«Это грохочущая смесь рембрандтовского света и рубенсовского буйного тела, помноженная на русское безумие и силу варварского духа!» Другой великий художник, Михаил Шемякин, однажды упомянул о картине Олега Целкова.
Нонконформистскому корифею восемьдесят два года; он давно живет во Франции и до сих пор много работает. Почти шестьдесят лет Целков рисует своего бесшабашного героя — Морду с плоским лицом, которого одни называют рожей, другие трикстером, одни видят в нем современную икону, другие — демона.
В начале декабря в Vladey Space на Винзаводе прошла недельная выставка его новых работ, которая дала возможность пообщаться с художником. Художник рассказал ARTANDHOUSES о том, кем Целков считает своего героя, почему уехал во Францию и почему выбросил свои полотна.
Фото: Николас Хидиро
Предоставлено ВЛАДЕЙ
Недавно по российскому телевидению шел сериал по пьесе Василия Аксенова «Таинственная страсть». Насколько я знаю, многие герои пьесы были вашими друзьями. Действительно ли богема времен оттепели вела столь свободный образ жизни?
Все они были моими друзьями, но жили мы по-разному. Были люди, которые вступали в контакт с властями, которым разрешалось публиковаться и которые платили хорошие деньги. Я был одним из тех людей, которые не хотели иметь ничего общего с правительством и не собирались получать от него никаких денег. Я жил в углу и старался, чтобы власти меня не заметили, чтобы они не смогли меня уничтожить. Власти их не уничтожали, а поощряли, любили, а иногда и грубо обгоняли. Хотя они многое критиковали, я все отрицал. Я скорее принадлежал к категории людей, подобных Юзефу Бродскому, которые не имели связи с властями и за это власти отправили его в ссылку. Не было свободы, это искажено.
Тем не менее к вам домой в Тушино приезжали такие талантливые и очень известные в мире люди, как писатель Артур Миллер, художники Давид Сикейрос, Ренато Гуттузо.
Да, но они как раз шли с моими друзьями — Евтушенко, Аксеновым. Тем было интересно меня показать, а тем было интересно на меня посмотреть. Если бы не мои друзья, все эти мировые знаменитости предпочли бы обо мне не знать.
Даже Анна Ахматова как-то заезжала…
Ее секретарем был мой близкий друг Анатолий Найман.
«Бильярд».
2014
Фото: Николас Идиро
Предоставлено ВЛАДЕЙ
В одном из интервью вы сказали, что в те годы начинали пить с восьми утра, как Черчилль. А кто был идеальным собутыльником для вас?
У меня были только собутыльники в пивной. Я был большим пьяницей. Был один собутыльник, очень известный человек — Ролан Быков. Потому что он сделал это, и я сделал это. Вот что делает его интересным.
В 1977 году «по предложению» властей вы уехали во Францию. Чего вам больше всего не хватало в эмиграции?
Мне все надоело, потому что я уехал так, чтобы никого не видеть, никого не слышать и не контактировать с властями. Франция и Запад вообще были антиподом Советскому Союзу. На Западе не говорят: «Иди работай! Где ты работаешь?»; тут вообще никому ничего не скажешь. Государство не вмешивается в вашу личную жизнь, вашу веру и ваши взгляды. Вы можете хвалить, что хотите, и писать, что хотите. гомосексуалы могут ходить голыми по улице. Большинству людей это не нравится, и они до сих пор подшучивают над бутылкой, желая сказать, что они тоже люди. Кстати, я с этим согласен.
Фото: Николас Хидиро.
Предоставлено ВЛАДЕЙ
Что вас поразило больше всего по приезде в Париж?
В Москве в метро всегда было тесно, все торопились, не могли уместиться. Главное, чтобы не было криков и потасовок. Суть в том, что нет крика, достаточно колбасы в очереди или нет. Здесь нет бытовых проблем. Когда снимал квартиру, спросил у хозяев, можно ли в каждую комнату поставить телефон. Даже удивились такому вопросу. Я также спросил, можно ли поставить телефон в коридоре. Да, они сказали, что все в порядке, в каждой комнате должно быть не менее двух человек. Чтобы установить телефон в Москве, я попросил Владимира Высоцкого спеть на нашей телефонной станции. И Высоцкий согласился, но напился. Так что я ушел без телефона.
О чем-то вы всё же скучаете из русской жизни?
Нет, я вообще ничего не пропускаю. Я занят своей живописью, своей жизнью, очень простой и понятной. Я могу понять разговор о ностальгии, но, как правило, это делают совершенно никчемные люди.
«Пар с иголкой».
2014
Фото: Николас Идиро
Предоставлено ВЛАДЕЙ
Насколько вам важно много работать? Должен ли художник быть плодовитым?
Видите ли, дело в том, что художник никому ничего не должен. Он и сам не виноват. Все очень просто. Должен ли человек с кривыми ногами? Или играть в баскетбол? Он не должен. Художник — это то, что вы не понимаете. Вы должны родиться с этим. Вы не можете назвать это! Ни один из профессоров не может научить этому. Это врожденное. От Бога. Есть поговорка: «Художник ничего не выбирает, если он художник». И если он выбирает, изобретает, пойдет туда, чтобы учиться, а затем где -то еще, он не художник. Художник ничего не выбирает! Бог заставляет его выполнять Свою работу, чтобы не хотеть зарабатывать деньги. В настоящее время везде есть псевдо -художники.
Давай поговорим про вашего персонажа, которого вы изображаете много лет. Его называют по-разному, пытаясь как-то определить: морда, рожа, совок. Вас не обижает несколько уничижительное отношение к вашему герою?
Я начал рисовать своего персонажа в начале шестидесятых, так что это почти шестьдесят лет. Я не обижен ни за что, и в течение почти шестидесяти лет я не могу понять, что делаю. Я не делаю! Я не понимаю! Меняется. Появляется новая картина. Но я не могу понять, я не могу объяснить!
«С вином и сиянием».
2014
Фото: Николас Идиро
Спасибо доброте Влади
Он живет помимо вашей воли?
Это. Глядя: «О, какой новый урожай!» Это все время меняется в моей голове. И когда люди говорят: «Лицо или не лицо» … может быть, это лицо, я не буду лгать, я не знаю. Может быть, это не чашка. Я не могу тебе ответить.
Как ваш герой меняется с годами?
Это меняется, но это тоже секрет для меня. Он становится моложе, все больше и больше серых. И как, я не понимаю. Я не думаю об этом, потому что это меня совсем не беспокоит. Это не вопрос для меня. Вы знаете, как делают дети? Жена говорит: «Я беременна». Вот как это здесь.
Раньше вы безжалостно уничтожали свои работы, выкидывали целые рулоны холстов. Вы всё также беспощадны к своим картинам?
Да, я выбросил довольно много работы. У меня была такая теория, что не следует засорять землю плохим искусством. Может быть, что -то не было плохо, но это было ближе к злу, и поэтому оно должно быть уничтожено. А потом я смотрю на построенные фабрики, загрязняя природу, и я думаю: у меня есть где -то или нет … пусть они организуют это, кто обеспокоен, а кто нет.
«С запасной головой».
2015
Фото: Николас Идиро
Спасибо доброте Влади
Если бы была возможность вернуться в прошлое, чтобы вы изменили?
Нет необходимости что -то менять. Как живет человек, так и было написано в его судьбе. Вы не можете этого сделать. И я ничего не могу сделать ретроспективно. Более того, с возрастом все сожаления, которые я имел в юности, кажутся глупыми. Нет необходимости никого винить. Не на себя, не для людей, а не Бога.