28 апреля в Рязани была представлена концепция «комплексного развития социального транспорта», созданная государственным предприятием ВЭБ.РФ. Поводом для встречи послужили предстоящие изменения в российском законодательстве, согласно которым с 1 июня 2022 года все области должны будут перейти на контрактную транспортную систему. Городские транспортные компании, среди прочих, должны будут участвовать в аукционе на право вождения по маршрутам.
На мероприятии выступили заместитель председателя правительства Рязанской области Евгений Беленецкий, руководитель проектного офиса «Социальный транспорт» ВЭБ.РФ Александр Кондрашов и руководитель группы компаний ВЭБ.РФ Дмитрий Ямпольский. На встречу были приглашены около шестидесяти человек — депутаты городской Думы, перевозчики, сторонники администрации, учебных заведений и ГИБДД, а также общественные деятели, среди которых руководитель «Городских проектов» Илья Стюхин и администратор паблика «Новости Рязани «ВКонтакте» Иван Крестьянинов, общественные администраторы «Подслушано у водителей Рязани» и «Дороги Рязани», сторонники Радиоуниверситета.
«Мы не нашли ни малейшего вывода на этот день, первая задача — как можно больше жителей города приобщить к этим выводам и вероятным вариантам формирования социального транспорта, которые мы возьмем на себя и обсудим», — подчеркнул в начале встречи заместитель председателя областного правительства Евгений Беленецкий. — Чтобы люди знали, что мы на самом деле делаем, чтобы они знали, к какому конечному результату мы придем. В конце концов, это ситуация для горожан, а не для владельцев или властей, ситуация, которая создана для людей и имеет множество разновидностей».
Почему именно общественный транспорт? Например, выяснилось, что люди фактически проводят в социальном транспорте 1,5 часа в день, — рассказал Александр Кондрашов, уполномоченный представитель проектного офиса ВЭБ.РФ. — И проводят они его либо в комфортабельном автобусе или троллейбусе, либо в переполненной маршрутке с ругающимся водителем и прочими атрибутами. Рязань совершает около 100 миллионов поездок в год. Около 50% поставок сейчас находятся в «серой зоне» — те, с кого налоги не уплачиваются должным образом. Что на самом деле характеризует переход к государственным контрактам? Увеличение налоговых поступлений примерно на 200-250 миллионов рублей на 30% меньше пробега при вывозе пассажиров такого же размера.
Дмитрий Ямпольский объяснил суть идеи перехода на контрактную систему: «Нам нужно конкурировать не за пассажиров, а за контракты. Общественный транспорт убыточен во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Это считается общественной услугой, которую мегаполис оказывает своим жителям и которая не может полностью регулироваться свободным движением рынка. Однако это решительно не исключает возможности и даже необходимости конкуренции в транспортном секторе. Однако это должна быть не конкуренция между транспортными операторами за пассажиров, ведущая к небезопасным уличным гонкам, дублированию маршрутов и ценовым войнам, а конкуренция за выполнение городских мандатов по предоставлению качественных транспортных услуг. Таким образом, грамотно санкционированная экономика городского социального транспорта — это валовые контракты мегаполиса с транспортными операторами, которые устраняют их стимулы гоняться за пассажирами, единственными операторами.
Создатели предполагают критическое состояние нынешнего рязанского социального транспорта. Износ подвижного состава и инфраструктуры троллейбусной сети составляет 100% согласно предоставленной информации. Скорость передвижения довольно низкая, в среднем 11,6 км в час. В автобусной сети наблюдается наибольшее удвоение маршрутов (вызывая, как можно понять, саму гонку за пассажирами на более выгодных маршрутах).
Помимо перехода на контрактную систему, создатели объясняют эти цели: Оптимизация маршрутной сети, абсолютное обновление подвижного состава, почти полный переход на безналичную систему оплаты, закрытие лазеек для уклонения перевозчиков от уплаты налогов, а также, помимо прочего, снижение воздействия на окружающую среду при эксплуатации социального транспорта (очевидно, за счет обновления техники).
