоминаний о дворце. В августе 1837 года в Воронцовском дворце побывал поэт Жуковский, который отметил в своих дневниках оранжереи графского дома, его нумизматическую коллекцию и богатейшую библиотеку графа. Кстати, книгами из этой библиотеки пользовался и Пушкин, причем еще до того, как она заняла специально отведенный дворцовый зал. Ныне же это бесценное собрание литературных шедевров, имеющих огромную историческую и культурную ценность, хранится в фондах Одесского Государственного Университета имени Мечникова, где под названием «Воронцовский фонд» вызывает интерес отечественных и зарубежных ученых.

Однако дневники Жуковского были опубликованы только в 1901 году, а российскому читателю дворец впервые «представила» известная тогда писательница Елена Ган. «На самом углу земляного утеса стоит великолепный дом с садом, оранжереями, террасами и красивою колоннадой впереди…», писала она в повести «Теофания Аббиаджио». За рубежом одну из первых хвалебных од дворцу Воронцова провозгласил в своих путевых заметках английский медик Эдвард Мортон.

Зимний сад Воронцовского дворца

Зимний сад Воронцовского дворца

«Это большое гладкое здание, как и все в Одессе, оштукатуренное… К дому примыкают конюшни, выстроенные против главного входа. Вокруг здания находится сад… оканчивающийся в сторону бульвара великолепной решеткой… Под прямым углом к дому находится большое крыло, содержащее несколько обширных комнат», писал он в опубликованных несколько лет спустя путевых дневниках, а в заатлантической Америке американский путешественник Стеффенс утверждал, что дворец «по орнаменту и отделке внутри …много выше таких в Италии». Еще одной достопримечательностью дворца были оранжереи, которые располагались на верхней галерее дворца. Однако, как ни странно, ни один из этих восхвалителей и их современников не упомянул имени архитектора.

Воронцовский дворец как бы опоясан открытой террасой, обращенной к морю. Внутреннюю сторону дворца украшают высокие колонны тосканского ордера с портиком, на стенах заметны изразцы с арабской вязью, напоминающей о турецкой кампании его владельца. В глубине портика расположился двусторонний мостик-лестница парадного входа, а на его крыше устроена прогулочная галерея с множеством чугунных фонарей по периметру балюстрады. Сбоку есть еще один портик, состоящий из четырех колонн, там можно увидеть и чудом сохранившийся литой «трехголовый» фонарь.

Вид Воронцовского дворца от Малой гавани. 1830-е

Вид Воронцовского дворца от Малой гавани. 1830-е

Ранее дворец и поместье Воронцовых были ограждены от Приморского бульвара красивой кованой решеткой. А вход в него охраняли каменные львы, посаженные на высоких пилонах. В дополнение к охране, еще две львиные головы, с кольцами в зубах, были вмонтированы в решетку. Когда-то здесь кипела жизнь: устраивались балы и приемы, широко были распахнуты парадные двери, горел свет в больших дворцовых окнах, звучала речь на всех европейских языках и слышались разговоры о политике, торговле и, конечно, о любви.

Интерьеры дворца, созданные терпеливой рукой известного мастера — скульптора и живописца Карла Скотти — были поистине роскошными. Кругом пышная позолота, богатая лепнина и дорогая мозаика, пилястры коринфского ордера с полуциркульными нишами для статуй. Особой отделкой отличались камины: изображенные на них птицы и растения были сделаны из разноцветных камней. Во всем – от янтарных ручек на дверях до потолочных росписей чувствовались вкус и элегантность. Очевидцы того времени отмечали, что по отделке и орнаментам Воронцовский дворец во много раз превосходил итальянские аналоги.

Воронцовский дворец. Открытка кон. XIX в.

На первом этаже располагались несколько помещений: фойе, бильярдная, полукруглая столовая с открытой террасой, большой зал, библиотека, медальный кабинет, «комната манускриптов», «Китайский кабинет» жены графа – Воронцовой Елизаветы Ксаверьевны, «турецкая комната». Второй этаж был оформлен проще, там находились жилые комнаты. Жизнеутверждающий и радостный вид дворцу придавал расположенный вокруг него сад, а также многочисленные оранжереи и террасы с красивой античной Колоннадой впереди.

У Воронцова останавливался император Николай I с супругой во время путешествия по югу империи в 1837 году; после визита князь получит высочайший рескрипт с благодарностью. Император был доволен порядком в Одессе при Воронцове, хвалил за «возведение многих красивых зданий».

Воронцовский дворец. Открытка начала XX в.

Воронцовский дворец. Открытка начала XX в.

