Более трети выпускников Российского университета не работают в своей области, как показало исследование 2583 человек, ищущих работу из различных регионов России, проведенных порталом HH.Ru. Более половины (58%) выпускников пытались работать в своей базовой области, но изменили свое мнение из -за низкой прибыли (46%), неясных профессиональных перспектив (31%) и непривлекательных условий труда (24%).
Служба Rabota.ru провела аналогичное исследование, но не среди выпускников, но среди всех людей, которые работают. В исследовании приняли участие более 5000 пользователей веб -сайтов старше 18 лет со всех регионов страны. И процент неработающих по своей специальности был даже более впечатляющим, чем в исследовании HH.RU. По словам Rabota.ru, 43% русских никогда не работали в своей специальности. Еще 23% имеют опыт работы в своей области, но в настоящее время он не используется.
Россияне ходят в университет не из -за перспектив будущей карьеры, а просто потому, что высшее образование считается престижным и очевидным, и только после получения диплома они задаются вопросом, какие профессиональные перспективы стоят перед ними, что им действительно придется Делайте работу и сколько работодателей заплатят за это, — говорит исполнительный директор консалтинговой компании Ludipeople Viktoria Petrova.
Слишком дорогой диплом
Около 39,3 процента Молодые люди хотели бы изменить область обучения после начала их магистерских исследований — согласно совместному исследованию, проведенному Московским государственным техническим университетом Баумана, Московский институт авиации и Московский институт физики и технологий. Почти треть из них (26,5%) сказали, что она хочет получить более престижную профессию, и менее четверти (21,3%) не видит спроса на его нынешнюю специальность на рынке труда. Более 20% утверждают, что он исчерпал свою нынешнюю специальность, а 18,4% признают, что их специальность не заинтересована.
Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру
Ольга Назайкинскайя, директор Центра трансформации образования Сколково Московская школа управления, ранее заявила Ведомости, что изменение профессии отчасти является следствием раннего профессионального определения. Школы разделяют учеников от 7-8 классов на технические, медицинские и гуманитарные классы. По словам Назаикинской, представляя различные профессии в молодом возрасте. Но часто в школах и университетах взрослые навязывают учащимся, которым они должны быть в будущем, и заставляют их делать выбор, к которым они не подготовлены, — сказала она.
Как правило, кандидаты в российские университеты имеют небольшой жизненный опыт или нет жизненного опыта — они выбирают соревнования по романтическим причинам или по семейным традициям — Питова соглашается. Но эта тенденция постепенно меняется: молодые специалисты все больше задаются вопросом, будут ли энергия и деньги, потраченные на высшее образование, будут окунуться после окончания учебы. Для некоторых гуманитарных наук, таких как филолог или историк, перспективы не являются полезными — предполагает Петров.
В конце 2020 года Международная исследовательская компания IPSOS, особенно для Всемирного экономического форума, опросила 21 507 человек из 29 стран о том, считают ли они, что стоимость полного высшего образования оправдана. Около 36 процентов россиян заявили, что платные университетские исследования стоили их денег, но менее 26 из 29 стран. Например, в Китае 81% признали затраты на высшее образование оправданы, а в США — 45%. Каждое второе русское (51%) считает, что высшее образование не стоит стартовой цены. Во всех 29 странах в среднем 53% соглашаются с затратами на высшее образование, и примерно на 36% преувеличивают их — согласно анализу IPSOS.
Профессиональное выгорание
Профессия, указанная в дипломе, чаще всего продолжает работать в сфере образования (16%), производства и промышленности (14%) и медицины (13%), аналитики обнаружили Rabota.ru. Согласно образованию, около 10% респондентов также работают в строительстве, 8% в ИТ и телекоммуникациях, 6% в журналистике, 5% в банковском, финансах и инвестиционном секторе.
По данным исследования Rabota.ru, около 40% людей, не работающих по профессии, сменили сферу деятельности из-за низкой заработной платы, а четверть — из-за отсутствия хороших рабочих мест. Около 13% пришлось сменить профессию из-за переезда в другой город или страну, а 11% перегорели или просто устали от своей профессии. Около 7% опрошенных сменили профессию, потому что начали зарабатывать деньги своим хобби.
