Мост Коцебу — один из трех мостов, перекинутых над улицей Деволановский спуск, проходящей по дну Карантинной балки. Два других — это Строгановский и Новиков мосты. Как Строгановский мост соединяет «разорванную» Карантинной балкой улицу Греческую, так и мост Коцебу соединяет улицу Бунина. Раньше улица называлась Полицейской, поэтому и мост иногда называли Полицейским.
Мост Коцебу. Вдали виден Строгановский мост
Раньше в этом месте был деревянный мост. Он решительно устарел и его было решено заменить на более капитальное сооружение. Проект металлического моста был представлен в 1889 году известным гражданским инженером С. А.Ландесманом.
Мост Коцебу. Открытка начала XX века
Проект представлял собой типичный арочный мост длиной в тридцать метров. Основой для моста послужили железные конструкции, заказанные у парижской фирмы «Societe des ponts et travaux en fer». Объекты, возведенные ей, до сих пор эксплуатируются во Франции — к примеру, фирма изготовляла элементы Эйфелевой башни.
Крестный ход на мосту Коцебу. Начало XX века
Таким образом, детали металлического каркаса моста изготовили во Франции, привезли в Одессу и собрали мост прямо на месте. При возведении объекта строительному отделению городской управы пришлось решать сложные задачи устройства устоев моста в связи с неустойчивостью грунтов. В целях экономии лестницы, балюстрады и парапеты на устоях сделали из бетона. Стоимость моста составила 70 тысяч рублей.
Конка на мосту Коцебу
Мост был открыт 2 сентября 1892 года. На табличке на мосту указан 1891 год — но это дата создания металлических элементов моста. Много времени заняли подготовительные работы по укреплению склонов балки и сборка конструкции, в которой участвовал коллега Ландесмана Э. Г.Гаррис. Мост получился очень красивый — легкий, ажурный, он выглядел гораздо изящнее, чем, например, каменные Сабанеев или Новиков мосты
Интересной деталью моста, чудом сохранившейся до настоящего времени, является литой чугунный старый герб Одессы с мальтийским крестом императора Павла I. По словам историков, его не уничтожили при советской власти, так как он был расположен на оградительной решетке моста со стороны моря и на него мало кто обращал внимание.
Старый герб Одессы на мосту Коцебу
Мост был назван в честь генерал-губернатора Новороссии с 1862 по 1874 гг. Павла Евстафьевича Коцебу. Граф многое сделал для Одессы, но, по курьезному совпадению, в период своего правления отверг проект строительства моста на этом месте.
Впоследствии по мосту проложили линию конки, что хорошо видно на старых открытках. Потом конку сняли, поскольку по соседним улицам Жуковского и Греческой пустили трамвай.
Мост Коцебу. 1950-е
В настоящее время мост находится в аварийном состоянии. Аварийным его признали в 2007-2008 гг. Но с тех пор городские власти не сделали ничего для его ремонта, кроме предложения ограничить движение по мосту. И лишь когда в начале 2015 года на тротуарах образовались огромные дыры, в которые можно запросто провалиться, мэрия одумалась и закрыла мост на ремонт.
Мост Коцебу — повесить табличку дешевле, чем ремонтировать мост
Однако ремонт моста так и не начался. Оказалось, что отремонтировать клепаную ажурную металлическую ферму, которой уже более 120 лет, в Одессе некому. Кроме того, мешают различные коммуникации, проложенные по мосту — трубы и кабели. Впрочем, проект реконструкции моста уже есть — он был разработан в 2011 году. По нему мост фактически построят заново — на бетонных опорах и с железобетонным несущим пролетом. А историческая стальная арка и литая чугунная решетка с гербом города останется как сугубо декоративный элемент.
Мост Коцебу перекрыт. 2012
24 февраля 2015 г. состоялось выездное заседание горсовета по вопросам ремонта моста. По его решению мост был временно закрыт в связи с аварийным состоянием. Трудно сказать, когда же мостом займутся вплотную. Впрочем, практически вся Карантинная балка производит гнетущее впечатление — прямо у моста расположены развалины завода радиодеталей «Эпсилон», которые облюбовали бомжи, асфальт проезжей части смыт потоками воды, которые всегда образуются в балке при любом сильном дожде. Дореволюционная брусчатка пока держится, но зрелище полной разрухи в двух шагах от центра города впечатляет.
Мост Коцебу. Декоративная решетка
Фонарь на мосту Коцебу. 2015
Лестница у моста Коцебу. 2015
Как и другие мосты Одессы, мост Коцебу снимался в кино. Например, в фильме 1979 года «Приключения Электроника» эпизод, в котором у Сергея Сыроежкина ломается мопед, снят именно на мосту Коцебу.
Сережа Сыроежкин и сломавшийся мопед на мосту Коцебу
Офисное здание рядом с мостом Коцебу. 2013
В заключение предлагаю вам посмотреть видеозарисовку, которая позволяет увидеть, как выглядит мост в наше время (съемка 2013 года):