Утром 25 декабря 2016 года в Черном море потерпел крушение самолет Ту-154Б-2 223-го летного управления Министерства обороны России. Самолет направлялся в сирийскую провинцию Латакия, на его борту находились 93 человека — музыканты ансамбля имени Александрова, девять представителей прессы, шесть сопровождающих и восемь членов экипажа. 154 самолета Министерства обороны исчезли с радаров после взлета из Сочи. Первыми об этом сообщили источники ТАСС в экстренных службах региона около 8 утра. Позже Министерство обороны официально подтвердило эту информацию и уточнило, что, по первоначальной информации, на борту самолета находились 93 человека. ~ В то же время стало известно, что большинство пассажиров были музыкантами из Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова Российской армии. Чуть позже они уточнили, что на борту находились 9 членов экипажа и 84 пассажира, включая представителей российской прессы. Президенту сообщили, что самолет исчез. Началась поисково-спасательная операция. По данным РИА Новости, поиски велись в вероятных местах падения самолета, в горной части Краснодарского края и в Черном море. К поискам присоединились семь судов.~Около 9 часов утра источник подтвердил печальные прогнозы. «По предварительным данным, самолет упал в Черное море», — объявили правоохранительные органы.Фото: Нина Зотина / РИА Новости~»На 5,5 километре от берега обнаружено нефтяное пятно. В 1,5 километрах от берега — фрагмент лайнера — шасси. Личные вещи пассажиров были найдены в Черном море», — уточнили позже в пресс-службе Южного регионального центра МЧС России. ~ Официальный представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков сообщил, что в Адлер вылетела комиссия во главе с заместителем министра обороны Павлом Поповым. В то же время Следственный комитет России сообщил, что предполетная документация будет изъята. Допрашиваются должностные лица, подготовившие самолет к полету на авиабазу Хмеймим в Сирии. ~ «Следователи Центрального аппарата Следственного комитета России проведут расследование уголовного дела по факту авиакатастрофы», — сообщила «Ленте.ру» официальный представитель ведомства Светлана Петренко.~ Министерство обороны обнародовало список людей, находившихся на борту Ту-154. По данным агентства, в самолете находились восемь членов экипажа, директор департамента культуры Министерства обороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Батрутдинова, восемь военных (в том числе главком российской армии Валерий Халилов), директор международной общественной организации Fair Aid Елизавета Глинка. Этим рейсом в Сирию также вылетели девять журналистов и музыканты из военного ансамбля. ~ Официальный сайт телеканала «Звезда» сообщил, что в авиакатастрофе погибла съемочная группа — корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и ассистент оператора Валерий Ржевский. Первый канал также назвал имена журналистов, находившихся на борту Ту-154: корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Как сообщает официальный сайт телекомпании НТВ, корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов были направлены ими в командировку в Сирию (Авиакор).
С чего все началось?
Согласно имеющейся учетной информации, самолет выработал относительно небольшую долю летного ресурса (менее 10 000 часов) и летает в среднем в пределах 300 часов в год, что на самом деле относительно мало для гражданских пассажирских судов Воздушные перевозки с интенсивностью 1000 и более часов в год. Согласованный ресурс самолета составляет 37 500 часов или 16 000 посадок, при этом он может быть увеличен до 60 000 часов и 22 000 посадок.
«Перед полетом самолет прошел все запланированные испытания и был в хорошем состоянии. Нареканий к техническому состоянию невесомого корабля перед полетом практически не было», — сказал ключ «Интерфакса» в службе критики.
Эксплуатант воздушного судна, 223-е авиационное управление Министерства обороны, отечественное государственное авиационное предприятие, обеспечивает воздушные перевозки в интересах коммунальных структур и осуществляет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки — как правило, перевозя отдельных военнослужащих. Предприятие создано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адосназ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года № 37-рп «Об обеспечении работы 223 и 224 авиационных частей Министерства обороны Российской Федерации» для осуществления невесомых перевозок в интересах государственных органов. 223-я авиационная часть эксплуатирует пассажирские автомобили, а 224-я авиационная часть любит перевозить военно-транспортные самолеты.
Ту-154Б-2 уже выведен из платной эксплуатации в реальное время, так как не соответствует общепринятым нормам по шуму и высочайшему расходу топлива, но военнослужащие машины все еще строятся.
Самолет вылетел с аэродрома Чкаловский в Московской области и должен был приземлиться в Моздоке для дозаправки. Однако из-за погодных условий аэродром дозаправки был перенесен в Сочи.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
К сожалению, аэропорт Адлера очень популярен среди пилотов. В 2006 году произошла авария с самолетом Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшим рейс по маршруту Ереван-Сочи. При посадке в аэропорту Сочи самолет упал в Темное море и полностью разрушился. Все 105 пассажиров и 8 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
В октябре 1972 года под Адлером разбился самолет Ил-18В авиакомпании «Аэрофлот», в результате чего погибли 109 человек. Оказалось, например, что назвать истинную причину аварии невозможно, так как фрагменты лайнера затонули на глубине 1000 метров.
На аэродроме в Сочи между пилотами возникают сложности. Подъем и приземление там осуществляются сбоку и со стороны моря за один курс. Это делает подготовку экипажа еще более важной во время таких маневров.
Кто пропал?
Из-за близости моря и гор невозможно было создать аэропорт в другом месте. В какой-то момент они заходили на сушу с двух сторон — и с моря, и (когда не позволял водоворот) с гор среди скал.
«Это был умный цирк, туда допускались только специально обученные экипажи. В результате, например, при заходе с гор возникал ряд конфликтов, посадка с этой стороны была запрещена», — рассказал «Ленте.ру» достойный летчик СССР Олег Смирнов.
Что с самолетом?
Подъем к морю имеет свои особенности: Это трудный бизнес, особенно ночью (а катастрофа ТУ-154 произошла около 6 утра, когда было еще темно). Дело в том, что в темноте море визуально соединяется с небом, а звездное небо светится не только вверху, но и внизу. Применительно ко всей ситуации в сочинском аэропорту этот эффект раз за разом подводил пилотов. В такой истории нужно только летать на аппаратах и только верить в аппараты, говорит эксперт.
Судя по информации из открытых источников, самолет исчез с радаров через 20 минут после взлета, сразу после отрыва от земли, когда он уже находился над поверхностью моря. Теперь они обнаружили нефтяное пятно — которое можно смело считать местом «ныряния» свежезаправленного самолета в воду, считает Смирнов.~ «Аэродром также считается сложным из-за особых погодных условий. Иногда приходится садиться при приличном морском ветре, но здесь нужен строгий расчет, чтобы самолету хватило взлетной полосы. При попутном ветре более пяти метров в секунду аэропорт закрывается даже при отличной видимости — иначе самолеты просто не успевают затормозить из-за ветра», — рассказал Смирнов «Ленте.ру». Источники в правоохранительных органах сообщили, что спецслужбы разрабатывают версию теракта на борту лайнера Минобороны. Следователи проверяют людей, которые могли иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости