Но студенты из США, Бразилии, Южной Африки, Китая и Индии уже обучаются по программам, разработанным в России. Всего интерактивным курсом математики для 1-4 классов сейчас пользуются 1,5 миллиона детей по всему миру и 20% школьников в России. Иван Коломоец, сооснователь и генеральный директор образовательной платформы Учи.ру, рассказал АиФ, откуда берутся неудачники, чем американский школьник отличается от российского и как компьютеры влияют на успеваемость.~ Юлия Борта, АиФ: Иван, всех ли можно научить, или математику? Или это просто не дано понять никому? ~Иван Коломоец окончил Московский физико-технический институт. С 2011 года занимается разработкой интерактивных образовательных программ по математике. Теперь его команда (выпускники Физико-технического института, Высшей школы экономики, Московского государственного университета) создала онлайн-курс для начальной школы. ~ Иван Коломоец: Любого человека можно научить на уровне начальной школы. И не только математика. Понятно, что у кого-то меньше навыков, у кого-то больше. Одному ребенку для освоения определенного вида задания требуется несколько уроков, другому — 20. А в школе, например, для сдачи определенного предмета нужно не более 5 уроков. В результате постепенно растет число детей, которые уже не успевают по математике и считают себя «гуманитариями». А вот какие эмоции испытывает ребенок — отвращение к предмету, страх перед любым контролем или радость в процессе решения — зависит от мотивации. Она никогда не появится, если ребенок не чувствует себя успешным. Кстати, наша учебная платформа оценивает уровень ученика по первым заданиям и, если он сталкивается с проблемой, которая ему не по силам, направляет его к правильному решению, а затем дает упражнения для отработки пробелов в его знаниях. Ну, и кроме того, детям всегда интересно учиться с помощью компьютеров, планшетов, потому что это теперь неотъемлемая часть их жизни. ~ Доминирование гаджетов так же плохо, как и их полное отсутствие. Должен быть здоровый баланс между работой на компьютере, с учителем, в группе. ~ — Стоит ли так активно внедрять их в школе, ведь дети сидят дома и так увлечены гаджетами? В США, например, есть школы, где компьютеры заброшены. ~- Доминирование гаджетов так же плохо, как и их полное отсутствие. Должен быть здоровый баланс между работой на компьютере, с учителем, в группе. Как в США, так и в России существует множество исследований, которые показывают, что правильное использование компьютерных технологий положительно влияет на знания учащихся. В частности, дети, использующие нашу платформу, на 30-40% лучше справляются с бумажными тестами. Наш опыт в США говорит, что отказ от современных гаджетов в образовании — это пока единичные случаи.~- А каков опыт в США? ~- 200 американских школ приобрели наш сервис для обучения детей математике. Есть пользователи в Индии и Китае. Мы начали сотрудничество с Бразилией.~ — Как вам удалось привлечь иностранных пользователей?
Как попасть к президенту ЮАР?
— Это было нелегко, например. Мы полетели в ЮАР, там мы узнали, что, возможно, есть возможность получить место за столом на «прямой линии» с президентом Джейкобом Зумой. Они выиграли право задать вопрос в лотерее. Они сказали, что на самом деле мы из Российской Федерации, нам нравится учить их детей арифметике. И нас пригласили на работу. Затем они написали сообщения с предложением о сотрудничестве в Бразилии, встретились с министром образования Сан-Паулу и доказали качество нашей платформы. Не так давно мы придумали и провели Международную арифметическую олимпиаду для стран БРИКС. Мы верим, что президенты государств смогут ознакомиться с ним, когда состоится саммит БРИКС.
Невозможно делать выводы о качестве школьного образования на основании результатов международных конкурсов. Олимпиады — это «спорт с большими достижениями». И они не отражают реального преподавания предмета в школах.
— Говоря, на самом деле наши дети, потерявшие 7 классов, имеют все шансы легко сдать всю программу по арифметике в американской школе.
— В США средние учебные заведения отличаются друг от друга. Если русский ребенок, учившийся в Matclass, придет в обычное южноамериканское среднее учебное заведение, он будет выше одноклассников. Однако если ребенок поступает из южноамериканской MATCASS в обычную отечественную среднюю школу, ситуация становится точно такой же. В настоящее время американцы проявляют удивительную тягу к арифметике. Когда 16 лет назад я учился, мы участвовали в международных олимпиадах по физике и арифметике с Китаем, а в последние годы занимаем США. До сих пор российское математическое среднее учебное заведение остается признанным во всем мире как одно из самых мощных.
— Что немаловажно математические олимпиады в последние годы проходят невесело, золотых медалей нет. А до этого Российская Федерация ни разу не выходила из тройки фаворитов в медальном зачете. Почему?
— Невозможно делать выводы о качестве школьного образования на основании результатов международных конкурсов. Олимпиады — это «спорт больших достижений». И они не отражают реального преподавания предмета в школах. Для этого нужно выбрать 20 лучших и «прокачать» их. В Китае, например, детей запирают в интернате на 2 года, где они ни за чем не гоняются и не считают арифметику. А те, кто не встает, элементарно не выдерживают. Победа на Олимпиаде — это не та задача, которую нужно разрушить. У нас есть гуманное выравнивание, основанное на «прокачке» мозга, а не на выполнении всех вероятных задач. Согласен, что результаты выступлений нашей математической команды на международных олимпиадах плачевны (чего не скажешь о физике, химии, информатике и биологии, где мы пока впереди всех). Это должно быть понятно. У него есть возможность, не удалось забрать детей, есть возможность, члены сгорают во время очень активного тренинга.
Без концептуального знания арифметики, осознания ее почвы — каждый раз, когда славилось российское среднее учебное заведение — нам становится довольно сложно развивать экономику, конкурировать на международных рынках.
— В школах снова ввели что-то — шахматы. Поможет ли это, несомненно, мальчикам, чем овладеть математикой?
— Это буквально полезно! На самом деле, я не думаю, что это напрямую повлияет на то, какие кабинеты мы будем предоставлять для международных олимпиад. Но на самом деле это может повысить средний уровень знаний, и не только в арифметике — я в этом не сомневаюсь.
— Почему именно сейчас все стали уделять такое внимание математическому образованию?
— Вселенная развивается давно, творческие профессии с логикой — программирование, управление планами — становятся все более популярными. А без концептуального знания арифметики (а не формирования правильных ответов!), осознания ее основ — каждый раз, когда российское среднее учебное заведение славилось — нам будет довольно сложно развивать экономику, на международных рынках. Можно сказать, что знание арифметики молодым поколением — это фактически вопрос государственного лидерства в мире.
Иван Коломоец.
Савелий Новиков.
Спорт высоких достижений
Пока уровень арифметики в Российской Федерации еще повышен, но он чертовски смутный.