По словам Петровой, нет ничего плохого в том, чтобы работать не по своей основной профессии. По ее словам, с увеличением продолжительности жизни сотрудников в трудовой жизни они могут проявлять себя в разных позах и менять профессию в соответствии с приметами времени, ища возможности больше зарабатывать и более эффективно реализовывать свой потенциал.
На практике разочарованные соискатели часто идут по прямому пути: выбирают из вакансий в высокооплачиваемых компаниях, в которых уже работают их друзья, или где можно быстро найти работу, говорит Петрова. По данным hh.ru, специалисты чаще всего выбирают работу в продажах (69%) и на административных должностях (65%).
Сложности перехода
Чаще всего у соискателей без профессионального образования проблемы возникают в начале карьеры, а опыт позже становится решающим при приеме на работу, говорят источники «Ведомостей».
Чем крупнее компания или предприятие, тем внимательнее оно смотрит на то, что написано в дипломе молодого специалиста, — говорит Игнат Зайончковский, соучредитель Preaktum (организатор конкурсов по набору персонала и виртуальных стажировок для молодежи). Но малый и средний бизнес редко смотрит на специализацию в дипломе, где ценятся базовые навыки и социально-психологические характеристики. Лучше всего принимать решение о смене профессии как можно раньше — на практике или во время стажировки», — сказал Зайончковский. По словам его партнера Сергея Акопяна, смена отрасли всегда означает потерю зарплаты и рабочих мест, а это легче решить на начальном уровне. Более того, работодатели терпимо относятся к тому, что молодые люди не обладают всеми необходимыми навыками: как правило, программы вузовского образования отстают от уровня развития технологий, используемых работодателями, на 2-3 года, говорит Акопян. Высшее образование становится формальным минимумом, к которому добавляются знания, полученные на практике, и курсы по менеджменту, маркетингу, развитию и другие, — говорит он.
Какие инженерно-технические профессии наиболее значимы для российской экономики
По словам Петровой, профессиональное образование обязательно для работников профессий, требующих фундаментальной подготовки, таких как техническое обслуживание и ремонт высокоточных робототехнических устройств, инженеров-математиков или архитекторов.
Сменить специализацию непросто, когда работодатели из отрасли уже привыкли работать с потенциальными новобранцами во время стажировки в вузе. Из-за нехватки кандидатов многие ИТ-компании готовят потенциальных сотрудников еще во время учебы, говорит основатель компании HR-технологий Skillaz Андрей Крылов. В этом сегменте занимаемые кандидатами должности чаще всего соответствуют их специальному образованию, подчеркнул Крылов. Но во время пандемии, по его словам, компании охотнее, чем раньше, рассматривали кандидатов, которые были готовы адаптироваться и быстро учиться, чтобы применять свои навыки для решения новых задач и заданий.
Диплом ради повышения
«Бакалавриат» все больше теряет актуальность — работодатели переходят на компетентностный подход, считает Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив. И хотя профессиональные навыки всегда были необходимы (повар должен уметь готовить, а инженер должен делать расчеты), сейчас все большее значение приобретают социальные и психологические (soft skills) качества, говорит Судаков. Вместе со «Сколково» изучил около 10 000 резюме инженеров на LinkedIn. Оказалось, что 10% резюме были профессиональными навыками и повторялись во всех опросах, а 90% характеристик были уникальными и не фигурировали в других резюме. Система образования не сосредоточена на разработке специалистов с уникальным набором функций. Например, необходимые компетенции должны быть разработаны независимо, например, компьютерные игры хороши для развития навыков командной работы, в то время как человек из сектора услуг может извлечь выгоду из психологических исследований, — сказал Судаков.
Тем не менее, сотрудникам, которые находят путь в компанию через саморазвитие и личные характеристики, вероятно, придется получить научную степень в своей области, чтобы продвинуться в своей карьере. Компании готовы добавить к обучению сотрудников, которые напрямую связаны с работой, сказал Кирилл Храмтсов, директор по методологии в Univertus, компании, занимающейся обучением и оценками. Восхождение на карьерную лестницу без профессионального образования практически невозможно. Поэтому компании иногда добавляют в финансовую финансовую информацию сотрудникам, чтобы получить необходимое образование, но только если ему придется работать в компании в течение нескольких лет. Такая программа позволяет вам организовать хороших сотрудников и позволяет сотрудникам дальнейшей развиваться в профессии, — говорит Храмтсова.