Педагогическая запущенность: что это, как поможет психология. Причины, профилактика, коррекция

Педагогически запущенного ребенка часто путают с задержкой развития. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок здоров и нормально развивался бы в других социальных условиях. Пренебрежение школой препятствует социализации, обучению и развитию ребенка. Без коррекции ребенок окажется изолированным от общества.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность — это задержка ребенка или подростка в интеллектуальном, нравственном, нравственном, эстетическом и социальном развитии, вызванная ошибками родителей в воспитании или отсутствием целенаправленного воспитания в семье.

  • отставание в развитии по отношению к возрастной норме, реакциям и поведению, характерным для предшествующего возраста;
  • плохое воспитание;
  • необразованность: незнание социальных норм, предметных знаний;
  • неразвитость личностного потенциала ребенка, несоответствие поведения способностям ребенка.

Основным проявлением педагогической халатности является девиантное поведение субъекта. Как правило, драки, хулиганство, вредные привычки и проступки возникают из-за отсутствия заботы о детях.

Более подробно структуру пренебрежения можно представить тремя блоками:

  1. Отклонения от нормы в поведении, обучении: не умеет делать, нет времени, не может полностью справиться с заданием. Состояние обусловлено недостаточным, искаженным или противоречивым опытом ребенка.
  2. Показатели развития памяти, внимания, мышления, воображения, силы воли и нравственности отстают от нормы. На этом фоне развиваются быстрая утомляемость, раздражительность, конфликтность и перепады настроения.
  3. Педагогически запущенные дети имеют неадекватное или непоследовательное отношение к себе, окружающему и окружающему миру. Такие дети не подготовлены к общественной жизни, учебе, работе и т. д.

Педагогические психологи и социальные педагоги специализируются на коррекции девиантного поведения и педагогической запущенности. Без лечения ребенок будет дезадаптирован.

Диагностика

Их изучение включает в себя наблюдение, тесты, анкетирование и проективные методы. Благодаря этим методикам вы узнаете о внутреннем мире ребенка, его страхах, уровне самооценки и о том, как он воспринимает себя и свою семью. Опросник Лико или Многофакторный личностный опросник используется для выявления характерологических акцентов и особенностей развития личности. Тесты интеллекта, памяти и внимания используются для проверки когнитивных способностей.

Невролог осматривает ребенка, чтобы исключить какие-либо аномалии развития или врожденные аномалии. Как правило, детей с подозрением на педагогическую халатность или умственную отсталость направляют на психолого-педагогическую комиссию.

Причины

коррекция детско-родительских отношений

Есть дети, которые испытывают трудности в обучении из-за врожденных и приобретенных аномалий. Однако чаще педагогическая запущенность является следствием неблагоприятных социальных факторов:

  1. Деструктивный психологический климат в семье. Безнадзорные дети появляются из отношений, где нет любви, понимания, поддержки, доверия, нежности и дружбы. Дети из таких семей вырастают беспокойными, замкнутыми, раздражительными, агрессивными, грубыми и непослушными. Такие состояния возникают в семьях, где есть иждивенцы или в которых материальные ценности преобладают над нравственными, а также в семьях, где родители заняты построением профессиональной карьеры — некогда воспитывать детей. Иногда это сочетается с нежеланием иметь детей, например, когда хотя бы один из супругов не хотел иметь детей.
  2. Деструктивный стиль воспитателя, учителя. Проблемы, начавшиеся в семье, усугубляются, когда ребенок поступает в образовательное учреждение. Этому способствует деструктивный педагогический стиль: стыд и вина за то, что ребенок отстает, выговор перед всем классом, насмешки, издевательства, понижение оценок и т. д. В результате ребенок еще глубже замыкается в себе, его отклонения становятся более выраженное и демонстративное оппозиционное поведение.
  3. Отторжение класса, которое часто возникает на фоне предшествующего фактора. Конфликты, чувство одиночества и ненужности приводят ребенка к асоциальным и асоциальным субкультурам.

Другие причины педагогической запущенности: противоречивые воспитательные установки отцов и матерей, безнадзорность, беспризорность, высокие или низкие воспитательные и воспитательные стандарты, жестокое обращение с детьми, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекция

Причины халатности следует установить до начала лечения. С этой целью психолог изучает условия развития семьи, особенности климата в образовательном учреждении, влияние местных неформальных объединений и антисоциальных групп.

Особое внимание уделено анализу влияния улицы. Он должен установить, какие потребности ребенок удовлетворяет в этих неформальных группах: самопринятие, безопасность, внимание, забота, любовь, дружба.

Затем специалист составляет план ремонтных работ. Это может выглядеть так:

  1. Изменение климата в семье путем повышения педагогической культуры родителей, групповых психотерапевтических занятий, консультирования родителей, контроля за соблюдением рекомендаций психологов и педагогов, организации режима дня ребенка, помощи в организации совместной семейной деятельности.
  2. Работа с классом и педагогическим коллективом. Он заключается в создании индивидуальной педагогической программы для ребенка, обучении педагога приемам работы с особым ребенком и помощи в реализации этой программы. Кроме того, следует снизить умственную и интеллектуальную нагрузку на ребенка, установить режим тренировок, не допускать переутомления. Также проводятся многочисленные мероприятия, направленные на сближение ребенка с родителями и включение их в образовательный процесс.
  3. С ребенком проводится индивидуальная работа, целью которой является его личностное развитие. Проводится комплексная диагностика и на ее основе разрабатывается индивидуальная программа развития. Она соответствует особенностям, способностям, предрасположенностям и возможностям ребенка.

Чем раньше будет устранена педагогическая халатность, тем лучше. Вместе с развитием человека меняется и чувствительность (предрасположенность к приобретению конкретных знаний). Согласно возрастной психологии, каждый возраст оптимален для определенного типа обучения. Например, 8-9 лет – это пик развития речи, культуры, воображения. Хотя первая предрасположенность к нему появляется в возрасте 1,5-3 лет. Если этот шаг пропустить, научить ребенка правильно говорить будет непросто.

Профилактика

Действия по предупреждению педагогической безнадзорности:

  • Создание благоприятного психологического климата в семье;
  • создание условий обучения, соответствующих потребностям и способностям ребенка;
  • Создание условий для творческой самореализации ребенка;
  • продвижение независимости;
  • Соответствующий стиль семейного воспитания.

Педагогическая запущенность начинается в семье. Поддерживающие отношения между членами семьи являются основной мерой предотвращения пренебрежения. Подробнее о семье как социальном институте читайте в статьях «Семейное воспитание: стили и виды. Их особенности и влияние на ребенка» и «Семья: типы семьи, функции и определения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com