Свидетелем многих событий на своем веку стал знаменитый дворец, он перенес многие тяготы и невзгоды. В 1854 году, 10 апреля, он, как и памятник Дюку, подвергался ударам англо-французской эскадры в период Крымской войны и был частично разрушен (в стене нынешнего балетного класса, на первом этаже дворца, можно увидеть одно из множества попавших в здание ядер). В дом и сад князя Воронцова попало до 200 ядер. И до сих пор одно из них можно увидеть в наружной стене бывшего зала на первом этаже здания. Кстати, еще одно такое ядро находится в памятнике Дюку, расположенному в нескольких сотнях метров дальше, на самой середине Приморского бульвара.

Ядро в стене Воронцовского дворца

Ядро в стене Воронцовского дворца

Интересно, что самым большим сокровищем в это время для Воронцова был не столько сам дворец, сколько его книги — богатейшая библиотека. Во время бомбардировки Одессы он отдает распоряжение «надежно укрыть редкие книги», благодаря чему библиотека была сохранена, а позднее подарена университету, где хранится и сегодня под названием «Воронцовский фонд».

Прошли годы, пропал с лица бульвара боковой Орловский флигель. Также канул в Лету и фонтан, а металлическую решетку, отлитую скорее всего известным петербургским мастером Бердом, утратили уже в середине XX века. Как – неизвестно.

Восстановленный после бомбардировки дворец служил в качестве резиденции губернатора Новороссийского края вплоть до конца XIX столетия, когда чиновники в его коридорах сменяются на гимназистов — в стенах Воронцовского дворца Одессы открыта частная мужская гимназия А. Юнгмейстера, существовавшая до 1917 года. Средства на содержание комплекса выделялись из гимназического фонда, формировавшегося за счет платы за обучение.

Гимназия Юнгмейстера. На заднем плане видно здание конюшен у Воронцовского дворца

Гимназия Юнгмейстера. На заднем плане видно здание конюшен у Воронцовского дворца

С началом революционного движения в марте 1917 года здание гимназии (бывшей губернаторской резиденции) одним из первых попадает в сферу интересов новой власти — здесь разместился центр восстания Одессы “Советов рабочих и солдатских депутатов”, а затем – штаб Красной гвардии, что никак не способствовало сохранению уникальных интерьеров дворца (часть интерьеров была перевезена в Алупку).

Мемориальная доска в стене Воронцовского дворца, посвященная событиям 1917 года

Мемориальная доска в стене Воронцовского дворца, посвященная событиям 1917 года

«На одной из центральных улиц города находился красивый особняк, в котором раньше проживал генерал-губернатор, — цитирует Ростислав Александров строки из повести «Школа ненависти», — теперь здесь у дверей, опершись на винтовку, стоял часовой. На балконе здания, как бы всматриваясь вдоль улицы, застыл пулемет». Воронцовский дворец упоминает и Валентин Катаев в хрестоматийном цикле об одесских подростках Петьке и Гаврике. В «Зимнем вечере» «Гаврик невесело улыбнулся. Он подумал о том, что вокруг было много памятников — как на кладбище! — знаменитых зданий, дворцов — хотя бы тот же Воронцовский, в самом дальнем конце бульвара со своей знаменитой полуциркульной античной ротондой из семи белоснежных колонн на дымном фоне Пересыпи… Это был его город, и он теперь дрался в нем за Советскую власть».

Известнейший автор допустил одну ошибку. Дворцовая ротонда имеет два ряда по десять колонн в каждом.

Ротонда, львы и фонтан

Ротонда, львы и фонтан «Источник» у Воронцовского дворца

После окончания Гражданской войны залы комплекса использовались для нужд общественных организаций.

Ограда Воронцовского дворца и львы у ворот. 1920-е

Ограда Воронцовского дворца и львы у ворот. 1920-е

В частности здесь проводились шахматные соревнования, что и послужило ориентиром дальнейшей судьбы дворца на ближайшие десятилетия — в 1936 году его залы приспособили решением Совнаркома СССР для нужд Дома пионеров, открытие которого с Большой елкой в Бальном зале ознаменовало для одесской детворы начало Нового 1937 года.

Одесский дворец пионеров. Фото 1938 года

Одесский дворец пионеров. Фото 1938 года

Уже после войны свидетельством того, что «никто не забыт и ничто не забыто» стало название Дворца пионеров. С 1961 года он стал носить и до сих пор носит имя юного партизанского разведчика Яши Гордиенко.

Дворец пионеров в Воронцовском дворце

Дворец пионеров в Воронцовском дворце

Во время Великой отечественной (1941 — 1945) законсервированный Воронцовский дворцовый комплекс понес значительные потери (был стерт в лица земли Орловский корпус (технический отдел Дворца пионеров) и Зимний сад), а прочие его здания и сооружения были изрешечены снарядами и картечью. Однако в период оккупации дворец был отремонтирован и служил резиденцией губернатора Транснистрии.

