Состоялись первые поездки на горно-обогатительный комбинат Михала Варичева. Экскурсии на характерные предприятия Курской области были анонсированы в июле на Всероссийском форуме по промышленному туризму. Тогда многие участники не скрывали своего скептицизма по отношению к этой идее, говоря на полях форума о сложности задачи для предприятий и низкой заинтересованности путешественников в таких поездках. Но начало положено, и другие компании готовятся перенять опыт горняков.
Со смотровой площадки
Крупнейшее месторождение железной руды Курская магнитная аномалия в Железногорске сразу дает о себе знать. Конечно, мало кто вынимает из кармана компас, чтобы заметить, что его стрелка в беспорядке. Но любой местный житель сразу посоветует любому туристу посетить смотровую площадку Михайловского ГОКа.
На фотографиях, сделанных из космоса, яма выглядит как огромная дыра, размером почти с город-спутник Железногорск. Однако с точки зрения он не кажется таким огромным, пока вы не увидите крошечные машины, работающие внизу. Однако такое представление о машинах обманчиво. Ведь одно колесо этих машин намного выше среднего человека.
Туристы могут пройтись по нескольким маршрутам. Посетители могут увидеть панорамный вид на железорудное месторождение, за которым следует дробильно-транспортный комплекс, признанный уникальным в отрасли. Опытный гид красочно объяснит, как работают машины, и пробудит воображение. Например, кузов работающего здесь 130-тонного БелАЗа сравнивают с двух- или трехкомнатной квартирой, ведь его площадь составляет более 70 квадратных метров. И такое сравнение горняки не считают удачным: колесо от грузовика не влезло бы в стандартную квартиру — оно разрушило бы потолок высотой 3,6 метра. Помимо гранулятора и музея истории завода, туристы посетят столовую, где их угостят шахтерским обедом. Помимо ярких впечатлений, здесь есть масса мест, где можно сделать селфи на фоне гигантских машин, а также большой выбор сувениров.
Антон Захаров, управляющий директор Михайловского ГОКа, отмечает, что, несмотря на богатый опыт сопровождения различных посетителей на производственные объекты завода — от государственных деятелей до звезд эстрады и известных спортсменов, — было непросто организовать постоянные туристические маршруты, площадку для их презентация и служба заказа. Всему этому предшествовала колоссальная подготовительная работа, за которую он поблагодарил работников мельницы, обеспечивших безопасность туристических маршрутов.
Зачем это нужно?
Интерес к поездке на горно-обогатительный комбинат есть уже не только в Курской, но и в соседних Белгородской и Орловской областях.
— Тот факт, что у нас теперь будут постоянные посетители, заставит нас повышать и культуру производства, и уровень безопасности, — говорит Антон Захаров.
Для руководящего органа холдинга начало такой практики также имеет значение. Юлия Мазанова, директор компании по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям, называет промышленный туризм частью комплексного подхода к развитию городов, в которых расположены объекты холдинга.
Посещение карьера и других производств войдет в туристические маршруты Курской области
— Теперь, когда мы открыли двери для посетителей, для тех, кому интересна и профессия шахтера, и сердце железного города, мы планируем организовать экскурсионные маршруты во всех компаниях компании, — отметила она.
Однако это только первый шаг в развитии нового формата курского туризма в целом. Эксперты отрасли ожидают, что промышленные командировки дадут синергетический эффект. Они будут стимулировать интерес путешественников ко всему региону.
— Посещение карьера и впечатляющих производственных мощностей предприятия войдет в туристические маршруты Курской области и послужит увеличению инвестиций в регион, — считает Юлия Мазанова.
Последнее, по его словам, относится в первую очередь к малым и средним предприятиям. Гостиницы и кафе, придорожные кемпинги и многие другие объекты могли бы быть созданы в этом месте как инфраструктура для гостей города и области. Не следует забывать о производстве сувениров и т.н. «гостевые дома», которыми могут быть сами местные гастрономические бренды: пряники, чаи, фермерские сыры и многие другие.
Точка роста
Заинтересовать туристов добычей железной руды удастся не только благодаря незабываемому зрелищу добычи и превращения куска кварцита в окатыши. Поэтому Курская область уже стоит на пути развития промышленного туризма и думает о привлечении туристов в регион снова и снова.
Эксперты предлагают совершенствовать маршруты с привязкой к конкретным датам. Например, в 2023 году на карьере Михайловского горно-обогатительного комбината будет добыто два миллиарда тонн руды. Всего производства хватило бы, чтобы построить железную дорогу, которая могла бы объехать земной шар более 600 раз. Еще на форуме промышленного туризма эксперты были убеждены, что предприятия-гиганты должны первыми открывать туры. Ведь они, как правило, являются не только градообразующими, ключевыми работодателями для одного или нескольких населенных пунктов, а значит, нуждаются в них как своеобразной опоре, безопасность которой необходимо обеспечить. Кстати, именно поэтому Курская Е.Ж. начала походы для детей в собственный музей задолго до того, как в Соловьином районе зародилось понятие «промышленный туризм».
Теперь правильность этого тезиса подтверждена. Они уверены, что металлургия станет более понятной даже для далеких от отрасли людей, новые тенденции, связанные с внедрением зеленых технологий, также укрепят доверие к новым проектам, что гарантирует инвестиционную привлекательность всего региона.
Роман Старовойт, губернатор Курской области, отметил, что у промышленного туризма есть и цель, связанная с профориентацией. Мало кто знает, что каждый пятый житель Курска работает в промышленности, а это немаловажно для молодого поколения, часто убежденного в низком промышленном потенциале своей малой родины.
Однако другие предприятия Курской области готовы развенчать этот миф. EJ Kursk, Курская ТЭЦ и Совтест АТЕ уже заявляли о намерении создать экскурсионные маршруты, но теперь чешская пивоваренная компания Lion выразила готовность присоединиться к ним со своей экскурсионной программой.