«Песня об Одессе»

«Песня об Одессе» решением горсовета была утверждена в качестве гимна города 25 августа 2011 года. Предполагалось, что гимном станет песня «У Черного моря» — ее всерьез рассматривали в качестве возможного гимна, однако было принято предложение «Всемирного клуба одесситов» о песне из оперетты.

«Я с большим уважением отношусь к творчеству Утесова и к авторам этой песни, песня действительно прекрасная, но как гимн, при всех её очевидных достоинствах, я не вижу. Гимна в ритме вальса не бывает. И в связи с этим, я предпочтение отдал бы песне В. Масса и М. Червинского на музыку И. Дунаевского из оперетты «Белая акация». Там есть все, что необходимо гимну: и великолепные слова об одесситах, как о людях умеющих верить и ждать, и что одесситы всегда ведут себя достойно и в радости, и в горе, и есть слова о ласковом море, которое омывает наши берега. И с точки зрения музыки, размер соответствует маршу» — высказал своё возражение Анатолий Горбатюк, член Президентского совета «Всемирного клуба одесситов».

Ну, не знаю. Гимн Аргентины в ритме танго бывает, а гимна Одессы в ритме вальса быть не может? Впрочем, выбранная песня — замечательная (просто мне «У Черного моря» нравится еще больше). Кстати, размер, может быть, и соответствует маршу, но песня — лирическая, и слова про любовь — неужели действительно марш?

Когда я пою о широком просторе,
О море, зовущем в чужие края,
О ласковом море, о счастье и горе,
Пою о тебе я, Одесса моя.

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса.
Со мною везде твое небо и море, Одесса.
И в сердце моем ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!

Когда я пою о любви без предела,
О людях, умеющих верить и ждать,
О гроздьях душистых акации белой,
Тебе свою песню спешу я отдать.

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса.
Со мною везде твое небо и море, Одесса.
И в сердце моем ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!

Когда я пою о заветных желаньях,
Что с детства лелеем мы, в сердце тая,
О долгих разлуках, о кратких свиданьях,
Пою о тебе я, Одесса моя!

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса.
Со мною везде твое небо и море, Одесса.
И в сердце моем ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!

Первой исполнила эту песню в 1955 году прима одесского театра музыкальной комедии Идалия Иванова. Оперетта репетировалась одновременно в Одессе и в Москве, где эту песню исполняла Татьяна Шмыга, но в Одессе премьера состоялась на три дня раньше.

Общеизвестно, что эта песня композитора И. О. Дунаевского из оперетты “Белая акация” о советских китобоях.

Дунаевский Исаак Осипович

Дунаевский Исаак Осипович

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович родился в 1900 году в городе Лохвица Полтавской области. Советский композитор и дирижер. Автор 13 оперетт и балетов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941 и 1951). Автор музыки к кинофильмам: «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Кубанские казаки» (1949).

Умер в Москве, в 1955 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

А кто же автор слов, ставших своеобразным гимном Одессы?

“Песня об Одессе” в либретто Владимира Масса и Михаила Червинского оперетты “Белая акация” именовалась “Песней Тони об Одессе”. Безусловно, тон был задан самим Дунаевским. Он хорошо приложил свою руку даже к тексту, правя его рукой мастера… Это зафиксировано документально. (Материалы РГАЛИ, Ф.2062. оп.1. Ед. хр. 206 л.1)

«Песня Тони об Одессе» (черновик) из оперетты «Белая Акация». Текст с пометками И. О. Дунаевского. 1954 г.

К сожалению, личность Дунаевского закрыла собой авторов текста “Песни об Одессе”. Закрыла на долгие-долгие годы.

Кстати сказать, известными советскими драматургами Владимиром Массом и Михаилом Червинским для “Белой акации” была написана еще одна, практически неизвестная до настоящего времени, песня об Одессе, по каким-то причинам не вошедшая в спектакль в его окончательном варианте. Вот она (с незначительными правками И. О. Дунаевского). (Материалы РГАЛИ, Ф.2062. оп.1. Ед. хр. 206 л.1).

«Песня об Одессе» (набросок) из оперетты «Белая акация». Текст с пометками И. О.Дунаевского. 1954

Владимир Масс и Михаил Червинский заслуживают того, чтобы рассказать о них, хотя как говорится, информации до обидного мало.

