Абсолютное название — «Одесская государственная академическая арена оперы и балета».
Театральная жизнь Одессы имела свою специфику с первых дней существования мегаполиса. Опера и балет, что неудивительно, являются самыми старыми из всех культурных учреждений. Одесса получила право на строительство арены в 1804 году, а к 1809 году она уже была построена. Первые представления состоялись 10 февраля 1810 года. Русская труппа П. Фортунатова поставила оперы Фрелика «Новая семья» и Водевиля «Ведвильская вдова». Но чтобы спастись, старая арена сгорела в 1873 году. Затем он полностью сгорел. Реставрации не было. Это была катастрофа, смягченная событиями — никто не пострадал. Венские дизайнеры Ф. Фельнер и Г. Хельмер (Хельмнер) были приглашены для разработки планов театра поэтической студии. С момента пожара до закладки первого камня у подножия здания театра VerseStadstheater прошло почти 11 лет. Изобретение театра произошло 1 октября 1887 года.
Одесский театр был построен в стиле венского барокко, который господствовал в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века. Над фасадом находится группа статуй, имитирующих святого покровителя искусства Мельпомена, одного из Муз. Она восседает на колеснице, запряженной четырьмя разъяренными леопардами, которые были ею побеждены. Даже сюжет античной мифологии расположен чуть ниже скульптурной группы. Внутри нижнего главного входа на больших цоколях были установлены две группы статуй, образующие комедию и трагедию. Слева — часть катастрофы Гиппокампа, справа — эпизод из комедии Аристофана «Птицы». В нишах на верхнем этаже здания были установлены бюсты выдающихся творцов русской литературы и искусства: Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя. Очень красивой частью сооружения является амфитеатр. Архитектура выполнена во французском стиле «рококо». Он элегантно украшен различными орнаментами из узкого позолоченного гипсового мрамора. Внимание уделяется потолку. В основании композиции находятся четыре картины в виде подвесок художника Леффлера. Сцены из шекспировских пьес «Гамлет», «Сон с июня на август вечером», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится» Центр огромной люстры на потолке украшен гламурными деталями открытой игры. В залах и на всех уровнях находятся многочисленные гипсовые мраморные украшения всех видов. Особенно элегантно было выполнено моделирование вдоль уровней, боковых вестибюлей и лестниц, фактически в кварталах. Все светильники, подсвечники и бронзовые украшения изготовлены тщательно и изобретательно. Наверное, ни один театр не готовил занавесы с таким вкусом. Его эскизы были разработаны А. Головиным, художником-оформителем главной сцены. Площадь шатра составляет 500 кв. м. Оригинальная акустика гарантирует, помимо прочего, что шепот сцены слышен в каждом уголке зала.
Театр восхищает не только своей уникальной архитектурой, но и богатой творческой биографией. Театр приносит огромную пользу развитию музыкальной культуры на юге штата. Здесь произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Евгения Изаи, Пабло Сарасате и других. Актеры, чьи имена прославили русское искусство. Здесь пели великий Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Тит Руфо, Баттистини, Джеральдони и первая в мире танцовщица Анна Павлова. В 1929 году театр получил звание стипендиата.
История балета.
