Тещин мост — одна из основных достопримечательностей Одессы. В свое время он был почти чудом инженерной мысли, да и теперь не оставляет никого равнодушным от знакомства с ним. Пешеходный (первоначально рассчитанный и на автомобильное движение) мост был построен в 1968 — 1969 гг. про проекту архитектора Владимирской и инженера Кириенко над спуском Жанны Лябурб (до революции и сейчас — Военный спуск). Это самый длинный (130 м), высокий (30 м) и узкий мост в центре Одессы.
Строительство Тещиного моста
Его первоначальное официальное название «Комсомольский», потому что он связывал между собой Приморский и Комсомольский бульвары (ныне — бульвар Жванецкого). Строили его к 50-летию СССР и должны были открыть в 1967 году, но опоздали. Гулять по мосту стало можно только с 1968-го.
Мост герцогини Шарлотты
Мост является уменьшенной копией моста герцогини Шарлотты в Люксембурге, построенного в 1965 году. Но люксембургский мост длиннее (320 м) и, кроме того, автомобильный.
У названия «Тещин» есть несколько версий.
Одна — потому что он самый длинный и узкий в городе, а еще и раскачивается от сильного ветра: «Прямо как язык тещи».
Тещин мост (1970-е)
Другая говорит о том, что по этому мосту якобы ходил в семидесятые годы в гости к теще тогдашний руководитель области — первый секретарь обкома партии Михаил Синица. Злые языки утверждают, что городу данная дорогостоящая конструкция, практически не имеющая никакого коммуникационного значения, понадобилась ввиду любви тогдашнего коммунистического начальника города к тещиным блинам. А так как зять жил на Приморском бульваре, а его теща — на улице Гоголя, 1, через балку, то променад в пятьсот метров окружным путем по мосту Сабанеева казался руководителю Одессы нестерпимо долгим. Так, якобы, и появилась идея создания прямого пешеходного моста. На самом деле, к моменту постройки моста тещи товарища Синицы уже не было в живых.
Еще одна шутливая легенда говорит, что с этого моста бросались вниз мужчины, замученные своими тещами. Для них иногда в целях психотерапии кто-то пишет фразы вроде: «Не пригайте, здесь мелко». Но если без шуток, без самоубийц не обошлось — раз в несколько лет кто-нибудь обязательно бросался вниз. Поэтому ограда моста постоянно росла (что видно на картинках) — сначала она была по грудь взрослого человека, потом ограду надстроили.
Звуковое письмо с видом на Тещин мост
По одной из легенд, по проекту мост должен был быть в ретро-стиле, чтобы вписываться в классическую застройку. Но в ходе строительства весь декор решили убрать, и мост получился в конструктивистском духе. Но, видя результат, трудно представить себе это изящное сооружение декорированным.
В силу конструкции мост ощутимо раскачивается на ветру. Если просто остановиться и прислушаться, то можно почувствовать, как полотно моста «гуляет» под ногами. А если попрыгать синхронно вдвоем-втроем, то колебания невозможно не ощутить.
Замок на Тещином мосту
На перила моста влюбленные вешают замки, символизирующие постоянство отношений. Периодически их приходится срезать, потому что они увеличивают нагрузку на мост — по некоторым данным, в некоторые моменты на мосту висело до 10 тысяч замков, а это приблизительно четыре тонны дополнительного веса!
«Любящее сердце» у Тещиного моста
И тогда влюбленным была предложена замечательная альтернатива, которая позволяла сохранить как мост, так и свадебный ритуал: 21 октября 2011 года у Тещиного моста, со стороны ул. Гоголя состоялось торжественное открытие инсталляции «Любящее сердце», специально рассчитанной на цепляние к ней замочков.
Есть еще одна, относительно молодая традиция: вот уже несколько лет на Тещином мосту празднуется пока еще неофициальный День Тещи. Его инициатором стал зять упомянутого выше Михаила Синицы — Владимир Мельников, который каждый год 16 февраля угощает разносолами гуляющих на мосту, рассказывает им об истории строительства моста и напутствует приезжающих туда молодоженов, что теща — «главный движитель в доме».
Тещин мост и колоннада у Воронцовского дворца (1988)
К сожалению, в последнее время специалисты бьют тревогу по поводу состояния моста — они считают, что с каждым годом растет опасность его обрушения. Фундамент одной из опор (если смотреть на море — левой) поврежден. Поскольку опора теперь не зафиксирована, мост начало крутить. Неравномерные вертикальные смещения западного, центрального и восточного участков моста привели к тому, что его профиль приобрел выпуклую форму. Насколько опасна ситуация, сказать трудно — потому что она непрогнозируемая, если завтра мост начнет еще двигаться, то возможна и авария. До сих пор комплексное обследование моста и его ремонт не производились. К определенным датам — обычно ко Дню города — его красят, и только.
На Тещином мосту. Конец 1970-х
Эта фотография мне особенно дорога. Я нашел ее в интернете. Ребята, без сомнения, сфотографировались именно на Тещином мосту в конце 70-х. Удивительно то, что в центре стоит мой однокурсник по институту связи. Несколько лет мы учились в одной группе, и не виделись с тех пор — уже больше 35 лет. Слава, если ты увидишь это фото, отзовись!