Кабинет губернатора Транснистрии в Воронцовском дворце. 1943 г.

Кабинет губернатора Транснистрии в Воронцовском дворце. 1943 г.

Послевоенная реставрация 50-х годов ХХ столетия, наряду в восстановлением архитектурного облика уцелевших зданий комплекса, унесла за собой в жерло сталеплавильных печей уникальную чугунную решетку ограды парка, отлитую в Петербурге на заводе Чарльза Берда.

Воронцовский дворец. 1959

Воронцовский дворец. 1959

В 2000 году Дворец пионеров переименовали в Дворец детского и юношеского творчества. Сейчас во дворце работают несколько детских студий, а само здание историко-архитектурного памятника требует серьезного ремонта. Проектные работы уже начались. Несмотря на ряд серьезных инженерно-археологических трудностей, специалисты обещают, что дворец простоит еще многие и многие годы, радуя одесситов и гостей города своими линиями.

В настоящее время ведется реставрация дворцового комплекса, которую намечено завершить до июня 2018 года.

Архитектура Воронцовского дворца

Венчающий собой высокий берег центральной части Одессы комплекс Воронцовского дворца в классическом стиле, созданный по проекту одесского архитектора Франца Карловича Боффо (1796 — 1867), первоначально помимо ныне существующих дворца, конюшенного корпуса, кухонного корпуса и бельведера включал Орловский корпус, сад (спускался по склону к морю), флигель для гостей (примыкал под прямым углом к зданию дворца со стороны внутреннего двора) и Зимний сад с беседками для отдыха и лестницей к морю у подножья.

Юго-восточный фасад Воронцовского дворца

Юго-восточный фасад Воронцовского дворца

Сейчас на месте, где стоял Орловский корпус, расположена широкая лестница в несколько ступеней, по бокам которой стоят львы, ранее охранявшие ворота, ведущие к Воронцовскому дворцу. По одну сторону лестницы расположена знаменитая Воронцовская колоннада, а по другую — фонтан «Источник».

Один из львов, некогда охранявших ворота Воронцовского дворца

Один из львов, некогда охранявших ворота Воронцовского дворца

Дворец графа Воронцова (1826) в стиле александровского ампира, замыкающий северную оконечность Приморского бульвара, своим восточным фасадом повернут на залив.

Воронцовский дворец. Вход

Воронцовский дворец. Вход

Составляющими внешнего декора здания римско-ионического ордера, обращенного главным входом на запад, представляют собой колонные (с запада — четырех, с юга — семи) портики, орнаментированным фризом над окнами второго этажа и трехчетвертными колонными барельефами. Крышу замыкает карниз с балюстрадой.

Карниз и баллюстрада Воронцовского дворца

Карниз и баллюстрада Воронцовского дворца

Внутреннее убранство четко разделено на три части: полуподвальный первый хозяйственный этаж, второй – гостевой и третий — хозяйский.

Двери большой гостиной Воронцовского дворца

Двери большой гостиной Воронцовского дворца

Богато украшенный лепниной и позолотой гостевой этаж с наборным паркетом и хрустально-бронзовыми люстрами на высоких сводах состоит из некогда украшенной картинами бильярдной, столовой с открытой террасой, Бального зала с камином, Турецкого кабинета в зелено-золотых тонах, рабочего кабинета манускриптов с прекрасным видом на море и библиотекой, некогда хранившей уникальное собрание книг.

Столовая Воронцовского дворца

Столовая Воронцовского дворца

Хозяйские покои лишены столь богатой отделки, да и потолки здесь пониже не говоря уже о хозяйственном этаже, не предназначенном для ока высокопоставленных господ. Из украшений княжеских покоев стоит отметить инкрустированные солнечные часы в детской, и невысокие мраморные колонны, делившие опочивальню надвое. Кроме того на третьем этаже находятся две библиотеки, приемная и кабинет.

Воронцовский дворец. Кабинет

Воронцовский дворец. Кабинет

Конюшенный корпус (1826 — 1829) – оштукатуренное двухэтажное здание из ракушечника в четвертую часть окружности обращено своей выпуклой частью в сторону дворца, южнее которого находится. Отличительной особенностью выпуклого глухого фасада с нишами является четырехколонный портик тосканского ордера, окаймляющие большой арочный проем, а вогнутого — большие полуциркульные окна.

