Реклама в СССР — отрасль и индустрия по распространению рекламы в СССР. Игнорируя плановую экономику и сопутствующие ей ошибки, платная реклама все же имела свое место в СССР.
Содержание
[править] История
Большая часть рекламы была опубликована в эпоху НЭПа в 1920-х годах источник не указан.
Маркетинговая тирада получила широкую популярность (и была перефразирована): «нигде не считаются, как в Моссельпроме».
Маркетинг — мотто вошел в поговорки: «Накопил — купил машину», «Летай самолетом аэрофлота» (в отличие от поездов МПС), «Прокати деньги для Сбербанка СССР» (реклама Сбербанка СССР), «Бойся огня» (реклама монопольной страховой компании госстраха). Однако, если не обращать внимания на столь распространенное соображение, следует определенная логика. В целом, это перераспределение и управление спросом на определенный образ продуктов или предложений. В случае Аэрофлота это конкурентоспособность с аналогичными предложениями, например, для железнодорожного транспорта, транспорта и далее. В случае со Сбером это попытка уменьшить количество хранимой и накапливаемой «под подушкой» валютной массы. Аналогичные примеры в других рекламных монополиях.
На российском телевидении существовала маркетинговая программа «Нет больше плохих товаров» (с 1976 года) 1. Лозунг «Советское — значит отличное».
Некоторые рекламные стандарты этих лет в реальном времени оцениваются как произведения искусства 2.
В направлении долгосрочного времени реклама в СССР присутствовала в строго ограниченном месте в рамках плановой экономики и была монополизирована государством. Начало перестройки в середине 1980-х годов ознаменовалось появлением в СМИ СССР рекламы по западным стандартам. Это была серьезная проверка социальной концепции, которая не привыкла к подобной глобальной и информационной культуре.
[править] Наружная реклама
По плану 1-го из членов Циклопедии, в этом помещении выделен специальный раздел. Вы можете помочь плану, написав этот раздел.
[править] Реклама в печати
edit Букинистические публикации
В 1936 году в СССР вышла 1-я газета «О сладкой и здоровой пище» с яркими цветными фотографиями блюд и продуктов, производимых в стране. Впоследствии газета выходила определенное количество десятилетий, выдержала большое количество перепечаток.
edit Повторные публикации
С 1971 года издается иллюстрированный научный журнал «Реклама: доктрина. Праксис» — орган Министерства торговли СССР — и Межведомственный рекламный совет. Журнал занимался проблемами рекламы в СССР. Первые 10 лет издавались в виде бюллетеня, с 1881 года (№ 4) — в виде журнала. Через 2 месяца я встретил 1-го.
С 1972 года каждый сетевой глобальный иллюстрированный рекламно-информационный и научно-производственный журнал «Коммерческий вестник», межведомственный — совет по изучению спроса населения на этнические потребительские товары при Министерстве торговли СССР. Журнал занимался проблемами коммерческой и торговой рекламы.
С 1957 года ежемесячно издавался рекламно-коммерческий избирком «Новые продукты» — орган Всесоюзного объединения по внедрению свежих продуктов «Союзпромвнедрение» в создание свежих продуктов.
С 1979 года выходил ежеквартальный опрос «Мелодия» (каталог-бюллетень новых записей фирмы «Мелодия»).
Новинки кинопроката освещались в маркетинговых бюллетенях «Новые фильмы» и «Киноэкран Спутник», издаваемых Всесоюзным объединением «Союзинформкино» Главкинопроката Госкино СССР. В дополнение к этим общесоюзным изданиям союзные республики также издавали собственные маркетинговые бюллетени аналогичных газет и журналов о новых фильмах республиканского кинопроката («Новости киноэкрана», «Новые фильмы, «На экранах Украины» в Украине, «На экранах Беларуси» в Беларуси, Films noi в Молдове, Cinema в Узбекистане, Ekran в Кыргызстане, Zhana Film в Казахстане, Yeni Filmlar в Азербайджане, Cinema, Akhali Filmebi в Грузии, Ekraan в Эстонии, Kino в Латвии, Kinas в Литве и др. ). В союзных республиках и государственных автономиях подобные маркетинговые издания обычно выходили на двух языках — русском и региональном. Например, казахстанский маркетинговый ежемесячник «Жана Фильм» также издавался на русском языке под названием «Новое кино». Аналогичные издания выпускались республиканскими управлениями кинопроката и кинематографии. Тем не менее, их собственные маркетинговые издания имели офисы кинопроката в крупных населенных пунктах и регионах (краях / автономиях): Московская неделя кино, На экранах Подмосковья, Неделя кино в Ленинграде, Неделя кино в Минске, Киноэкраны Риги, На экранах Башкирии, Камчатский экран, Киноанонс (Свердловск), На экранах Алтая, На экранах Воронежа, Кинореклама (Горький), Неделя кино в Новосибирске, На экранах Прикамья (Пермь) и др.
