В чем различия мужского и женского мозга

Кому легче адаптироваться к изменениям? Влияет ли тестостерон на агрессивное и сексуальное поведение? Почему мальчики имеют больший объем мозга при рождении? Рассказываем об этом с помощью научных фактов.

Нейробиология — достаточно молодая наука, привлекающая специалистов из разных областей к изучению работы мозга. Его цель — найти ответы на вопросы о том, как работает мозг мужчин и женщин. Благодаря ему мы можем изучать анатомические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, а также влияние факторов окружающей среды на развитие головного мозга. Давайте посмотрим, почему мы верим, что «мужчины с Марса, а женщины с Венеры».

Нейробиологические исследования делятся на два направления — изучение элементов нервной системы (клеток, мембран, молекул) и анализ поведения и его механизмов.

Неврология также объединяет два подхода: восходящий подход, направленный на изучение организации сетей и процессов мозга; и нисходящий подход, изучающий проявления функции мозга с целью понимания человеческой организации, поведения и психоэмоциональных реакций.

Наконец, при изучении мозга необходимо учитывать тот факт, что он развивается и перестраивается с течением времени. Эта пластичность бросает вызов нашим знаниям о процессах, связанных с «приобретением» его функций во время первичного развития.

Основные отличия мужского и женского мозга

1. Физиологические особенности

При рождении мозг мужчины примерно на 10% больше, чем у женщины. Исследования МРТ показали различия во внутреннем строении головного мозга в зависимости от пола: у девочек в среднем несколько больше серого вещества (клеток нейронов, отвечающих за мышечную активность и чувствительность), а у мальчиков немного больше белого вещества (клетки нервных волокон нейронов). которые сообщаются между областями мозга).

Ни одно из исследований на сегодняшний день не связывает эти гендерные различия с конкретными способностями и поведением: способностью делать несколько дел одновременно, пространственной ориентацией, языковыми навыками и так далее. На самом деле эти различия незначительны.

Согласно современной неврологии, при рождении средний размер мозга и двигательная активность у мальчиков немного больше; с шести месяцев словесная экспрессия более выражена у девочек. Эти различия следует рассматривать в свете семейных и социальных влияний, которые способствуют формированию нейронных сетей молодого, развивающегося мозга.

2. Гормональные особенности

Они часто используются для объяснения различий между мальчиками и девочками. Специальному исследованию подверглись два нейрогормона, участвующих в формировании сексуального поведения.

Окситоцин отвечает за привязанность в социальном общении, сотрудничество, преодоление стресса и уверенность в себе. Он связан с «женским» поведением – нежным, чувственным и материнским. Следует отметить, что в настоящее время нет прочной научной базы, подтверждающей это предположение – недостаточно знаний о точных механизмах действия окситоцина на нервную систему.

Тестостерон обычно участвует в «мужских» психосоциальных чертах: соперничестве, мужественности, импульсивности и так далее. Хотя тестостерон влияет на размер и силу мышц, его влияние на нервную систему и поведение также до конца не изучено.

До сих пор не было обнаружено никакой связи между сексуальным желанием и тестостероном в общей популяции здоровых взрослых мужчин.

Хотя потеря эрекции происходит при кастрации и т.п., половое влечение не исчезает. Сексуальная активность проявляется в большей степени за счет умственной активности, которая меняется в зависимости от образа жизни и событий.

Исследования связи уровня тестостерона в крови с агрессивностью/насилием или рискованным поведением дают аналогичные выводы: уровень тестостерона в крови не связан с агрессивным или рискованным поведением ни у подростков, ни у мужчин, занимающихся асоциальным поведением. В случае последнего объясняющими факторами являются социальные факторы (уровень образования, социально-экономическое положение).

3. Механизмы адаптации к стрессу

Когда возникает реакция на стресс, исследователи обращают внимание на систему давления и систему памяти условий, при которых она срабатывает. Они напрямую переплетаются с эмоциональными цепями, включающими миндалевидное тело и лимбическую систему.

Некоторые исследования показывают гендерные различия в активации стресса, контекстуальной памяти и системах эмоционального реагирования. У женщин активируется эмоциональная система, некоторые сенсорные области и поясная кора, тогда как у мужчин наблюдаются изменения в активации префронтальной коры с усилением активации в правой половине и снижением активации в левой половине.

Предлагаются этологические интерпретации с точки зрения реакции «бей или беги» у мужчин и подхода избегания у женщин. Кроме того, активация женского мозга, наблюдаемая в ответ на стресс, будет способствовать формированию руминации, одного из факторов риска депрессии. Регулярно отмечается, что данная психопатология чаще встречается у женщин и связана с факторами риска, связанными с близкими социальными связями (романтические и супружеские отношения, отцовство и отцовство).

Однако последние эпидемиологические данные показывают, что мужчины более склонны к депрессии — при возникновении трудностей на работе, разводе и расставании или при накоплении стрессоров в течение длительного периода времени.

4. Поведенческие и нейрофункциональные различия

Женщины лучше проявляют себя в сенсорной, зрительной (лицевой) памяти и социальном познании, в то время как мужчины лучше в пространственном восприятии, трехмерном мышлении и скорости сенсомоторной деятельности. Различия в мозге лежат в основе поведенческих наблюдений. Прочные связи обнаруживаются у мужчин в пределах одного полушария мозга, а у женщин — между обоими полушариями.

У мужчин эта взаимосвязь может объяснять высокую скорость обработки информации и выполнения задач, сочетающих восприятие с действием, тогда как у женщин легче интегрировать рассуждение и интуицию, что приводит к лучшему эмоциональному интеллекту и беглости речи.

Зачем это знать?

С практической точки зрения возникает вопрос о влиянии этих гендерных различий на способность справляться с трудностями. Стрессовая среда накладывает эмоциональные ограничения, которые могут по-разному влиять на мужчин и женщин. Независимо от психологического или физического стресса, для нейронауки важно детально изучить эти ограничения с гендерной точки зрения, чтобы лучше понять риск развития депрессии и разработать контрмеры.

Пол человека влияет на его мозг, но как именно, зависит от многих факторов. Конечно, современные знания не позволяют провести эффективную инвентаризацию различий между мужчинами и женщинами. Остается много исследований о взаимодействии между развитием мозга, процессами реакции на стресс и восприимчивостью к факторам окружающей среды как у мужчин, так и у женщин. Эта работа необходима для понимания и осуществления эффективной адаптации ко всем ситуациям.

Что почитать о мозге? 5 отличных книг

1. Роберт Сапольски, «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши действия». Подробное объяснение того, как работает мозг на всех уровнях, с акцентом на то, как это влияет на наше поведение.

2. Мичио Каку «Будущее разума». Попытка предсказать, куда эволюция заведет человеческий мозг.

3. Вячеслав Дубынин «Мозг и его потребности: от еды к распознаванию». Как формируются голод и любопытство, страх и агрессия, свобода и радость.

4. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект». Чем эмоции отличаются от логики, как они возникают и как их прокачивать.

5. Луанн Брейсендейн «Женский мозг». Первое крупномасштабное описание различий между мужским и женским мозгом на нейрофизиологическом уровне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com