Мост Коцебу

Мост Коцебу. 2013

Мост Коцебу — один из трех мостов, перекинутых над улицей Деволановский спуск, проходящей по дну Карантинной балки. Два других — это Строгановский и Новиков мосты. Как Строгановский мост соединяет «разорванную» Карантинной балкой улицу Греческую, так и мост Коцебу соединяет улицу Бунина. Раньше улица называлась Полицейской, поэтому и мост иногда называли Полицейским.

Мост Коцебу. Вдали виден Строгановский мост

Мост Коцебу. Вдали виден Строгановский мост

Раньше в этом месте был деревянный мост. Он решительно устарел и его было решено заменить на более капитальное сооружение. Проект металлического моста был представлен в 1889 году известным гражданским инженером С. А.Ландесманом.

Мост Коцебу. Открытка начала XX века

Мост Коцебу. Открытка начала XX века

Проект представлял собой типичный арочный мост длиной в тридцать метров. Основой для моста послужили железные конструкции, заказанные у парижской фирмы «Societe des ponts et travaux en fer». Объекты, возведенные ей, до сих пор эксплуатируются во Франции — к примеру, фирма изготовляла элементы Эйфелевой башни.

Крестный ход на мосту Коцебу. Начало XX века

Крестный ход на мосту Коцебу. Начало XX века

Таким образом, детали металлического каркаса моста изготовили во Франции, привезли в Одессу и собрали мост прямо на месте. При возведении объекта строительному отделению городской управы пришлось решать сложные задачи устройства устоев моста в связи с неустойчивостью грунтов. В целях экономии лестницы, балюстрады и парапеты на устоях сделали из бетона. Стоимость моста составила 70 тысяч рублей.

Конка на мосту Коцебу

Конка на мосту Коцебу

Мост был открыт 2 сентября 1892 года. На табличке на мосту указан 1891 год — но это дата создания металлических элементов моста. Много времени заняли подготовительные работы по укреплению склонов балки и сборка конструкции, в которой участвовал коллега Ландесмана Э. Г.Гаррис. Мост получился очень красивый — легкий, ажурный, он выглядел гораздо изящнее, чем, например, каменные Сабанеев или Новиков мосты

Интересной деталью моста, чудом сохранившейся до настоящего времени, является литой чугунный старый герб Одессы с мальтийским крестом императора Павла I. По словам историков, его не уничтожили при советской власти, так как он был расположен на оградительной решетке моста со стороны моря и на него мало кто обращал внимание.

Старый герб Одессы на мосту Коцебу

Старый герб Одессы на мосту Коцебу

Мост был назван в честь генерал-губернатора Новороссии с 1862 по 1874 гг. Павла Евстафьевича Коцебу. Граф многое сделал для Одессы, но, по курьезному совпадению, в период своего правления отверг проект строительства моста на этом месте.

Впоследствии по мосту проложили линию конки, что хорошо видно на старых открытках. Потом конку сняли, поскольку по соседним улицам Жуковского и Греческой пустили трамвай.

Мост Коцебу. 1950-е

Мост Коцебу. 1950-е

В настоящее время мост находится в аварийном состоянии. Аварийным его признали в 2007-2008 гг. Но с тех пор городские власти не сделали ничего для его ремонта, кроме предложения ограничить движение по мосту. И лишь когда в начале 2015 года на тротуарах образовались огромные дыры, в которые можно запросто провалиться, мэрия одумалась и закрыла мост на ремонт.

Мост Коцебу - повесить табличку дешевле, чем ремонтировать мост

Мост Коцебу — повесить табличку дешевле, чем ремонтировать мост

Однако ремонт моста так и не начался. Оказалось, что отремонтировать клепаную ажурную металлическую ферму, которой уже более 120 лет, в Одессе некому. Кроме того, мешают различные коммуникации, проложенные по мосту — трубы и кабели. Впрочем, проект реконструкции моста уже есть — он был разработан в 2011 году. По нему мост фактически построят заново — на бетонных опорах и с железобетонным несущим пролетом. А историческая стальная арка и литая чугунная решетка с гербом города останется как сугубо декоративный элемент.

Мост Коцебу перекрыт. 2012

Мост Коцебу перекрыт. 2012

24 февраля 2015 г. состоялось выездное заседание горсовета по вопросам ремонта моста. По его решению мост был временно закрыт в связи с аварийным состоянием. Трудно сказать, когда же мостом займутся вплотную. Впрочем, практически вся Карантинная балка производит гнетущее впечатление — прямо у моста расположены развалины завода радиодеталей «Эпсилон», которые облюбовали бомжи, асфальт проезжей части смыт потоками воды, которые всегда образуются в балке при любом сильном дожде. Дореволюционная брусчатка пока держится, но зрелище полной разрухи в двух шагах от центра города впечатляет.

Мост Коцебу. Декоративная решетка

Мост Коцебу. Декоративная решетка

Фонарь на мосту Коцебу. 2015

Фонарь на мосту Коцебу. 2015

Лестница у моста Коцебу. 2015

Лестница у моста Коцебу. 2015

Как и другие мосты Одессы, мост Коцебу снимался в кино. Например, в фильме 1979 года «Приключения Электроника» эпизод, в котором у Сергея Сыроежкина ломается мопед, снят именно на мосту Коцебу.

Сережа Сыроежкин и сломавшийся мопед на мосту Коцебу

Сережа Сыроежкин и сломавшийся мопед на мосту Коцебу

Офисное здание рядом с мостом Коцебу. 2013

Офисное здание рядом с мостом Коцебу. 2013

В заключение предлагаю вам посмотреть видеозарисовку, которая позволяет увидеть, как выглядит мост в наше время (съемка 2013 года):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com