Стадии развития мозга

Развитие мозга в постнатальный период происходит не только за счет увеличения количества нейронов, но и за счет создания связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса взрослого мозга к 6 месяцам, 75% к 2,5 годам и 90% к 5 годам.

Морфогенез (созревание) центральной нервной системы следует четкой генетически контролируемой программе и продолжается после рождения. В коре головного мозга постоянно строятся нервные сети, идущие к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный, непрерывный процесс, который происходит индивидуально для каждого человека. Существует общая схема нервно-психического развития человека (петля нейропсихологического развития), предложенная А.Р. Лурия. Схему развития ЦНС в пренатальном (пренатальном) периоде разработали Х.Х. Заваденко. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Понятия в области онтогенеза Развитие центральной нервной системы во внутриутробном периоде
Стадия эмбриона
2-3 недели Создание нервных пластин
3-4 недели Закрытие нервной трубки
4 недели Образование трех мозговых пузырей
5 недель Образование пяти мозговых пузырей
7 недель Рост больших полушарий, начало полипропилирования нейробластов
2 месяца Рост коры головного мозга с гладкой поверхностью
Фетальные стадии
2,5 месяца Утолщение коры
3 месяца Начало образования мозолистого тела и роста водорослей
Четыре месяца Разрастание долей и борозд мозжечка
5 месяцев Формирование мозолистого тела, разрастание первичных борозд и гистологических слоев
6 месяцев Дифференцировка слоев коры, миелинизация. формирование синаптических связей, межполушарная асимметрия и половые различия
7 месяцев Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий головного мозга
8-9 месяцев Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии строения головного мозга, особенно в височных долях

Схема стадий развития коры большого полушария в постнатальный период, составленная Ч. Ханнафордом, представлена ​​в табл. 2.

Возраст Стадии развития мозговой области Функция
От зачатия до 15 месяцев Строение ствола Основные потребности выживания — питание, кров, защита, безопасность Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 месяцев — 4,5 года Лимбическая система Эмоциональное и речевое развитие, воображение, память, овладение крупной моторикой
4,5-7 лет Правое (воображаемое) полушарие Обработка всей картины в мозгу из картинок, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи и интегрированного мышления
7-9 лет Левое (логическое) полушарие Детальная и линейная обработка информации, улучшение речи, чтения и письма, счета, рисования, танцев, восприятия музыки, моторики рук
8 лет Лобная доля Совершенствование мелкой моторики, развитие внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: следование и фокусировка внимания
9-12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации во всем мозге
12-16 лет Быстрый подъем гормонов Формирование знаний о себе и своем теле. Выявление смысла жизни и появление общественных интересов
16-21 лет Вся система разума и тела Планирование будущего, изучение новых идей и возможностей
21 год и старше Интенсивный скачок в развитии нейронной сети лобных долей Развитие системного мышления, понимания причинно-следственных связей высшего порядка, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, эмпатия) и мелкой моторики

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по своим участкам и уровням в зависимости от возрастных стадий. Мозг развивается, создавая новые уровни поверх старых. Старый уровень переходит на новый уровень и существует внутри него, составляя его основу. Формирование паровой работы мозга в онтогенезе проходит несколько этапов.

Э.Кречмер сформулировал две основные закономерности: в развитии высших уровней мозга низшие не остаются в стороне и не исчезают, а «работают в общем отношении как подчиненные инстанции, находящиеся под управлением высших»;функции передаются снизу вверх, в результате чего образуется сложная взаимосвязь между низшим уровнем организации мозга и высшим.Например, ребенок не может сформировать речь, если ей не предшествует процесс восприятия.Таким образом, стимуляция высших психических функций (памяти, мышления, речи) ноотропными препаратами у детей с функционально незрелыми структурами ствола головного мозга не имеет нейропсихологической основы и приводит к дисрегуляции нервной системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com