Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Ирина Александровна, Дайнеко Ирина Александровна
В реальном времени коммуникативный профессионализм врача становится важным показателем характеристик передовой медицины, например, как общение между врачом и пациентом направлено на выполнение задач, связанных с личным благополучием, например, благополучием близких людей, а также образованием и просвещением.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дроздова Ирина Александровна, Дайнеко Ирина Александровна
Формирование навыков конструктивного общения между медицинскими специалистами в системе бесконечного образования
Текст научной работы на тему «Развитие и формирование коммуникативной компетентности врача как показатель качества современного медицинского образования»
The Newman In Foreign Policy #34 (78), Nov-Dec 2016
РАЗВИТИЕ И СОСТАВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИК НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дроздова И. А., кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-методического отдела по сотрудничеству со странами Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования столичного региона «Академия государственного управления»
Дайнеко И.А., преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ДО, Красноярский муниципальный медицинский институт им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия
В реальном времени коммуникативный профессионализм врача становится важным показателем характеристик передовой медицины, например, как общение между врачом и пациентом направлено на выполнение задач, связанных с личным благополучием, например, благополучием близких людей, а также образованием и просвещением. Педагогическое общение понимается как многогранный организационный процесс,
построение и формирование коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между преподавателями и студентами. Способы общения, выработанные в процессе социальной зависимости, актуальные навыки, а также индивидуальные особенности и темперамент должны быть использованы сознательно для выполнения поставленной профессиональной задачи. В своей практической деятельности врач действует в соответствии с этическими и профессионально признанными стандартами. В работе врача есть истории, которые заставляют сделать вывод не только о важной цели исцеления, но и о влиянии другого коллеги — ближайшего окружения пациента. Общение с пациентом невозможно без доверия к врачу, полного партнерства, уважительного отношения к его личности. В практике повседневной работы врач берет на себя роль воспитателя в истории врач-пациент, врач — врач; врач-медсестра (медсестра), врач и предсказуемая среда пациента, врач и общественные службы и т.д. Сотрудничество приобретает существенное значение для взаимоотношений между пациентом и врачом в контексте медицинского лечения и психологической помощи. В этом контексте приобретение коммуникативных навыков и умений студентами-медиками с первого года обучения является чрезвычайно актуальным.
Согласно исследованиям, человек играет роль в процессе общения в течение 45% своей жизни. В медицинской профессии эти навыки имеют особое значение.
Общение врача может быть эффективным, если он овладеет рядом коммуникативных навыков и умений и сможет применить их на практике:
Установление контакта и заинтересованность в эффективном общении; прием и передача информации; сохранение озабоченности содержанием и формой общения (использование открытых и закрытых вопросов, правильная пауза), концентрация внимания на партнере;
Проявляйте эмпатию, теплоту, восприимчивость, бдительность, заботу;
поддерживать позитивный настрой во время беседы (гибкость мышления, креативность).
И последнее, но не менее важное — внешний вид врача; его поведение, которое включает в себя: Уверенность в себе, доверие, компетентность и способность преодолеть ограничение по времени.
