Боинг 747 сжигает более 10 тонн топлива в час, и больше, когда он достигает высоты. Это эквивалентно примерно 4 литрам в секунду. Вы могли бы подумать, что они будут летать по совершенно прямым линиям из аэропорта вылета в аэропорт назначения, чтобы свести к минимуму расход топлива. Но если вы когда-нибудь смотрели на карту на одном из бортовых мониторов, то могли заметить, что маршруты не прямые. Почему это происходит? Как это часто бывает, простого ответа нет. Вот некоторые распространенные причины.
Земля не плоская.
Ваша карта представляет собой 2D-представление поверхности Земли, которая не плоская, а представляет собой «сплющенный сфероид». Кратчайший маршрут — это не прямая линия на карте, а часть «большого круга». Например, кратчайший маршрут между Ванкувером и Парижем (оба расположены на 49 градусе северной широты) проходит через Гренландию (68 градус северной широты).
Маршрутная сеть
В прошлом самолеты летали, ориентируясь по ориентирам — рекам, дорогам, железным дорогам и береговым линиям. С появлением маяков между этими маяками стали летать самолеты. Так была создана система «небо-шоссе». Теперь большинство самолетов могут летать очень точно, не переключаясь между маяками, но эта сеть маршрутов все еще существует, хотя большинство узловых «путевых точек» не связаны с физическими маяками.
В настоящее время мы работаем с нашими партнерами по всей Европе, чтобы перейти к свободному воздушному пространству (FRA) и демонтировать старую сеть. Как и все в авиации, такое значительное изменение должно произойти безопасно. Мы добились реального прогресса в развертывании FRA, который теперь работает во многих частях Европы в ночное время или в выходные дни, а в некоторых странах — круглосуточно и без выходных. Ожидается, что в ближайшие несколько лет доля «свободного воздушного пространства» значительно возрастет.
Погода и ветры
Даже в воздухе кратчайший путь не всегда самый быстрый. Сильные ветры могут добавить или занять много времени. Наиболее отчетливо это видно при пересечении Атлантики, где реактивное течение обычно не менее 100 узлов (185 км/ч) и может быть вдвое выше. Таким образом, лучший маршрут на запад может проходить в сотнях километров к югу или северу от лучшего маршрута на восток.
Другие погодные условия также могут повлиять на выбор маршрута. Опасность для самолетов могут представлять кучево-дождевые облака (те, которые вызывают грозы) при вертикальной скорости полета до 50 узлов (1500 метров в минуту), равно как и обледенение, сдвиг ветра, молнии, град и т. д. Неудивительно, что пилоты стараются избегать их.
Военные учения
Военным приходится проводить учения, испытывать ракеты с кораблей и т. д. Это означает, что воздушное пространство, участвующее в учениях, закрыто для гражданской авиации, которая должна избегать этого района. Однако мы тесно сотрудничаем с нашими коллегами, чтобы воздушное пространство было открыто как можно скорее после окончания военных учений. В настоящее время мы разрабатываем новые процедуры, инструменты, системы обмена данными и сервисы для оптимизации этого процесса. Все эти элементы являются частью программы Advanced Flexible Use of Airspace.
Зоны конфликта
Безопасность всегда является приоритетом, и трагедия MH-17 высветила опасность полетов над зонами конфликтов. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) призвала всех делиться информацией о таких угрозах. «Евроконтроль, как управляющий аэронавигационной сетью, выполняет свою работу, предоставляя авиационному сообществу всю получаемую им информацию о воздушном пространстве над Европой и вокруг нее.
Расход
Каждая страна Европы взимает плату за использование своих аэронавигационных услуг в зависимости от продолжительности полета и размера самолета. В среднем, рейс будет стоить около 800 евро, но эта сумма будет намного ниже в случае небольших самолетов, летящих на местном уровне и выше в случае большого самолета, летящего по всему континенту.
В конечном счете, сборы являются результатом затрат на предоставление услуг. Некоторые страны взимают больше сборов, чем другие. Например, Германия взимает плату в два раза выше, чем Польша, что означает, что летающий самолет, например, от Стокгольма до ИП, может выбрать более длинный маршрут, чем необходимо для обойти немецкое воздушное пространство.
Конечно, этот выбор будет зависеть от затрат на дополнительное топливо, необходимое для полета по более длинному маршруту. В настоящее время затраты на топливо относительно низкие, поэтому мы наблюдаем больше рейсов, которые избегают более дорогого воздушного пространства. Есть апелляции на гармонизированную систему сборов, но есть трудности. Например, авиакомпания, базирующаяся в стране с низкой платой, зафиксирует увеличение ее годовых затрат.
Хабблс
В небе могут быть толпы даже без ударов. Важной функцией Eurocontrol, как управляющего аэронавигацией сети, является управление потоком трафика по всей Европе. Поэтому, если мы увидим, что в данной части воздушного пространства и в данный момент ожидается слишком много рейсов — больше, чем местное учреждение, предоставляющее аэродинамические услуги, он считает безопасным — тогда мы остановим самолет на земле, чтобы сгладить опасные вершина горы. Тем не менее, у авиакомпании есть возможность выбрать альтернативный путь для обхода многолюдной части воздушного пространства. Это может быть более длинный маршрут, но дополнительные затраты сбалансированы из -за сбережений, связанных с задержками.
В аэропортах такими толпами обычно управляются самолетами «груды» (эшелон), кружащими около аэропорта, и постепенно спускаясь до тех пор, пока не наступит их очередь посадки. В то же время, однако, мы редко видим этот тип диаграммы в аэропортах, за исключением тех, кто принимает много самолетов за пределами Европы — эти самолеты не подлежат процедурам контроля потока.
Рядом с аэропортами
Часто случается, что самолеты возле аэропортов летают на немного большем расстоянии, чем теоретически необходимо. Это может быть связано с тем, что аэропорт должен летать на приземление в ветреных условиях. Кроме того, самолет может избежать определенных районов (например, центра города) из -за ограничений по шуму. В сложной части воздушного пространства, например, вблизи Парижа с несколькими аэропортами, есть около трех плотных прибытий и отъездов воздуха. Благодаря этому возможно, например, перенаправить самолеты, выходящие из аэропорта Орли на север, и самолеты, прибывающие в аэропорт Чарльза де Голля с юга.
Учитывая все эти причины отклонений, нам кажется маловероятным, что любой полет может фактически летать по прямым маршруту. Тем не менее, эффективность полета действительно впечатляет. В 2015 году, несмотря на серьезные проблемы, вызванные, например, путем закрытия воздушного пространства в Украине, эффективность полета фактически улучшилась в среднем на 2,8% больше, чем на прямом маршруте. Трудно определить оптимальное число, но известно, что работа по выпрямлению маршрутов будет продолжаться.
Перевод CTC
Следите за каналом CTC на телеграмме и следите за нами в Facebook и Twitter, чтобы сначала узнать о новых историях и ключевых событиях дня.