В конце XIX века художники, возвысившие рекламу до уровня произведений искусства, закрепили за плакатом положение главного объекта на арт-рынке того времени, вызвали к нему необычайный интерес у публики и коллекционеров.
«Афишамания», новая выставка французской рекламы конца 19-начала 20 века из собрания Пушкина, представлена с 21 февраля по 21 апреля 2019 года в Москве. В экспозицию вошли работы художников, творчество которых прославило жанр коммерческой рекламы. На выставке представлены работы в семи разделах, отражающих различные темы и аспекты плакатного искусства: «Стены, заборы, витрины», «Уличная живопись», «Кабаре, театр, выставки», «Торговые музы», «Велосипеды, самолеты, шины». , «Вино, табак, консервы», «Стиль модерн».
Предлагаем вашему вниманию галерею коммерческой рекламы продуктов питания отечественных мастеров 30-60-х годов.
«Сталинский ампир — это не только небоскребы и помпезная мебель, но и роскошно украшенные коробки из-под конфет и винные этикетки, а хрущевский минимализм — это не только пятиэтажки и дань оттепели в виде ухабистых торшеров и портретов Хемингуэя, но также аккуратные, блестяще выполненные образцы промышленной графики» — так характеризует и отдает должное рекламщикам того времени и их работам антиквар и коллекционер Дмитрий Вишневский.
Оригинальные (выполненные гуашью, тушью и белилами) работы художников-графиков, лежащие в основе всех известных лейблов, утвержденные на самом высоком уровне, а затем воспроизведенные для нужд народного хозяйства.
Глядя на рекламные материалы продуктов питания того периода, невозможно не гордиться качеством рекламируемой ими продукции. Жаль, что в наше время реклама продуктов и их качество не всегда совпадают.
Оригинальная упаковка, иллюстрированная картинами известных художников, фотографиями памятников Москвы, делала кондитерские изделия легко узнаваемыми. Те, кто хоть раз пробовал эти сладости, запомнят этот восхитительный вкус.
Плакаты выполнены графически. Рекламные материалы и упаковки продуктов питания и напитков в СССР часто оформлялись известными художниками. И самый показательный случай – работа ВХУТЕМАСа (Высшего художественно-технического училища) для пищевой промышленности. Это знаменитые плакаты преподавателя этого заведения, известного живописца, графика и фотографа Александра Родченко. Или с женой Варварой Степановой плакат на стене Дома Моссельпрома в Калашном переулке, рекламирующий продукцию заведения: конфеты «Мишка Кошка», молоко и пиво «Друг желудка». Текст объявления придумал поэт В.В. Маяковский. Этот текст придумал поэт Маяковский, как и десятки других лозунгов для пищевой промышленности. Например: «Долой алкашей, но пей Трехгорное Пиво — пей Двойной Золотой Лейбл».
Такую маркировку имеют и консервированные крабы с Дальнего Востока, которые Советский Союз в больших количествах экспортировал, например, в США, создав для этой цели в 1928 году собственный крабовый флот. Было добыто так много дальневосточного краба, что его популяция начала быстро сокращаться в конце 1950-х годов; до этого краб не только экспортировался, но и продавался в огромных количествах в большинстве советских магазинов, не считаясь дефицитом. С начала 1960-х годов крабы стали постепенно исчезать из продажи, став редким и дорогим деликатесом.
Икра, как и крабы, также была важным элементом продовольственного экспорта в СССР.
В 1947 году было принято поощрять советских граждан есть больше мороженого, размещая соответствующий плакат в многотиражном журнале «Огонёк».
В начале 1960-х годов в Советском Союзе существовала острая нехватка продовольствия, неурожай зерна и дефицит многих продуктов. Это касается и рекламы, и печатной продукции в пищевой промышленности. Он выпускается все меньше и почти не нужен, за исключением рекламных работ на экспортные товары (водка, икра) и плакатов общего назначения, например, пропагандирующих здоровое питание.