В этом году в седьмой раз с 18 по 26 ноября в Москве пройдет уникальный фестиваль VivaCello, фестиваль манифестов, который продлится пять вечеров и возвестит триумф виолончельной музыки. Программа построена таким образом, что академическая традиция встречается с непреодолимым желанием расширить кругозор – каждый год на фестивале исполняется новое произведение. 2015 год не станет исключением.
Виолончелист, художественный руководитель и инициатор фестиваля VivaCello Борис Андрианов принял приглашение m24.ru стать героем рубрики «Погружение в классику» и рассказал о жемчужинах виолончельного репертуара, которые, по его мнению, каждый образованный человек должен послушать хотя бы раз в жизни. Борис сосредоточился на трех композиторах. Имя каждого из них – это глава в истории мировой культуры.
Петр Чайковский, «Вариации на тему рококо»
Это самое важное произведение Чайковского, написанное им для виолончели. Он принадлежит к золотому репертуару всех виолончелистов мира и обязателен к просмотру на финале конкурса.
«Вариации» посвящены другу Чайковского, виолончелисту Карлу Вильгельму Фитценхагену. По его предложению композитор изменил порядок разделов, и это решение придало композиционный строй всему произведению. Чайковский не возражал и согласился, что такой порядок действительно логически более совершенен. Так что сейчас все музыканты играют версию Фитценхагена, а оригинальная версия Вариаций исполняется крайне редко.
Тема рококо не похожа на музыку Чайковского. Может даже сложиться впечатление, что это цитата, но на самом деле она написана Чайковским (хотя есть мнение, что это ремейк «Вдоль Питерской»). Далее следуют самые разные вариации, очень виртуозные и очень мелодичные, так что инструменталист может показать все аспекты своего мастерства. Есть, конечно, и подводные камни: знаменитая Вариация ре минор, шестая, играется многими виолончелистами очень эмоционально и гиперактивно, как и все произведение, хотя, на мой взгляд, очень тонкая, кружевная субстанция. , как оренбургский шарф, проходящий сквозь кольцо. Их интерпретация связана с тем, что музыканты обычно готовят Вариации для Чайковского, а значит, спектакль неизбежно оказывается на особом соревновательном уровне: если ты выходишь в финал, ты должен быть убедительнее конкурентов, доказывать, что ты лучший. Я уверен, что такой подход противоречит тому, что задумал композитор. Конечно, не у всех виолончелистов есть Вариации с соревновательной напористостью. Вообще, мне кажется, трудно найти два одинаковых исполнения этого произведения.
Первая часть Вариаций — эти кружева, вторая — буйная, третья — широкая русская тема до мажор, четвертая — барочная, пятая — тема на флейте и трели на виолончели. Затем идет каденция, в которой страсти зашкаливают, шестая — ре минор, пожалуй, одна из самых красивых мелодий, когда-либо написанных для виолончели, седьмая — апофеоз. Наконец, когда приходит кода, обычно это соревнование, где все ждут начала октавы — чисто сыграть довольно сложно.
На фестивале VivaCello прозвучат две версии Вариаций на тему рококо: версия Фитценхагена (закрытие 26 ноября). Композитор Александр Розенблат написал специально для нас «Джазовые рококо-вариации» на ту же тему Чайковского, но с симфо-джазовыми вариациями, с элементами танго, буги-вуги и других современных музыкальных стилей. Эту версию исполнит оркестр «Виртуозы Москвы».
Десять лет на Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева приезжал виолончелист Миша Майский, тоже игравший Вариации. Во время каденции он случайно уронил смычок и поцарапал инструмент. А когда он уезжал после концерта, к нему подошли таможенники в аэропорту, сказав, что у виолончели нет этой царапины на фото в паспорте. Они думали, что он пытается взять с собой еще один инструмент.
Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=w9LEtb6ufTU]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Nat 33
Франц Шуберт, соната «Арпеджионе»
Произведение написано для одноименного инструмента — арпеджионе — и фортепиано. Поистине божественная музыка. Что такое арпеджионе? Он был спроектирован в 1823 году венским мастером Иоганном Георгом Штауффером. Он напоминал виолончель, но по структуре напоминал гитару. Играть на таком инструменте было относительно легко — не нужно было карабкаться на высокие позиции, можно было сразу прыгать на соответствующую струну. Соната была написана с учетом этой техники. Однако этот гибрид не прижился и вскоре прекратил свое существование, поскольку не пользовался большой популярностью — для него почти не писалась музыка. Шуберт же написал блестящую сонату, которую вскоре предстояло сыграть на скрипке, альте, виолончели и оркестре.
Соната технически сложна, но в то же время прозрачна, полна совершенства, не сравнимого ни с чем иным, как со скульптурой гениального мастера, — если бы вы чем-нибудь впечатлились, ее безупречность была бы разрушена. Несмотря на технические сложности, он должен звучать легко. Исполняется с оркестром, но лучше звучит с фортепиано — тогда звучит нежно и интимно.
Музыканту очень важно понимать, как распределить время в сонате. И здесь возникает вопрос о силе притяжения: у вас есть тактовые линии, между которыми ноты длительности, и они не могут идти прямо, поэтому, если нет указаний композитора — ritenuto или accelerando — вам нужно такое же количество время в каждом такте между сильными сторонами. Все ноты либо притягиваются, либо отталкиваются. У Шуберта, у которого мало нот, труднее всего их привлечь. Чем проще музыка, тем сложнее ее играть.
В рондо есть свои тонкости — один и тот же повторяющийся мотив каждый раз должен звучать по-разному. Ценно играть эту музыку с хорошим партнером, предугадывая намерения друг друга до конца фразы. Если это удается, эффект отличный.
Соната длится около 23-25 минут. Лучше слушать его с выключенным светом и закрытым.
Видео: [URLEXTERNAL=https://youtu.be/S85T_98K2VM]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: J Jokerjames
Альфред Шнитке, концерт для виолончели с оркестром №1
Я думаю, что музыка должна заставлять людей, входящих в комнату, чувствовать себя некомфортно. Должно быть ощущение, что в него вонзаются иголки. Диссонанс в звуке должен вызывать почти физическую боль.
Шнитке написал этот концерт после очередного штриха, и неизвестно, закончил ли он только финал или написал все произведение. Все три части очень доступны (по меркам Шнитке, конечно). Самый потрясающий момент наступает в финале.
С этим концертом связана интересная история из моей жизни. Несколько лет назад я репетировал, пока сын моего друга слонялся поблизости. В то время ему было около двенадцати. Тогда он уже слушал рэп. Ему было скучно, поэтому он попросил меня послушать что-нибудь. Я подарил ему компакт-диск с концертом Лало для виолончели и концертом Шнитке. Звонкий Лало не слишком волновал его, в отличие от Шнитке, которого он слушал два раза подряд: удивительно, что мальчик не мог не говорить снова и снова о образах, которые приходили ему в голову.
Финал концерта, как я уже говорил, выделяется. Сам Шнитке говорил, что музыку ему продиктовали заранее. Он прожил еще 12 лет после этого, но чувствовал, что никогда не создавал ничего лучше, чем финал этого концерта. В середине финала виолончель звучит над всем оркестром: от фигуры к фигуре звук нарастает, виолончель начинает брать на себя управление и все приходит к апофеозу. Это немного похоже на музыку из фильма «Звездные войны», когда показывают сцену апокалипсиса или огромный космический корабль, летящий в космосе. В конце музыка быстро уходит в полную тишину, и флажолеты виолончели звучат как последние вздохи. Играть этот концерт очень сложно — это требует огромного эмоционального выплеска. Это как идти куда-то, чего ты еще не видишь, но каждый раз, когда мы играем эту музыку, мы отдергиваем занавес.
Шнитке посвятил концерт Наталье Гутман, и она играет его наизусть, что меня всегда удивляет. Вместе с Геннадием Рождественским она записывалась. Интересно, что на этот смелый шаг решились еще только два человека – Александр Ивашкин и шведский виолончелист Торлейф Тедин.За тридцать лет существования этой музыки никто больше не осмелился повторить их подвиг.Его также редко исполняют публично.Может потому, что она о другом, о параллельных мирах.