PI. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубочайшему убеждению, Моцарт — это высший, кульминационный бас, до которого доходит слава в области музыки. Никто не заставлял меня рыдать, трепетать в экстазе от сознания собственной близости к тому, что мы действительно называем стандартом, каковым он и является. В случае с Моцартом я предпочитаю все, потому что мы обожаем все в человеке, которого действительно обожаем. Особенно Дон Хуан, потому что благодаря ему я узнал, что это на самом деле музыка.
«Вечное солнце музыки, имя тебе — Моцарт», — восклицал А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».
Если, следуя примеру Гете, считать, что величественные люди обязаны своим талантом и умом матери, то с Моцартом дело обстоит иначе, ибо «Мария Анна Моцарт» никак не поднимается выше среднего уровня возможностей своего пола. Единственное запоминающееся качество ее натуры, которое передалось потомкам, — это истинно зальцбургская склонность к грубому комизму. Их основатель — Леопольд Моцарт, выходец из семьи из немецкого мегаполиса Осбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Средняя школа игры на скрипке, изданная Леопольдом Моцартом, завоевала популярность не только в Австрии и Германии, но и в других странах, включая Российскую Федерацию. Он работал придворным художником и камердинером у зальцбургского дворянина графа Турна, после чего (с начала 1940-х годов) поступил на службу во дворец в качестве скрипача.
Оркестр архиепископа Зальцбурга.
Из 7 детей от этого брака выжили только двое: дочь Мария Анна, родившаяся 30.07.1751, которую в семье называли Наннерль, и отпрыск Вольфганг, родившийся 27.01.1756. Его рождение едва не стоило жизни его матери; довольно медленно она смогла оправиться от беспомощности, которая внушала ей страх за свою жизнь. Дочь проявила такой несомненный музыкальный талант, что основатель уже в раннем возрасте начал заниматься с ней игрой на фортепиано. Это произвело большое впечатление на мальчика, которому было около трех лет. Тем не менее, он сел за фортепиано и долгое время развлекался тем, что подбирал трети. Когда он нашел ее, то с готовностью повторил гармонию.
Он запоминал отдельные фрагменты услышанной музыки. Ему было 4 года, когда основатель, словно начав веселую игру, начал разучивать с ним на фортепиано менуэты и другие произведения. За короткое время ему удалось исполнить их с идеальной чистотой и в самом строгом темпе. Вскоре в нем проснулась тяга к самостоятельному творчеству. Пятилетний Вольфганг придумывал маленькие пьески, которые разыгрывал перед своим основателем и просил его перенести их на бумагу.
В возрасте 6 лет маленький артист исполнял сложные виртуозные произведения. Опекунам не пришлось уговаривать подростка сесть за инструмент. Наоборот, они призывали его закончить учебу, чтобы он не перенапрягался.
В то же время, незаметно даже для основателя, мальчик начал играть на скрипке и органе. Основатель и его друзья всегда поражались этому невообразимо живому развитию ребенка. Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга стала такой же трудной и однообразной, как его личная. Ведь, несмотря на долгие годы очень тяжелой работы, семья Моцартов вела воздержанный образ жизни, часто не имея средств даже на оплату долгов. Способности Леопольда Моцарта были подавлены и ограничены его зависимостью как придворного художника. Например, юный талант зарождает надежду на то, что его жизнь сложится иначе — более любопытно и комфортно. Основатель решает осчастливить маленького мальчика, пригласив его профессиональную сестру в концертный тур. Шестилетний художник отправляется покорять мир!
Анна Мария Моцарт, мать композитора
Семья Моцартов сначала посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие мегаполисы Европы — Париж, Лондон. В Лондоне Вольфганг познакомился с известным музыкантом Иоганном Кристианом Бахом, младшим отпрыском великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на разницу в возрасте, Бах вел с ним долгие беседы о музыке, знакомил его со своими произведениями и произведениями великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; в остальное время оба импровизировали.
Семья Моцартов прожила в Лондоне более года, за это время дети дали множество представлений, как для широкой публики, так и, например, при королевском дворе. Но на этом концертные успехи не закончились. По приглашению Голландии Моцарты посетили Гаагу, Амстердам и другие города. Они провели 9 месяцев в Голландии. В это время Моцарт написал ряд новых произведений, в том числе 1 симфонию, 6 сонат для клавесина и скрипки, сборник каприччио для клавесина.
Программа Вольфганга поражала своей насыщенностью и сложностью. Маленький виртуоз, он играл на клавесине один раз и четыре раза со своей сестрой. Не менее сложные произведения он исполнил на скрипке и органе. Он импровизировал (одновременно придумывал и исполнял) на заданную мелодию, аккомпанировал артистам с неизвестными ему произведениями. Вольфганга называли «чудом 18 века».
Знатная публика ангажировала и выступление маленького виртуоза. Мальчик был маленьким, худым, бесцветным. Одетый в изысканный придворный костюм, расшитый золотом, с завитым и напудренным париком, как того и добивалась мода, он был похож на волшебную куклу. Для развлечения зрители заставляли ребенка нажимать на кнопки закрытым чистым полотенцем или носовым платком, исполнять сложные пассажи одним пальцем. Любимый отдых зрителей стал испытанием для его тончайшего слуха. Вольфганг обнаруживал разницу между интервалами в 18 нот, определял высоту ноты, записанной на любом инструменте или звучащем предмете.
Все это было довольно болезненно, что объяснялось скорее тем, что спектакли в то время длились по 4, 5 часов. Основатель проигнорировал это и попытался продолжить воспитание собственного потомства. Он знакомил его с лучшими произведениями художников того времени, водил его на спектакли, в оперу, обменивался с ним композициями. В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки и фортепиано, а в Лондоне — симфонии, исполнение которых сделало его выступления еще более популярными. Маленький виртуоз и композитор безвозвратно поразил Европу. Знаменитая, счастливая, но праздная семья Моцартов вернулась в родной Зальцбург. Это был 1766 год.
Но заслуженное развлечение продолжалось недолго. Леопольд Моцарт хотел запечатлеть блестящий триумф своего отпрыска и начал готовить его для свежих концертов. Он начал интенсивно изучать композицию, сотрудничать в составлении концертных программ.
И что какое-то время были заявки на свежие произведения, и что маленькие композиторы интенсивно занимались музыкой наравне со зрелыми. Поэтому Венская оперная арена поручила ему написать веселую оперу «Воображаемая простая девушка», и он с триумфом преодолел этот новый для себя трудный жанр. Репетиции с театральными певцами предвещали триумф. Но эта первая опера Моцарта не была поставлена на венской сцене, несмотря на настойчивые усилия основателя.
Вольфганг едва ли пережил свое первое несчастье. Зависть и недоброжелательное отношение музыкантов к собственному двенадцатилетнему конкуренту начали проявляться. Для них Вольфганг перестал быть вундеркиндом и возродился как серьезный, уже известный композитор. Завистники боялись померкнуть в лучах его популярности.
Его отец решил взять Вольфганга с собой в Италию. Он не сомневался, что его отпрыск, покорив итальянцев своим необычным талантом, займет заслуженное место в жизни. Моцарты, к этому самому другу, отправились в Италию, на родину оперы.
За три года (1770-1773) основатель и его потомки посетили величайшие мегаполисы этой страны — Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. 2 Только в своей собственной жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний художник, пережил победу. Его выступления были классными. Я был впечатлен сложностью и разнообразием этих концертов. Он снова выступал как клавесинист-виртуоз (необычайная ловкость его левой руки особенно поражала всех), а также как аккомпаниатор, скрипач и органист.