Мы поговорили с профессиональным художником, участником фестиваля «Культурный код», резидентом художественной галереи VS unio Сашей Купалян о том, что такое Street Ar t, что такое душа и о важности фестиваля «Культурный код».
Фото: PR-отдел VS unio, PR-отдел фестиваля «Культурный код» Саша Купалян
Саша Купалян преподает живопись, работает с театрами в качестве художника по декорациям и костюмам, делает глянцевые обложки, провел 2 персональные выставки живописи и в то же время ведет репортажи о масштабных работах граффити на улицах города. Уличное искусство — это возможность для него говорить на бесконечные темы.
Вы делали фрески в столице, работали в Солнечнодольске по закону о культуре, расписывали высотное здание в Одинцово. На ваш взгляд, есть ли разница в дизайне среды в городах и в небольших населенных пунктах? Есть ли на что обратить внимание, или разницы нет?
Я не могу дать однозначный ответ. То, как будет выглядеть та или иная работа, определяется внутренним настроем художника, тем, что он на самом деле хочет донести до посетителя. Да, внешняя среда ставит свои условия, но дизайнер имеет возможность делать иные выводы и ставить перед собой иные задачи. Дизайнер волен создавать то, что считает нужным.
Первые картины создавались не на холстах, а как единое целое на стенах. Кроме того, размеры фресок напоминают огромные фрески и картины старых мастеров.
Разве вы не видите, что уличное искусство всегда было напрямую связано с ситуацией и привычкой рисовать?
Да, конечно, мы связаны с поколениями дизайнеров, которые работали до нас. И аристократизм замечать и чтить их очень важен. Каждый день мы учимся у старых мастеров, используем полученные ими знания. Избегать этого бессмысленно. Искусство омолаживается каждый день, и то, что на самом деле было забыто, сгорает в момент. Искусство никогда не стареет, оно всегда смотрит в будущее. Я в этом уверен.
Кого из старых мастеров вы могли бы представить себе, создав его в манере стрит-арта?
У многих из них была бы возможность работать в стрит-арте (и они в свое время так и делали). Но я бы хотел увидеть своих любимых дизайнеров, например, Рене Магритта, (Микалоюса) Чурлёниса, (Херонима) Босха, Павла Челищева.
Возможно ли дальнейшее развитие классического русского искусства, иконописи, в формате уличной живописи?
Я думаю, что это вполне вероятно. Но работы с религиозными мотивами, возможно, должны быть соответствующими. И не должны задевать чувства верующих. К нему нужно относиться с уважением.
Может ли уличное искусство стать частью художественного мейнстрима? Или это уже стало так?
Да, так было долгое время. И она будет развиваться и принимать различные формы. И это очень круто! Благодаря тому, что в мире существует достаточно много профессиональных дизайнеров-фрилансеров.
Они работают в театре, преподают, выставляются в галереях. И в то же время вы любите уличное искусство. Что именно является вашим приоритетом?
Для меня важно все! Все это — творчество, где я быстро погружаюсь во все образы и направления, которые меня увлекают. Дизайнер вынужден меняться каждый день, пытаться ошибаться и двигаться вперед. Цель художника не в том, чтобы быть как все. Будьте добросовестны и работайте постоянно, не жалея себя.
Вы являетесь участником фестиваля «Культурный код». Что для вас значит этот фестиваль? И заменяет ли это отношение к стрит-арту в нашей стране и к жизни в российских городах в целом?
Для меня большая удача быть членом «Культурного кодекса»! Этот фестиваль — большое событие национального уровня и крупного масштаба. Искусство — это мост между культурами и государствами, оно объединяет. Я рад, что наше правительство и «Россия — государство возможностей» поддерживают этот план. Это большая задача. Многие люди вкладывают в него свои души, время и энергию. И это очень важно. Конечно, фестиваль заменяет жизнь тех населенных пунктов, где он проходит. Жители очень поддерживают дизайнеров, мы становимся командой. И это здорово! Это главная задача — создать собственность.
Вы запечатлели душу воды в своей работе в рамках Культурного кодекса. Что для вас душа?
Душа для меня — это бессмертие, воля и прежде всего то, что действительно дано нам свыше. Я уверен, что все вокруг меня содержит душу, включая перо или песчинку. Мы обязаны наблюдать и защищать все живые существа — не вырубать леса, не обижать животных, защищать слабых. И с уважением, пожалуйста, потрогайте друга с другом!
Считаете ли Вы, что художники стрит-арта обязаны объяснять свои работы — учитывать, что их видит большое количество людей, сколько неподготовленных? Или уличное искусство не нуждается в объяснении?
Действительно, я думаю, что задача художника не в том, чтобы объяснить, что он на самом деле устроил. Его главная задача — работать открыто, не халтурить и не лгать себе и посетителю. Вам не нужно принимать радикальные меры. Мы должны стараться смотреть в будущее!
Увидеть работу Саши Купаляна «Душа воды» и более 40 фресок дизайнеров из 16 стран можно в Ставропольском крае, городе, похожем на Солнечнодольск.