На рубеже 1980-х и 1990-х годов в обществе впервые открыто заговорили о том, что тело «вождя мирового пролетариата» должно быть принесено в жертву земле. По данным соцопросов, более 60 процентов опрошенных считают, что Ленина надо хоронить, но пока нет, пока дорого стоят те, кому идеалы коммунизма дороги. К 95-летию со дня смерти Ленина Музей Бориса Ельцина подготовил обзорную экскурсию «Полная версия: «Невыносимое», в которой подробно исследуется история вопроса.
Поездка состоялась накануне памятной даты 20 января на выставку «День 5». Их вела Марина Соколовская, научный сотрудник музея, заведующая экспозиционно-выставочным отделом.
Выставка «Пятый день» посвящена президентской кампании 1996 года, когда главная битва шла между Борисом Ельциным и лидером коммунистов Геннадием Зюгановым. Туристы собираются у пикапа на Красной площади. Он нам это наглядно показывает — в 90-е впервые заговорили о механизмах культа личности.
Марина процитировала предисловие к русскому изданию книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России , профессор Гарварда Нина Тумаркина: «Ленин был десакрализован, демонизирован, дискредитирован, высмеян и коммерциализирован. И, наконец, реабилитирован для обновленной Коммунистической партии России в 1996 году».
— Благодаря этому исследованию мы начинаем понимать, почему в 1924 году тело Ленина не было захоронено, а выставлено на всеобщее обозрение в склепе мавзолея, — сказала Соколовская.
К моменту смерти Ленина, считает Соколовская, уже не существовало культа личности в его классическом понимании. Оно было не квазирелигиозным, а скорее политическим, с элементами религиозного благоговения.
Ленин не собирался создавать культ личности. Оно возникло спонтанно в 1918 году после покушения Фанни Каплан. Газеты начали публиковать отчеты о его здоровье. Ленин неосознанно принял черты образа преданных служению святых мучеников — традиционного в русской культуре образа.
Здоровье Ленина после нападения значительно ухудшилось, он живет в Горках и других укромных местах и почти не принимает участия в управлении страной. Ленин изо всех сил пытается преодолеть свою болезнь, заново учась говорить и двигаться. Он не участвует в политической жизни страны, но активно присутствует в ней посредством сводок, интервью и публикации ранее написанных статей. В этот момент начинает формироваться культ, причем не по наущению самого Ленина, а его соратников по партии.
Идея бальзамирования тела Ленина после его смерти впервые была выдвинута Сталиным в конце 1923 года, когда стало ясно, что дни Ленина сочтены.
21 января 1924 года Ленин умирает. 23 января тело выставляется в Колонном зале Дома профсоюзов на пятидневное прощание. На фотографиях тех дней видны длинные очереди простых людей, которые, несмотря на вопиющие холода, пришли отдать последнюю дань уважения Ленину. Чтобы согреться, люди разжигают костры на улицах. Прощание происходит круглосуточно. Проститься с Лениным приезжают не только из близлежащих городов и сел, но и из дальних уголков страны. Это ошеломляет как немногих родственников, так и товарищей по играм.
27 января забальзамированное тело вождя революции торжественно переносится в деревянный временный мавзолей на Красной площади, построенный за несколько дней по проекту архитектора Щусева. Официальная процедура прощания начинает формироваться впервые.
С этого момента начинается официальный культ Ленина. Так будет продолжаться до 1950-х годов, затем ее основы изменятся. Первоначальный культ Ленина был связан с неожиданно острым переживанием его утраты.
— Какой нерв был у этого опыта, — спрашивает ведущий. — Одним из моментов была неуверенность в будущем: изменится политический курс, непонятно, как будет передаваться власть. Еще одним важным моментом является то, что люди пережили начавшиеся в те годы революцию, гражданскую войну, голод, репрессии. А в публичном пространстве единственное приемлемое выражение скорби — смерть Ленина. Обычные люди не могут открыто оплакивать своих близких и таким образом выражать неодобрение новой власти. Скорбящий Ленин аккумулирует в себе все чувства, связанные с многочисленными потерями в жизни каждого человека. В то же время он выражает лояльность существующей власти.
Первое бальзамирование тела произвел академик Абрикосов, чтобы продлить прощание с вождем. В начале марта он сообщил о появлении пигментации на теле Ленина и необратимом изменении цвета кожи. Требовалось новое тщательное бальзамирование. Борис Збарский и Владимир Воробьев предложили метод длительного бальзамирования. Для осуществления задуманного Мавзолей вновь закрыли и устроили там лабораторию.
Работа требовала круглосуточного контроля. Дзержинский приказал проложить к мавзолею трамвайные рельсы и электрические кабели; Был установлен специально оборудованный вагон, чтобы ученые могли отдохнуть в нормальных условиях. Через два месяца Мавзолей посетили делегаты 13-го съезда партии. Они были впечатлены успехами ученых. ЦИК СССР по увековечиванию памяти Ленина признал новое бальзамирование успешным; это давало право рассчитывать на сохранность тела Ленина на десятилетия. Мозг Ленина был передан на исследование в Бехтеревский институт.
Культ Ленина со временем формализовался и был заменен культом Сталина. В 1953 году тело Сталина было помещено в Мавзолей.
В разделе «Оттепель» в лабиринте истории ХХ века есть такой экспонат, как пропуск на похороны Сталина. В ночь на 1 ноября 1961 года тело Сталина было извлечено из Мавзолея и захоронено в некрополе у Кремлевской стены. Культ Ленина обрел новую жизнь. У Мавзолея выстроились огромные очереди. Плакаты с его изображением стали печататься огромным тиражом. Ленинизм для детей активно развивался. Появилась новая волна книг и фильмов о Ленине.