Развитие мозга в постнатальный период происходит не только за счет увеличения количества нейронов, но и за счет создания связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса взрослого мозга к 6 месяцам, 75% к 2,5 годам и 90% к 5 годам.
Морфогенез (созревание) центральной нервной системы следует четкой генетически контролируемой программе и продолжается после рождения. В коре головного мозга постоянно строятся нервные сети, идущие к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный, непрерывный процесс, который происходит индивидуально для каждого человека. Существует общая схема нервно-психического развития человека (петля нейропсихологического развития), предложенная А.Р. Лурия. Схему развития ЦНС в пренатальном (пренатальном) периоде разработали Х.Х. Заваденко. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1.
| Понятия в области онтогенеза | Развитие центральной нервной системы во внутриутробном периоде |
| Стадия эмбриона | |
| 2-3 недели | Создание нервных пластин |
| 3-4 недели | Закрытие нервной трубки |
| 4 недели | Образование трех мозговых пузырей |
| 5 недель | Образование пяти мозговых пузырей |
| 7 недель | Рост больших полушарий, начало полипропилирования нейробластов |
| 2 месяца | Рост коры головного мозга с гладкой поверхностью |
| Фетальные стадии | |
| 2,5 месяца | Утолщение коры |
| 3 месяца | Начало образования мозолистого тела и роста водорослей |
| Четыре месяца | Разрастание долей и борозд мозжечка |
| 5 месяцев | Формирование мозолистого тела, разрастание первичных борозд и гистологических слоев |
| 6 месяцев | Дифференцировка слоев коры, миелинизация. формирование синаптических связей, межполушарная асимметрия и половые различия |
| 7 месяцев | Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий головного мозга |
| 8-9 месяцев | Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии строения головного мозга, особенно в височных долях |
Схема стадий развития коры большого полушария в постнатальный период, составленная Ч. Ханнафордом, представлена в табл. 2.
| Возраст | Стадии развития мозговой области | Функция |
| От зачатия до 15 месяцев | Строение ствола | Основные потребности выживания — питание, кров, защита, безопасность Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
| 15 месяцев — 4,5 года | Лимбическая система | Эмоциональное и речевое развитие, воображение, память, овладение крупной моторикой |
| 4,5-7 лет | Правое (воображаемое) полушарие | Обработка всей картины в мозгу из картинок, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи и интегрированного мышления |
| 7-9 лет | Левое (логическое) полушарие | Детальная и линейная обработка информации, улучшение речи, чтения и письма, счета, рисования, танцев, восприятия музыки, моторики рук |
| 8 лет | Лобная доля | Совершенствование мелкой моторики, развитие внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: следование и фокусировка внимания |
| 9-12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | Комплексная обработка информации во всем мозге |
| 12-16 лет | Быстрый подъем гормонов | Формирование знаний о себе и своем теле. Выявление смысла жизни и появление общественных интересов |
| 16-21 лет | Вся система разума и тела | Планирование будущего, изучение новых идей и возможностей |
| 21 год и старше | Интенсивный скачок в развитии нейронной сети лобных долей | Развитие системного мышления, понимания причинно-следственных связей высшего порядка, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, эмпатия) и мелкой моторики |
Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по своим участкам и уровням в зависимости от возрастных стадий. Мозг развивается, создавая новые уровни поверх старых. Старый уровень переходит на новый уровень и существует внутри него, составляя его основу. Формирование паровой работы мозга в онтогенезе проходит несколько этапов.
Э.Кречмер сформулировал две основные закономерности: в развитии высших уровней мозга низшие не остаются в стороне и не исчезают, а «работают в общем отношении как подчиненные инстанции, находящиеся под управлением высших»;функции передаются снизу вверх, в результате чего образуется сложная взаимосвязь между низшим уровнем организации мозга и высшим.Например, ребенок не может сформировать речь, если ей не предшествует процесс восприятия.Таким образом, стимуляция высших психических функций (памяти, мышления, речи) ноотропными препаратами у детей с функционально незрелыми структурами ствола головного мозга не имеет нейропсихологической основы и приводит к дисрегуляции нервной системы.
