Какие ассоциации вызывает у вас текст «кабаре» — песни французских шансонье или уютный маленький кофейный шантан? Танцовщицы, которые, как известно, закидывают ноги в канкан, или может ли быть мелодрама «бурлеск» с Шер и Агилерой? Все это, несомненно, так, но «кабаре» в первую очередь любопытна ситуация с собственным внешним видом. TimeOut делится с читателями самыми яркими моментами создания этого оригинального жанра.
Говоря о кабаре, столичной почтенной публике сразу приходит на ум название «Crave». Это первый в мегаполисе театр-кабаре, в котором уже прошло более 170 концертов. Модно, роскошно и в то же время с любовью, камерно — все именно так, как хочет посетитель. Ярко мерцает бутылка игристого вина, на столе — шоколад, ягоды, темная икра, устрицы и другие блюда. Например, сейчас он выглядит как «кабаре». Но жанр увлекателен и сам по себе: это, пожалуй, один из самых необычных театральных мостов из прошлого в наше время. Сам текст происходит либо от «cambret» (маленькая комната) Пикара, либо от названия тарелки для закусок, разделенной на части: основная порция, гарнир и соус. Вы приходите и получаете абсолютную коллекцию воспоминаний на «тарелке». Это привело к появлению концепции кабаре.
Первые пабы подобного рода отличались от обычных трактиров тем, что там можно было вкусно поесть: Еду подавали на тех же столах и, что важно, на скатерти. В то время это было хорошо, необычно и современно. Художники, писатели, поэты, имевшие склонность к модному, не имели возможности без интереса забыть свежую коммунальную еду и стали первыми завсегдатаями новорожденного кабаре. Вероятно, творческой интеллигенции в пору великого дня просто надоело работать за столом, и горожане, актеры, сами организовали шоу-программу, не отходя от кассы. Именно таким представляется Café Chantant — «кафе с пением» — в 18 веке. Во время фестиваля можно было насладиться традиционной музыкой, увидеть цирковые представления или послушать престижные стихи. И все же они были всего лишь моделями кабаре.
В 1881 году филиал «Черной кошки» открылся в Париже. Это пространство буквально обладало всеми признаками продвинутого кабаре: сцена, конферансье, бомонд и богема. В нем отсутствовал только один специальный компонент … А в 1889 году под названием «Мулен Руж», на фоне только что построенной Эйфелевой башни, кабаре подарило публике скандальный, живой и бесстыдный для того времени танец канкан. Кроме того, здесь проходили представления весьма фривольного толка, рядом с Мулен Руж находился знаменитый район красных фонарей. Почти все считают, и не без оснований, что стриптиз был изобретен именно здесь. Однажды, во время выступления, балерина Мона разделась и совершила локальную сексуальную революцию. Наконец последний пазл кабаре был найден, иллюстрация собралась вместе и заиграла всеми красками. Красочная эротическая программа, скандалы, дерзкие афиши быстро принесли «Мулен Руж» огромную популярность.
В начале 20-го века и Европа, и Свежий мир были охвачены манией кабаре. И только матушка Россия, как высшая цитадель нравственности, не обратила внимания на недоверчивую моду; в общем, это продолжалось недолго. До революции в столице и Санкт-Петербурге уже был открыт ряд заведений, вдохновленных идеей кабаре, но только с учетом регионального колорита. Например, столичный театр-кабаре «Die Fledermaus» был быстрее пространством для театральных скетчей, а петроградский «Подвал кочевой собаки» имел черты давнего добродушного русского трактира с цыганами, романсами и поэтами. И практически никаких полуголых куртизанок с кан-кан.
С приходом диктатуры пролетариата движение кабаре в стране полностью угасло, так как социалистическое искусство было призвано не развлекать, а работать на высшие цели воспитания человека. И он продолжил: практически никаких полуголых куртизанок с кан-кан.
