Приживется ли демократия в России? Лекция Евгения Ясина

Ясин развенчивает миф о том, что российское общество не готово к демократическим переменам. Подробно рассматривая специфику экономических и политических реформ 1990-х годов, Ясин показывает, почему политическая элита пожертвовала демократией. По словам Ясина, в любых обстоятельствах демократия является основным и самым необходимым инструментом преобразования страны.

Евгений Ясин — бывший министр экономики РФ, доктор экономических наук. Бывший член Совета Федерации Союза правых сил. Один из идеологов реформ 1990-х, почетный научный консультант Экономического университета.

28 апреля в Клубе он прочитает лекцию «Китай — Россия — Украина: геополитические качели» в рамках проекта «Публичные лекции Polit.ru». Регистрация желательна, но не обязательна.

Много раз за время существования более-менее зрелой демократии Запад сталкивался с разрушением по разным причинам, говоря о падении Европы и прочих страстях, но в итоге именно благодаря соблюдению демократических порядков удалось предотвратить все эти кризисы и цивилизация сделала еще один шаг вперед.

Демократия имеет некоторые недостатки. В первую очередь отмечу сложность понимания. Пока не договоришься о каких-то общих действиях, решениях, можно сойти с ума, хочется все предать к черту и сказать: «Ладно, пусть кто-то решает. В этом смысле можно говорить о превосходстве единоначалия и превосходство бюрократии.

Еще одна проблема – проблема компетенций. Когда большое количество людей голосует или что-то обсуждает, это всегда очень нудно и некомпетентно. Поэтому лучше доверить все специалисту.

Партисипаторная демократия и элитарная демократия рассматриваются как равные альтернативы тому, что могло бы быть. Но партиципаторная демократия — это мечта, очень красивая, почти нигде не реализуемая. Он более развит в Скандинавии, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии — и все тут. Это все маленькие страны с пропорциональными избирательными системами.

Партисипаторная демократия подразумевает несколько других атрибутов помимо тех, которые я уже упомянул. Это эффективное участие, вовлечение граждан в общественные дела с равными возможностями, равным голосованием, осведомленностью, т.е. граждане должны быть в курсе общественных дел, заинтересованы в информации, чтобы они могли компетентно участвовать в принятии решений.

И очень важно контролировать повестку дня. Это означает, что общественность должна сама выбирать, какие вопросы важны, какие неактуальны, какие требуют голосования, а какие нет. Если вы делегируете это разрешение кому-то, в большинстве случаев это будет ваше решение. Таким образом, определение повестки дня — это то, что нельзя делегировать.

Партисипаторная демократия — это то же самое, что идеальное гражданское общество. У нас есть популярное утверждение, что мы не можем позволить себе демократию, потому что у нас нет гражданского общества. Могу изложить свою точку зрения. Тогда у нас никогда не будет демократии. А если не будет демократии, не будет и гражданского общества. Так что мы должны относиться к этому диалектически, посмотреть, каковы другие возможности.

Элита – это собрание лучших, это люди, получающие удовольствие от заботы, от работы на благо общества. Они способны прийти к консенсусу по некоторым принципам — например, согласившись с принципами демократии и никогда не прибегая к темным инстинктам толпы — это основные условия, существующие для элиты.

Если такая элита существует и есть функционирующий социальный лифт, обеспечивающий циркуляцию людей между обществом и элитой, то такое общество вполне демократично, хотя и лишено значимого гражданского участия. Между прочим, ее преимущество в том, что она сочетает в себе преимущества демократии и технократии в том, что принимает грамотные решения.

Созревшее для демократии гражданское общество не обязательно: пусть будет хуже, но все равно это будет демократический строй. И мне кажется, что такую ​​систему можно построить в России.

В России не было подлинно демократических традиций. Там было много выдающихся мыслителей, это очень важный след в нашей истории, но он не помогает нам строить современную демократическую систему правления.

То, что произошло в 1980-е и 1990-е годы, — это не демократия в полном смысле этого слова.
<. >
это не демократия в полном смысле этого слова, потому что был своего рода вздох свободы, это был своего рода национальный переворот
<. >
расположенных в некоторых городах против коммунистов.
<. >
Вот почему я назвал ее «протодемократией», а не просто демократией, потому что она не основывалась на тех институтах, без которых демократия существовать не может.

В 1993 году этот этап протодемократии закончился стрельбой в Белом доме.
<. >
Наверное, с этого момента и зародилась управляемая демократия, в 1993 году Ельцин совершил государственный переворот. Лично я сторонник этой революции, потому что тогда не было условий для построения демократии, мы только делали первые шаги, нам было гораздо важнее создать условия для демократии, в этом смысле либеральные рыночные реформы были важнее .

Путинская фаза.
<. >
На мой взгляд, переломный момент пройден: все, что могло прорасти в демократической системе от управляемой демократии до элитарной или более развитой демократии, ушло.

Федерацию практически упразднили, и первые шаги были вполне закономерны, я имею в виду федеральные округа, изменение статуса Совета Федерации, мне кажется вполне разумным, но потом это потеряло всякий смысл, особенно с назначением губернаторов, с Введение новой избирательной системы уже произошло, качественно изменилось. То же самое можно сказать о партиях, парламенте и выборах.

У нас в России никогда не было независимого суда в полном смысле этого слова. Не было такой традиции. Хотя если посмотреть, что написано в самых ранних правовых документах на Руси, например в Судебнике Ивана III и т. д., то можно увидеть, что там очень правильное понимание того, каким должен быть суд. Есть даже запись, что боярин должен судить не один, а со старостой и несколькими другими доверенными лицами, которые придадут авторитет его решениям.

Но у нас был интересный эксперимент: в 1990-х годах количество апелляций резко возросло, примерно в 10 раз больше в период с 1992 по 1999 год. Плохой суд, но оказывается, что во многих случаях его решения исполнялись реже, чем те, которые выносились в интересах справедливости. Тем не менее сейчас ситуация несколько изменилась.

Я согласен с тем, что у нас бедная страна, я согласен с тем, что у нас большое неравенство, я согласен с тем, что у нас нет среднего класса. Но характеристики, которые я дал, говорят о том, что мы вовсе не безнадежны. Но обязательным условием для достижения нами соответствующих показателей является демократия. Если ее не будет, мы не выйдем из этой ситуации, потому что демократия создает такую ​​степень стабильности в сочетании с динамикой, которая позволяет нам развиваться. Если мы будем продолжать расти, как сейчас, опираясь только на сырую нефть и так далее, это не решит проблемы.

Когда нам говорят, что мы должны укреплять государство посредством деспотии, мы должны признать, что деспотия или сильное государство с такой ветвью власти не может решить наши проблемы. Не лечит, болит. Надо понимать: то, что делается от имени государства, идет совсем в другом направлении. Я говорил об элитарной демократии. Итак, мы должны ответить на вопрос: есть ли в России элита, которая смогла бы реализовать проект, согласовать национальный проект, который позволил бы нам решить наши основные проблемы и обеспечить нам процветающее государство? Это самый сложный вопрос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com