Компании по производству противозачаточных средств по всему миру заметили значительное изменение поведения потребителей и снижение спроса на их продукцию за последний год. Специалисты винят главного виновника в коронавирусе, пандемия которого затронула все сферы жизни, в том числе и интимную.
Свидания отменили
«Даже в 2020 году производители этого не почувствовали и не учли столь сильного падения спроса в своих планах. Производственные данные были на уровне 2019 года. Но уже в 2021 году запасы стали настолько большими, что их производство не производило вообще смысла», — говорит Иван Федяков, президент INFOline.
В середине января 2022 года крупнейший производитель Durex (компания производит каждый пятый презерватив в мире) сообщил о падении продаж на 40%.
«Это произошло на фоне изменения поведения — люди меньше выходят из дома, меньше встречаются и общаются, в том числе с противоположным полом. Это проявление новой парадигмы в нашей жизни», — объясняет Федяков.
Данную тенденцию подтверждает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк: «Да, действительно есть падение спроса на презервативы. Однако в начале пандемии спрос вырос, потому что люди еще не боялись общаться и заражаться коронавирусом. для Durex это тренд.В основном это видно по глобальным продажам,но это видно и в нашей стране.Поездки,общение,связь сейчас сведены к почти минимальному уровню,меньше контактов между людьми,и это снизило потребность в барьерной контрацепции.
Особенно это касается более дорогих брендов. Между тем в недорогом сегменте, особенно в регионах, широко доступны противозачаточные средства. «Спрос на них есть, но на более дорогие презервативы влияет текущая экономическая ситуация. Но это происходит не только с презервативами, но и с другими видами товаров», — комментирует Сергей Шулак.
В онлайне всё спокойно
Однако существует и альтернативная точка зрения, не поддерживающая сделанные ранее выводы. Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma, считает, что между пандемией коронавируса и снижением спроса на презервативы нет связи.
«Здесь могут играть роль ценовые колебания. Также наблюдается переток потребителей в интернет-магазины из стационарных аптек. Кроме того, этот товар можно заказать из-за рубежа через различные сервисы, что также может сказаться на внутреннем спросе», — рассуждает он.
Интересно, что статистика интернет-продавцов скорее подтверждает точку зрения Николая Беспалова. На маркетплейсах продажа противозачаточных средств и тестов на беременность ничуть не падает, наоборот – растет.
«Удельные продажи презервативов в Санкт-Петербурге в прошлом году выросли более чем в два раза по сравнению с 2020 годом. Их часто покупают с другими товарами повседневного спроса. При этом в 2021 году презервативы покупали в 9 раз чаще, чем тесты на беременность. покупка составила около 580 руб.. Наиболее популярны большие упаковки классических презервативов по 12-18 штук, отмечает Озон.
Согласно рыночной статистике, продажи тестов на беременность в Санкт-Петербурге в 2021 году выросли втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в количественном выражении. Компания связывает это с увеличением ассортимента онлайн-аптек и доступностью поставок продукции.
В целом в Озоне подчеркивают, что петербуржцы активно переводят покупку всех товаров первой необходимости в онлайн. Поэтому рост продаж может быть признаком перенасыщения аудитории (опять же спровоцированного пандемией и повсеместной удаленностью), а не роста популярности отдельных товарных категорий.
К сожалению, опрошенные DP крупные аптечные сети отказались обсуждать динамику своих продаж. Поэтому непросто проследить в деталях, как меняется спрос на офлайн-контрацептивы.
Тревога и бездетность
Влияние коронавируса на сексуальные отношения отслеживают не только экономические показатели, но и научные исследования.
Наталья Белевич, доктор психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного государственного университета Российской академии народного хозяйства и государственной службы, отмечает, что пандемия значительно усилила тревожность людей. В результате многие люди не только отказываются от ежедневного контакта, но и не решаются забеременеть.
«Если говорить о страхе иметь детей, то он, безусловно, присутствует у горожан. Мало кто в наше время думает о втором ребенке, когда постоянно беспокоится о первом. ребенок — это всегда событие, которое не только радостное, но и тревожное из-за большой ответственности, — поясняет он.
Во-первых, у людей меньше контактов на работе, и многие полностью перешли на удаленную работу, что снижает вероятность романа на рабочем месте.
Во-вторых, иногда у людей просто нет сил на интимные отношения, потому что многие взрослые работники болеют, а некоторым приходится работать за двоих, а то и за троих. Откуда берется энергия для личной жизни? Так что падение спроса на противозачаточные средства вполне логично в сложившихся обстоятельствах.
«Можно с уверенностью сказать, что пандемия подняла уровень тревожности. Многие заболели сами и, зная, насколько это тяжело, опасаются повторного заражения. Гарантий пока нет, ни вакцинации, ни ограничительных мер. на себе испытать.болезни,но успели побеспокоиться о близких родственниках и друзьях.В первую волну заражений детей хоть щадили,но и сейчас тоже.И никто не знает,что ждать дальше.К сожалению,ситуация такова непредсказуемые и оптимистичные прогнозы, которые нам уже даны, они еще не сбылись. Все это действительно изматывает морально, вызывает стресс и еще больше ослабляет иммунитет организма», — с грустью резюмирует Наталья Белевич.