Любая направленность в изобразительном искусстве обычно имеет аналоги в музыке, но ассоциация здесь абсолютно условна. Как правило, этикетки элементарные, с которыми сами композиторы иногда совершенно не согласны. Например, именно с «импрессионизмом» в музыке на Клода Дебюсси повесили титул импрессиониста под эмоцией всеобщего увлечения современными художниками. Сам Дебюс после этого предлога страшно ругался и вообще опровергал концепцию «импрессионизма». Так, например, произошло и с миниуризмом в музыке — фактический классик миниуризма Филип Гласс начинает решительно, по его мнению, недостойно этого звания и вообще говорит слово в слово: «Это надо искоренить». Он считает себя исключительно классиком — и в этом вы убедитесь, если прочтете примечание до конца.
Коле о музыкальном миниуризме необходимо пояснить, что этот термин гораздо лучше подходит к музыке, чем к живописи, где он весьма условен и проявляется на большом количестве листов. В музыке все элементарно благодаря абсолютно определенному музыкальному инвентарю, жестким гармоническим рамкам и тональностям, которые были четко представлены, как в арифметике благодаря усилиям Иоганна Себастьяна Баха в его «Хорошо закрытом клавире», в котором определены различные грани музыкальных произведений.
Но вернемся к музыкальному минимализму. Начало ему, сам того не подозревая, положил французский композитор-эксцентрик Эрик Сати (1866-1925). Для него, в противоположность тяжелым, традиционным произведениям, возможны обычные работы, которые он назвал «мебельной музыкой» — легкие бесконечно повторяющиеся мотивы, звучащие в любой домашней обстановке — на выставках в кафе в магазинах, в салонах, в конце концов в туалетах, как это происходит в настоящее время. Наш известный минималист и музыкальный философ Владимир Мартынов, лекцию которого я когда-то слушал в Музее Мюзиуса, назвал это в то время «девальвацией музыки» и увидел в этом свои плюсы. Сам Эрик Сати говорил так: «Моя музыка не для того, чтобы ее услышали, а для того, чтобы на нее не обращали скудного внимания».
В целом, миниуризм в музыке можно охарактеризовать довольно элементарно — композиция состоит из бесконечно циклически повторяющихся ритмических музыкальных ячеек
В состоянии сильного раздражения (а человек Сати был весел и саркастичен) тот в 1893 году в одиночку составил короткое произведение «Vexations» («Раздражение»), которому строго-настрого приказал быть не менее 840 по порядку. Точно можно обозначить отправную точку миниуризма. Сати объявила, что все удовольствия и перерывы в обществе заполняются исполнением вальсов, спектаклей, миниатюр, SOE, фрагментов из опер собственной «мебельной музыки».
Кстати, появление симпотяги и Сати дало возможность с энтузиазмом набрасывать короткие мотивы для сопровождения эпизодов. Они должны были повторяться во время показа сцены немого кино, когда она сменяла сцену, смена мотива велась с бесконечным повторением.
После смерти Сати в 1925 году его идеи были благополучно забыты, пока не всплыли в 1960-х годах в эпоху расцвета поп-музыки. Бесконечные поиски музыкальных форм должны были привести к возрождению минимализма, а сам термин позже был введен в обиход Майклом Найманом, британским композитором и автором музыки к фильмам Питера Гринуэя. Как видите, связь с кино по-прежнему очень тесная. Вот бесконечно повторяющаяся 22-секундная тема к фильму «Контракт чертежника», Найман не стал утруждать себя разнообразием музыкальных аранжировок ~ Найман просто подвел итог и теоретически обосновал музыкальный минимализм, который уже шагал по планете со второй половины шестидесятых. Признанным мастером нового направления считался американский авангардист Джон Кейдж — именно он достиг самого дальнего рубежа, «написав» свою знаменитую трехчастную (!) композицию 4’33» для свободной композиции в 1952 году. Части продолжительностью 30 секунд, 2 минуты 33 секунды и 1 минута 40 секунд вообще не содержали нот. Это своего рода «черный квадрат» в музыке, крайняя степень минимализма, но, по замыслу Кейджа, вместо звуков инструментов слушатели должны были слушать звуки окружающей среды — то есть каждый раз, когда произведение, так сказать, «заполнялось», оно звучало по-разному. Это можно считать лишь музыкальным приемом, но в этом есть рациональное зерно Это музыкальный демарш. Вот 4’33» в переложении для фортепиано :)~ Но если отойти от этого музыкального анархизма, то расцвет минимализма совпал с развитием электронной музыки в Европе. В это время появились немецкие группы, творившие в рамках минимализма, самая яркая из которых — Tangerin Dream, из которой вышел минималист-электронщик Клаус Шульце. Композитор Карлхайнц Штокхаузен, вдохновивший Пола Маккартни в последние годы существования группы «Битлз», выступил в Германии. На альбомах Штокхаузена не было музыки в настоящем смысле этого слова, там были только различные звуки, которые не собирались вместе, чтобы сформировать мелодию. Вряд ли это можно отнести к минимализму, это как следующий шаг от классической музыки, когда мелодия вообще не существует ~ Затем в восьмидесятых и девяностых годах электронная музыка превратилась в хаус и эмбиент — так называемую кислотную музыку, популярную во всевозможных Cafe del Mar и мероприятиях под открытым небом. Это настоящий минимализм, как и предполагала Сати, — беспринципный, ни к чему не обязывающий фон. Но я лично считаю произведения Филипа Гласса, которые гораздо приятнее для моего уха, лицом минимализма, хотя он и отрицает минимализм. Фактически, благодаря своим повторяющимся гармониям, Филип Гласс является прямым наследником Иоганна Себастьяна Баха — пройдя полный круг и напрямую соединив временную спираль от 17-го до 21-го века. Я могу слушать голос бесконечно. К счастью, у него есть многочасовые работы с бесконечными повторениями небольших музыкальных фраз, которые слегка меняются со временем. ~ Все слышали музыку Филипа Гласса много раз, теперь ее принято вставлять во всевозможные голливудские фильмы, когда нужно проиллюстрировать какое-то продолжительное действие без диалога. Она также регулярно появляется в рекламе, в телевизионных заставках — то есть происходит девальвация музыки, как это задумал Эрик Сати более ста лет назад.~ Каждое из перечисленных имен заслуживает отдельной статьи, конечно. Все они внесли что-то свое в минимализм и в музыку в целом, я также обошел стороной наших советских и российских композиторов-минималистов. Возможно, однажды я напишу о них статью.