Сухим языком краткой биографической справки:

МАСС Владимир Захарович родился в 1896 г. в Москве. В 1915-17 гг. учился на филологическом факультете Московского университета. В 1918-20 гг. сотрудник Театрального отделения Наркомпроса РСФСР. Автор пьесы “Народ Парижской коммуны” (1919 г.). В 1920 г. поступил в студию Московского театра сатиры, после её закрытия в 1921-23 гг. написан ряд известных пьес, буффонад, стихов и др., песен, в т. ч. известные “Джон Грей” и ”Калькутта”. С 1925 г. писал для ”Синей блузы” политические памфлеты, скетчи, сценки. Является автором песенок к спектаклю МХАТа “Женитьба Фигаро”, различных постановок для Камерного театра (совместно с Н. Р. Эрдманом), музыкальных пьес-обозрений для Теа-джаза Л. О. Утёсова “Музыкальный магазин”, успех которого подал идею создания кинофильма “Весёлые ребята” (сценарий Масса и Эрдмана) и др.

Масс Владимир Захарович

Масс Владимир Захарович

В 1933 г. арестован, сослан в Тобольск, затем в Тюмень, где руководил драматическим театром. В 1936 г. поселился в Горьком, организовал колхозный театр; позже Масс возглавлял Областной театр драмы. В 1942-43 гг. руководил фронтовым театром Московского военного округа, заведовал литературной частью Московского театра миниатюр. Автор (совместно с М. А. Червинским) многоактных пьес, либретто оперетт “Трембита”, ”Белая акация”, ”Москва — Черёмушки” и др., фельетонов, обозрений для театров миниатюр, сценок для М. В. Мироновой и А. С. Менакера, Л. Б. Мирова и М. В. Новицкого и др. Писал статьи по вопросам эстрадной драматургии, подготовил к изданию сборник “Комедии”, куда вошли произведения, написанные совместно с Червинским (1968 г.) и др.

Умер в Москве, в 1979 г.

ЧЕРВИНСКИЙ Михаил Абрамович родился в 1911, в Одессе, драматург. По образованию инженер. В 1930-х гг. – автор фельетонов и монологов для А. И. Райкина, В. Я. Хенкина и др. В 1941-44 гг. – на фронте. После тяжёлого ранения – в Москве, где в 1944 г. познакомился с В. З. Массом, ставшим его соавтором. Первая совместная работа – комедия-обозрение для Московского театра миниатюр “Где-то в Москве” (1944 г.). Для Ленинградского театра миниатюр, в частности, для А. И. Райкина написаны программы “Своими словами”, ”Приходите, побеседуем!”, ”Любовь и три апельсина”, ряд интермедий для Л. Б. Мирова, А. С. Менакера, либретто оперетты “Белая акация” и др.

Червинский Михаил Абрамович

Червинский Михаил Абрамович

Умер в Москве, в 1965 г.

Конечно, одессит Михаил Червинский и Владимир Масс, много лет тесно общавшийся с Леонидом Утесовым, не случайно взялись за разработку одесской темы. Так или иначе, они (не без помощи, конечно, Дунаевского) сумели выразить не только “…всё, что с детства лелеем мы в сердце тая”, но и привить любовь к Одессе миллионам людей. Сумели “заразить” Одессой и морем, сумели расширить существовавшие в сознании многих одесские горизонты и перспективы. И сделано это “к месту”, неназойливо, талантливо и профессионально. (Материалы РГАЛИ, Ф.2062. оп.1. Ед. хр. 597 л.177).

Время промчалось стремительно, и сегодня ”Белая акация”, по правде говоря, практически забыта. Ничего это название не говорит молодому поколению. Забыты и не прошли проверку временем отношения и коллизии “Белой акации”. Давно нет китобоев… Нет той особой атмосферы, когда Одесса встречала и провожала героев Антарктики. Нет той ауры… Не по своей воле Одесса потеряла эту, ещё одну, сторону своей привлекательности. Но жизнь, как известно, не стоит на месте…

За “закрытыми дверями” оперетты поначалу “Песня Тони …” была лишь песней, объясняющей те или иные поступки героев постановки. В рамках оперетты такой песне было тесно…

Её запели в ресторанах, концертных площадях и стадионах. Её напевали на улицах, в трамваях, на дружеских застольях. Её мелодию начали отбивать одесские куранты на Приморском бульваре…

Песня об Одессе вырвалась на свободу, иначе и быть не могло.

Так слова Владимира Масса и Михаила Червинского, изначально написанные по законам лёгкого жанра, стали символом города, одновременно сохранив некую преемственность оперетты, подчёркивая неунывающий одесский характер.

Да, “Белой акации” нет… Но навсегда остаётся Одесса, остаются гениальная музыка и бессмертные слова об Одессе, запавшие в душу не только одесситов…

В современном мире, когда одесситы укоренились во всех уголках планеты, вместе с одесской традицией за границами Одессы оказалась и “Песня Тони…” – почерк талантливых драматургов Владимира Масса и Михаила Червинского, выдавших бессрочную визитную карточку нашему городу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com