Воронцовский дворец. Турецкий кабинет

Воронцовский дворец. Турецкий кабинет

Внутреннее убранство первого этажа, предназначенного для лошадей, украшает потолок в романском стиле и деревянные колонны, которые удерживают высокий свод, в отличии от второго — предназначенного для прислуги и лишенного всяческой отделки.

Бельведер (1826 — 1828) из двух параллельных рядов десятиколонного (оштукатуренный ракушечник) портика тосканского ордера, перекрытых двухскатной металлической крышей над плоским антаблементом с двумя каменными лестничными маршами по бокам, так же в плане составляет четвертую часть окружности, но на этот раз обращенной выпуклой часть к морю.

Вид на бельведер Воронцовского дворца с Тещиного моста

Вид на бельведер Воронцовского дворца с Тещиного моста

Воронцовский дворец занимает настолько важное место в истории Одессы, что вокруг него возникло множество легенд и мифов.

В большой гостиной дворца находится немой свидетель тайны – гибели императора Павла Первого. Роскошные межкомнатные двери, ставни и камин были привезены из Михайловского замка в Петербурге, бывшей резиденции Павла, и некогда располагались в спальне императора, где произошло убийство. Раритеты были проданы Воронцову, и теперь камин остался единственным свидетелем смерти Его Величества, поскольку спальня в Михайловском замке была замурована, чтоб затруднить возможность ее обнаружения. По легенде, именно на этот камин опирался бедный Павел в предсмертных судорогах в ночь покушения.

Самый интригующий дворцовый миф связан с историей двух таблиц с «арабской вязью», которые и сегодня располагаются на фасаде здания у центрального входа. До последнего времени «письмена» считались «нечитаемыми». Признавались за изящную и бессмысленную стилизацию под восточный орнамент. Загадка текстов этих таблиц оставалась нераскрытой на протяжении ста семидесяти лет.

Турецкие таблицы на стене Воронцовского дворца

Турецкие таблицы на стене Воронцовского дворца

Таблицы оказались ни чем иным, как трофеями, привезенными Михаилом Семеновичем из павшей в 1828 году турецкой крепости Варна. Их вмонтировали в фасадную стену Турецкой комнаты на почетном месте у входа по старинной восточной традиции.

Только совсем недавно историкам удалось расшифровать надписи на табличках. Оказалось, что одна из них написана на старотурецком языке, а другая на «латыни» Османской империи — на персидском.

«Хешмат Алла, который достоин быть нужным для государства, лишь украшающего собой бытие. Фартане в том числе вошла в историю, как совокупность хитрости. Яркирки Сатин Ахмади. Произведение хана Махмуда. Нури, 1240 год».

1240 год мусульманского календаря хиджры соответствует периоду с августа 1824-го по июль 1825 года христианского летоисчисления. Титул «хан» в сочетании с титулом «султан» употреблялся в Турецкой империи исключительно по отношению к ее правителям. Значит, авторство этих текстов принадлежит самому султану Махмуду Второму!

Для Михаила Семеновича Воронцова этот султан был основным соперником во всех его восточных и балканских походах. Именно в период правления Махмуда Второго (1808-1839 гг.) были созданы эти таблицы, водружены на стенах Варны, а потом сняты после ее капитуляции.

Под самим дворцом располагается еще один источник дворцовых мифов и легенд – подземный ход длиною в 140 метров, возможно, оставшийся от турецкой крепости. Именно этот ход, по заверению пионеров-очевидцев, послужил пристанищем для привидений и духов, которые своими криками из-под полов препятствовали работе фотокружка в одном из подвальных помещений. Сегодня эта подземная галерея спелеологами группы «Поиск» признана самой старой из сохранившихся в Одессе.

Воронцовский дворец на закате

Воронцовский дворец на закате

Существует еще одна забавная легенда о Воронцовском дворце, которая гласит что якобы в одно из дворцовых окон первого этажа по ночам проникал в спальню графини Елизаветы Ксаверьевны (жены графа Воронцова) молодой Александр Сергеевич Пушкин. Это якобы подтверждает надломанный мраморный подоконник – результат работы тяжелых каблуков его обуви. Молва уверенно связывает этот миф с дворцом Воронцова, несмотря на то, что здание стали возводить спустя два года после отбытия Пушкина из Одессы. И если Александр Сергеевич действительно тайно лазал в спальню к госпоже Воронцовой, то вовсе не здесь, а в особняке на углу нынешних улиц Пастера и Торговой, который был снят казной для генерал-губернатора на четыре первых года с момента его прибытия в Одессу в июле 1823-го.

Видео об истории Воронцовского дворца (~9 мин.):

Комплекс Воронцовского дворца в Одессе, снятый с квадрокоптера (2 мин):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com