В театре в первую очередь увеличилось количество драматических и музыкальных постановок, а балет обошел их стороной. В театре часто выступали иностранные и русские танцоры. В 1836 году были поставлены балеты «Счастливый дикарь, или Триумф любви», «Квакер, или Английский моряк» и «Покойная Артемида». Балеты «Сильфида» и «Пахита» были исполнены известным московским танцовщиком К.Ф. Богданов и его дочь. В 1853 году выдающаяся петербургская танцовщица Андржеянова Е.И. с группой артистов балета московского Большого театра, среди которых были Адан, Каталина или Дочь разбойника ‘Эсмеральда’, ‘Валидус Каунтер’, ‘Жизель’ и др. Вместе с группой артистов балета московского Большого театра Публичка. В труппу под руководством И. Я. Сетова, гастролировавшую в Одессе в 1889 году, входили итальянские танцовщики во главе с прима-балериной А. Белл. Хореограф Д. Саракко поставил такие балеты, как «Сильвия» Дериба, «Эксельсиор», «Маленко», «Брама «Вандалгин» и «Эсмеральда». С середины 1890-х годов оперные постановки проходили в основном в театре. Ф. Нижинский работал балетмейстером в труппе Салтыкова и танцевал во многих операх. В 1910-х годах была создана постоянная балетная труппа, танцоры выступали в операх и отдельных балетах (например, «Банкет Афродиты», 1916). Были хорошо известны хореографы Люсинский и Р. Ремиславский и танцоры Т.Р. и В.Р. Гамсахурдия. Гамсачурдиа, Е. А. Пушкин, В. Каросса После решительного освобождения Одессы гардистами Де Витте (1920) одним из первых замеров советского пороха в области театральной культуры стало постановление о расширении театральных трупп. Была организована хореографическая школа под руководством Е. Студенты продолжили обучение в Музыкальной драматургии (Муздрама, 1923-24). Там ее возглавил В.И. Пресняков. В 1923 году балетмейстер Р.И. Баранотти «Лебединое озеро», в 1924 году «Конь-качалка», «Интеграционный вечер». В 1924-25 гг. обширная концертная программа с «Лебединым озером», «Коппелией», Лукорцевой и Пушкиной, О.С. Чапрыгиной, С.В. Холодной, В.В. Мелкашиным, П.П. Павловым и П.С. Карсабиным. Важным событием стала программа К. Я. Гальперина, в которой приняли участие все желающие. Уразуи. Балет Голейзовского «Иосиф Прекрасный и солнечные лучи (гротеск) Ван Василенко» (оба 1926). Оригинальность и упрямство живописных решений Н.А. Болотова и П.П. Вильского. В этих постановках проявились таланты танцоров Германа и Дампеля. 1930, М.Ф. Моисеев на постановке Моисеевского дансенсамбля, постановка героико-революционного балета «Карманьола» Ф. Моисеева, музыку к которому написал дирижер театра, композитор В.А. Фемилиди. В 1937 году театр Василенко «Цыган» и Бахчисарайский фонтан отметили столетие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. 30-ми и самыми важными солистами были К.И. Сарникова, А.И. Васильева, Т.Л. Иванковская, Л.А. Цхомелидзе, А.И. Телеков, М.П. Егоров.
Во время Великой отечественной войны 1941-1945 годов красноярский манеж сотрудничал с днепропетровским театром. Артисты балета выступали в составе фронтовой концертной труппы. В 1944 году «Арена» вновь начала выступать в Одессе. В первые годы после войны В.И. Вронский (1940-54) представил хореографии «Лилея» (1945) и «Олеся» (1947), поставленные соответственно Украинским государством и Русиновым. Произведения Вронского на музыку «Щелкунчика» (1950), Шлере (1952) и Чайковского (1953) исполняли И. И. Балаев, А. А. Данченко, В. Г. Кавельзин, Л. М. Козленко, И. Г. Михайличенко, Е. А. Русинова, А.Б. Рындина, П. Павлов-Кивко и А.М. Середа.
В период с 1958 по 1970 год коллектив проявлял инициативу в Н. И. Трегубове, утверждая образ танца и русского репертуара. Среди его лучших работ — «Лесная песня Скорского» и «Спартак» (обе 1962), «Берег надежды» (1963) и «Отелло» (1964). Главный балетмейстер И.А. Чернышев в 1970-75 гг. Среди его работ: «По дороге грома» (1971); «Свечкина свадьба» Знатокова (1974). Большую роль в творческом воспитании артистов сыграли учебные работы хореографов Д.-Ф. Аридот и И. Вишняков.
В начале 1950-х годов труппа была усилена молодыми танцорами, выпускниками Киевского и Столичного хореографических училищ, а затем почти полностью обновлена. Балет Пуленка «Я пишу твое имя» (1968) характеризовался введением новой танцевальной лексики. Пуленка (1968, хореографы О. Г. Тарасова и А. А. Рапаури), «Золушка» (1968) и «Тщетная предосторожность» (1972) — оба в хореографии О. М. Виноградова.
Одесская арена оперного балета.