Прошло 70 лет, СССР распался, свобода и гласность заполонили планету, но кабаре, например, так и не получило широкого признания. Когда искушенная публика заметит и поймет свежий формат кабаре? Только в 2019 году посетители столичного театра Crave смогут сказать: «Посмотрите это как кто-то другой, потому что тексты не могут это описать». Ребус в любом образе, игривость и женственность — неоспоримый атрибут постановок кабаре. Но, как ни странно, долгое время развитие этому жанру не давала конкуренция дешевых на продажу, но известных стриптиз-клубов, любимых мужчинами. Что ж, набрать светлые умы не так-то просто: запросы на танцоров довольно строгие.
Возьмем, к примеру, фирменное кабаре Crazy Horse, которое провело кастинг в столице в 2011 году. В труппу отбирались одаренные, буквально безупречные девушки с определенными физиологическими данными. Серия текстов о самом учреждении. «Crazy Horse» был представлен довольно поздно и сразу же запомнился публике своим высококлассным шоу и целой армией профессиональных артистов: танцоров, мимов, клоунов, жонглеров, иллюзионистов. Несмотря на смерть разработчика и директора Crazy Horse Алена Бернандера, кабаре по-прежнему прекрасно развивается и гастролирует по всему миру.
Но вернемся к основному кастингу. С него началась 2-я волна движения кабаре в Российской Федерации. Компания была сильной: писались ноты, придумывались информационные сессии, СМИ неустанно трубили о французском шоу, которое действительно было на высшем уровне, номера, освещение, костюмы, оформление. Пожалуй, единственное, что нас подвело — это место проведения, которому не хватало уютной «интимности», присущей настоящему кабаре. Crazy Horse гастролирует уже много лет, но…. Что-то пошло не так. Публика была в экстазе, но проблема в том, что у шоу не было, например, стационарной платформы, и в результате все пошло насмарку.
Однако не спешите делать выводы, ситуация с кабаре в Российской Федерации на этом не заканчивается. Осенью 2019 года на Китай-городе будет представлен план предпринимателя Олега Кулухова «Crave». Созданное специально как кабаре, оно выгодно отличается от всего, что было до него. Кабаре как конфигурация самого современного эстрадного искусства дает посетителям возможность выступить с собственным воображением. И это то, что может предложить камерный воздух. Все лучшее, что было придумано с момента рождения этого «рая богемы», сегодня можно увидеть на столичной сцене. Современные инновации, смелые художественные выводы — так, например, можно описать театр-кабаре Crave. Игривый элегантный эротизм не должен отсутствовать ни в одной программе. Здесь для вас и традиционные номера в чулках с голой грудью, и бесшабашно элегантная дабстеп-мода, эротичная, но не вульгарная, а иногда даже застенчивая. Постановка готовит упрек человеческой красоте, культуре и эстетике тела. Двухчасовое невообразимое шоу «Crave» — это песни, танцы и пластические номера с необыкновенными видеопроекциями. Эстеты наверняка оценят «контрастный душ» из намеренно подобранных номеров, где мечтательный сольный танец на большом пистолете превращается в пышный массовый демонтаж в туфлях на каблуках. Зрелищный, но центральный, по мнению посетителей и команды Crave, это «магия праздника», способная заморозить любого.
И, конечно, нельзя не упомянуть бурлеск — «приличный стриптиз» или честное театральное представление. Ряд звездных фильмов под названием «канкан», «мулины», только разжигают эпатажный вид искусства. В последнее время известность бурлеска в Российской Федерации выросла настолько, что на него обратили внимание целые средние учебные заведения, шоу и крупные фестивали. Не имеет значения пол, возраст и внешность, например, на самом деле, если вы хотите свежих особенных воспоминаний или не отличаете Лавру от Дита Тиз Поле, все дороги не закрыты, все в ваших руках.
Название «Crave» в переводе с британского языка означает «страстное желание». Столичная арена выбрала его не зря, ведь кабаре — это захватывающая, экстравагантная, чувственная и эффективная игра с посетителем каждый раз.