Василий Кандинский представил свой взгляд на центр города в картине «Москва I»: В зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, также виден булыжник Красной площади. На фоне Москвы влюбленная пара: возможно, его прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. Используя яркие цвета и четкие линии, он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города. Последняя экспертиза небывалого облика, те же черты во внутренней жизни, смущающие иностранного наблюдателя (отсюда многочисленные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в недавней следственной жизни та же особенность. Я рассматриваю эту внешнюю и внутреннюю Москву как отправную точку моего поиска. Это моя живописная вилка. «Работа Натальи Гончаровой «Ангелы, мчащиеся камнями по городу» стала частью «Урожайного цикла». Художника вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и исчез всякий раб и всякий свободный в пещерах и в ущельях гор, а горы и камни говорят: падите на нас и разделите нас пред престолом и от ярости Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? » ~ В образе ангелов Гончарова показала Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в ее руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и поэтому подарки превращаются в наказание. ~ Работа Натальи Гончаровой «Ангелы, мчащиеся камнями по городу» стала частью «Урожайного цикла». Художника вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и исчез всякий раб и всякий свободный в пещерах и в ущельях гор, а горы и камни говорят: падите на нас и разделите нас пред престолом и от ярости Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? » ~ В образе ангелов Гончарова показала Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в ее руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Народ отвергает их, и поэтому дары превращаются в наказание. ~ Аристарх Лентулов описал свою картину «Звонок. Колокольня Ивана Великого «:» На полотне изображен Иван Великий в покосившихся формах, в центре — колокол, на который воздействуют два человека. Вокруг всей конструкции вращаются волнистые плоскости по кругу, создавая ощущение звукового гула, а повторяющиеся отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей. «Храмовая колокольня Ивана Великого» находится в соборе Московского Кремля. Он был построен в начале XVI века по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До 19 века колокольня неоднократно перестраивалась и расширялась. Всего насчитывается 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описал их звучание: «Когда они звонят во все колокола, то все вблизи их звуков приходит в такое сотрясение, что кажется, будто земля дрожит». ~ Живопись и скульптура ранней советской эпохи — это 1920-50-е годы, занимающие десять залов с 15 по 25. Здесь вы найдете работы Татьяны Яблонской, Александра Дейнеки, Юрия Пименова и других известных художников того времени. А в залах с 16 по 36 выставлены работы с периода хрущевской оттепели до конца 1980-х годов.
Александр Дейнека создавал картины, посвященные спорту, авиации и военным подвигам, фрески для станций метро, скульптуры, книжные иллюстрации и агитационные плакаты. Картина «Вратарь» стала одной из самых известных работ художника на тему спорта. Он изобразил вратаря, который ловит мяч в прыжке и взмахивает им почти над землей. Дейнека также запечатлел детали, которые были знакомы футболистам 1930-х годов, но почти не встречаются сейчас. На рисунке, например, вратарь играет без перчаток, а в современных видах спорта они требуются. А его положение в воздухе характерно для спортивных технологий того времени: сейчас вратари редко ловят мяч одним рывком, а когда это происходит, тело разворачивается по-другому. ~ Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху. ~ Городской пейзаж художник воспроизвел на картине с документально-киношной точностью: на ней можно различить здания гостиницы «Москва», Дома профсоюзов, вестибюль станции метро «Вьюская дорога». Судя по расположению зданий, героиня экрана на кабриолете проехала от площади Свердлова до улицы Охотного ряда. ~ Девушка в автомобиле писал Юрий Пименов о своей жене Наталье. Она часто позировала ему для других картин — например, для эскиза золотого платья. В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни женщина … всегда моя лучшая модель, я вспоминаю свои работы на протяжении многих лет, вижу ее фигуру, потом ее волосы или руки…». ~ Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху. ~ Городской пейзаж художник воспроизвел на картине с документально-киношной точностью: на ней можно различить здания гостиницы «Москва», Дома профсоюзов, вестибюль станции метро «Вьюская дорога». Судя по расположению зданий, героиня экрана на кабриолете проехала от площади Свердлова до улицы Охотного ряда. ~ Девушка в автомобиле писал Юрий Пименов о своей жене Наталье. Она часто позировала ему для других картин — например, для эскиза золотого платья. В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни женщина … всегда моя лучшая модель, я вспоминаю свои работы за много лет, вижу ее фигуру, потом волосы или руки…». ~ Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, их печатали в журналах и учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Подрощенко (она носила фамилию отца, которому в то время было 13 лет). Помещение на картине — это одна из двух комнат в коммунальной квартире в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь. Когда Елена Подрощенко росла, Арсен Биембинов. Оказалось, что он был влюблен в девушку с самого детства, потому что его повесили в его доме. Вскоре Отрощенко и Баембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.
Картина Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовалась в школьной программе: На уроках изобразительного искусства она послужила прообразом жанровой живописи, а на русском языке дети писали по ней фантазии. Эта работа была включена в специальную трилогию 1-го Творца, вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на праздники» и «Переэкзаменовка». Все они изображали повседневную жизнь российских подростков. Но картины связаны не только тематически: На картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу находится репродукция картины «Опять двойка», а изображение «Переэкзаменовки» падает на стену на комнате, которую дизайнер нарисовал на картине «Опять двойка».
Для этой работы Решетникову позировал отпрыск художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников изначально собирался сделать картину с более счастливым сюжетом и назвать ее «Опять пять», но в итоге решил, что картины маленького мальчика, получившего очередную плохую оценку, его расстроенной сестры и матери будут выглядеть более выразительно.
Картина Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовалась в школьной программе: На уроках изобразительного искусства она послужила прообразом жанровой живописи, а на русском языке дети писали по ней фантазии. Эта работа была включена в специальную трилогию 1-го Творца, вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на праздники» и «Переэкзаменовка». Все они изображали повседневную жизнь российских подростков. Но картины связаны не только тематически: На картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу находится репродукция картины «Опять двойка», а изображение «Переэкзаменовки» падает на стену на комнате, которую дизайнер нарисовал на картине «Опять двойка».
Для этой работы Решетникову позировал отпрыск художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников изначально собирался сделать картину с более счастливым сюжетом и назвать ее «Опять пять», но в итоге решил, что картины маленького мальчика, получившего очередную плохую оценку, его расстроенной сестры и матери будут выглядеть более выразительно.
Аристарх Лентулов. Напевает. Колокольня Ивана Великого. 1915. Третьяковская муниципальная галерея, Москва
Александр Дейнека. Вратарь. 1934 г. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. Свежий капитал. 1937 г. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва
Юрий Пименов. Свежий капитал. 1937 г. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва
Татьяна Яблонская. Утро. 1954. Городская Третьяковская галерея, столица
Татьяна Яблонская. Утро. 1954. Городская Третьяковская галерея, столица