Для определения уровня профессионально-психологической компетентности у студентов-медиков первого курса использовался опросник «Профессионально-психологическая компетентность в деятельности врача», основанный на основных блоках компетентности (восприятие и хранение информации, переработка информации, эмоционально-волевая регуляция, язык и культура), общение, навыки контакта, диалог, влияние), разработанный Н.В. Яковлевой. Данный опросник способствует развитию рефлексивных навыков, так как студенты, проводившие самооценку, получали определенный показатель (%) в блоках и сравнивали его с ближайшей нормой. ~ Психологическая компетентность в вопросах общения у студентов-медиков оказалась на уровне 34%, что свидетельствует о недостаточном уровне образования. Самые низкие оценки были получены по таким показателям, как умение устанавливать контакт и умение вести диалог. В связи с этим учителям необходимо уделять особое внимание развитию и формированию коммуникативных навыков в классе. Важным в педагогическом общении является совместная организация деятельности; анализ мотивации учащихся, повышение их самооценки и самовосприятия. Одной из наиболее эффективных форм современного активного обучения является тренинг, направленный на формирование и развитие навыков и умений. Ниже приведены примеры упражнений, которые помогают студентам-медикам наладить контакт и общение с пациентами.~ Упражнение: «Угадай болезнь» Цель: отработать технику формулирования закрытых вопросов в общении пациента с врачом.~Инструкции: Участники делятся на пары. Каждому участнику выдается лист бумаги с надписью ~The Newman In Foreign Policy #34(78), Nov-Dec 2016~Common Symptom, прикрепленный к спине. Затем группе дается следующая инструкция: «У вас на спине прикреплен листок бумаги с названием болезни или симптома. Вы должны угадать название болезни или симптома, не снимая и не читая то, что вы там написали. Вы можете гадать только с помощью закрытых вопросов, ваш партнер может ответить только «да» или «нет». Вы сами не можете просматривать написанное, но ваш партнер может. ~ Обсуждение: Каков алгоритм создания закрытых вопросов? Как формулируются открытые и закрытые вопросы? В каких случаях эти типы вопросов используются в общении пациента с врачом? ~ Следующее представленное упражнение из блока «Аргументация, методы убеждения» ~ Цель: Развить навыки невербального общения, найти способ заставить людей чувствовать себя хорошо, укрепить благоприятный климат для отношений между врачом и пациентом ~ Инструкции: Выполняется в группах по 10 человек. Участники садятся в круг. Задача участников — передать эмоции с помощью жестов, мимики, рукопожатий в кругу. Каждый участник передает эмоцию своему соседу слева, в то время как глаза других участников закрыты. В конце круга оценивается точность передачи (пришла ли та же эмоция к первому участнику) ~ Обсуждение: Какие эмоции вы испытали? Каков механизм распознавания чувств? Что помогает и что мешает процессу общения? Этот навык необходим студентам в их будущей работе в качестве врача, чтобы доказать свою позицию в правильной постановке диагноза пациенту.
Руководство: Из всех участников выбираются два человека. Каждый из них получает небольшую коробку. В одном из них находится плавающая игрушка. Член клуба должен быть уверен, что в его ящике сейчас лежит сюрприз, даже если его ящик пуст.
Обсуждение: Какие методы убеждения считаются более эффективными? Как эти методы имеют хоть какой-то шанс быть использованными в общении пациента с врачом?
Повышение качества непрерывного медицинского образования и обучение студентов задачам, указанным в стандарте:
— Умение работать в команде, толерантное понимание социальных, национальных, конфессиональных и культурных различий,
— способность соблюдать профессиональные и этические требования в
процесс осуществления профессиональной деятельности,
— Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические нюансы профессиональной деятельности в общении с коллегами, пожилыми гражданами и школьниками, их опекунами и родственниками с целью создания социально-этической благоприятной среды в общественных организациях и службах
Образовательные технологии, такие как: Технологии активизации и интенсификации работы учащихся на основе схемных и чертежных моделей, блочно-модульного изложения материала, расширения дидактических единиц, свежих информационных технологий обучения, управления мышлением и т.д.
Источники и литература
1. Авдеева Е.А., Дроздова И.А. Энергия студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // «Высшее образование в России» — 2016 — № 1 — с.155-157.
2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. — М., ГЭОТАР-Медиа, 2006 — 320с.
3. педагогика в медицине / под ред. Н. В. Кучерявого. — М.: Академия, 2006 — 320с.
4. Столяренко Л.Д. Почва психологии: практикум. Изд.7 Ростов-на-Дону на Дону.: Феникс, 2006 — 704 с.
5 . Никуленков В.В. Моделирование в преподавании социальных дисциплин студентам негуманитарных специальностей Препринт / Красноярск, 2014.
: «ii:i»‘ zzssheese 332
Заочное обучение по данной дисциплине:
Специалист по социальной дипломатии СФС.
Специалист в области гуманитарного молодежного сотрудничества и миростроительства