Анонсы программ СТ публиковались в маркетинговом еженедельнике «Говорит и демонстрирует Москва» (имел региональные выпуски под названием «7 дней» со сменными полосами, на которых размещалась реклама региональной телепрограммы), в союзных республиках выходили собственные еженедельники с программами регионального телевидения: «Говорит и показывает Украина» в Украине, «Белорусское телевидение и радио» в Беларуси, «Эфирде Казахстан» в Казахстане, «В О Душанбе» в Таджикистане, «Televisioon» в Эстонии, «Rīgas Viļņi» в Латвии, «Kalba Vilnius» в Литве, «Говорит и показывает Тбилиси» в Грузии и др. Некоторые региональные телерадиокомитеты РСФСР также издавали свои собственные маркетинговые еженедельники: ленинградский «Телевидение. Радио» (с таким же названием выходили в Казани и Владивостоке), «Свердловское радио и телевидение», «Сахалинское радио, телевидение», «Новосибирское телевидение, радио», «Ростов-на-Дону говорит и показывает», «Телевидение, радио Бурятии» и др.
К печатному изданию «Вечерняя Москва» (с 1968 года?) выпускалось маркетинговое приложение.
В 1990 году увидел свет первый номер журнала «Подарочные объявления Атолла» (1990), который был издан в столице и Ленинграде и распространялся на западе Российской Федерации и в Поволжье.
edit Издания листовок
Во всех крупных магазинах и универмагах страны были напечатаны и бесплатно раздавались рекламные открытки к праздникам — вкладыши с яркими праздничными картинками, адресами магазинов и приглашениями посетить их.
В рыболовных магазинах («Океан» и др.) каждый раз появлялись рекламные листовки с новинками рыбоконсервной промышленности и рецептами блюд, приготовленных из нее.
Карманные календари регулярно печатались с рекламой свежих продуктов и публичных предложений, объявлениями о страховании, лотереях и тому подобном.
[править] В кино и на ТВ
Телевизионной рекламы в виде рекламных дополнений в СССР не существовало 3 (за исключением самых последних лет существования страны).
Первая телевизионная реклама кукурузы появилась в 1964 году 4 5 6 .
В 1967 году в Таллинне было создано Эстонское бюро рекламы, которое было единственной в СССР организацией, осуществлявшей непрерывное производство кино- и телефильмов, телерекламы, демонстрируемой отечественному зрителю. Вместо этого в 1972 году в Ленинграде на Студии документальных фильмов был создан предфильмовый журнал. Это был рекламный ролик «Шоколад» по сценарию Никиты Михалкова. Ошибка цитирования — неправильный тег; Элемент без содержания должен иметь имя. 7 В 1973 году на той же киностудии «Женская ловля» (режиссер-оператор Виктор Петров) был снят первый и единственный известный советский фильм-реклама с элементами Эротики. Ошибка цитирования — неправильный тег. Элемент без содержимого должен иметь имя. В это же время вышел Х/ф «Эффект Ромашкина» (кинокомедия о четырех киноманах, решивших снять рекламный ролик о пользе кефира). 1974 год — мюзикл «Звезда экрана», посвященный рекламе Аэрофлота. «Знаки Зодиака» (1975) — рекламный фильм 1975 года на музыку Владимира Высоцкого. Фильм «Карьера Димы Горина» (1961) начинается с явной рекламы Сберкассы; аналогично, «Два воскресенья» (1963) содержит скрытую рекламу Лотереи-Дороги и Аэрофлота, тонкую. Фильм с говорящим названием «Спортлото-82». ~ Популярный курс рекламы в СССР заключался в участии в рекламе известных артистов, например, Михаила Боярского 8, Олега Басилашвили, Владимира Высоцкого, цитирование неправильного тега; Элемент без содержания должен иметь имя. и др. Последний в 1975 году написал и исполнил песню «Знаки Зодиака» к одноименному рекламному ролику (режиссер-оператор Виктор Петров) 9. ~ С началом перестройки в середине 1980-х годов в СМИ появилась реклама западного стиля, западного образца. Центральное телевидение начало транслировать рекламу в 1988 году.