Заместитель министра автомобильного транспорта Валерий Еремин, что действительно «межмуниципальные транспортные компании уже работают по договорам, городу дали передышку». Он также напомнил, что заключение было фактически принято на федеральном уровне: «Система, действующая сейчас, работала последний год, с июня 2022 года все обязаны перейти на контрактную систему».
Еремин сказал, что в настоящее время УРТ работает на топливе и зарплате, и у компании нет средств на модернизацию. Депутат городской Думы от ЛДПР Дмитрий Панкин объяснил, что такая ситуация возникла потому, что большинство «денежных» маршрутов в настоящее время отданы платным транспортным компаниям, а остальные 40%, наименее прибыльные, остаются у городской компании.
«Есть ли здесь УРТ? Кто у нас есть из УРТ? — Евгений Беленецкий выяснил, кто интересуется историей маршрутов, в каком объеме происходит развитие новых транспортных систем.
«Мы часто встречаемся», — ответил исполняющий обязанности директора. Директор УРТ Дмитрий Минченко.
«Где находятся маршруты?» Беленецкий задал вопрос.
«Мы адресуем свои предложения Министерству транспорта», — ответил Минченко.
Действительно, стоит отметить, что и.о. начальника городского управления транспорта Елена Черноусова и директор городского предприятия, которого коснется транспортная реформа, Дмитрий Минченко только играли на встрече: они не задавали никаких вопросов и не предлагали никаких услуг.
chernousova.jpg
Оживление в зале, а затем и на информационном фоне вызвала статистическая информация о тарифах, но для верности следует отметить, что на самом деле никто не говорил о конкретных намерениях повысить цены на транспорт. Суверен Кондрашов лишь предположил о тарифе: «Тариф в 23 рубля довольно низкий». Росстат привел статистику, средняя стоимость проезда по территориям составляет 28 рублей, при тарифе в 26 рублей. Годовая прибыль составит около 2,8 миллиарда рублей.
Позже губернатор Николай Любимов говорил о недопустимости решения транспортной проблемы за счет повышения тарифов на проезд.
Не раз поднимался вопрос о судьбе городского социального транспорта, а также муниципального, который является собственностью города. Об этом, в частности, говорили депутаты-коммунисты Алексей Захаров и Эвелина Волкова.
«Моя идея заключается в том, что городской транспорт должен быть сохранен», — сказал Евгений Беленецкий. — Вероятность возникновения монополии должна быть снижена. Это должна быть конкурентная среда. Мы были свидетелями того, как платные перевозчики имеют все шансы заключить сделку. Чтобы избежать этого, муниципалитет должен иметь возможность задавать курс — это одна из центральных задач. Но то, что городской транспорт изменится, очевидно».
Адепты «веб.рф» отмечают, что «троллейбусная система считается экономически выгодной для города», а также, что район полигона ставит задачу не только защищать, но и развивать городской транспорт».
Заместитель председателя гордумы Дмитрий Панкин направил забота на то, что в представленной маршрутной сети меньше, чем на данный момент маршрутов, позволяющих добраться из 1-го мегаполиса в иной без пересадки: «На многих остановках нет подъемных павильонов, нет павильонов и нет остановки, и нет павильонов, и нет остановки, и нет павильонов, и нет остановки, и нет павильонов, и нет остановки, и нет павильонов, и нет павильонов, и нет Мы вынуждаем людей пересаживаться. «
В ответ выступающие раскрыли тот факт, что это не бесповоротный план, он обсуждается, для чего и проводятся эти встречи.
В ходе обсуждения был поднят вопрос и о вероятной концессии УРТ. Авторизованный проектный кабинет «веб.рф» Александр Кондрашов выступил так:
«Лизинг, кредит и концессия — это для нас текст одной категории. Мы считаем, что концессия рассматривается как хорошее денежное оборудование для модернизации инфраструктуры электромобилей и обновления контактной сети. «
По какой-то причине рязанские перевозчики не задавали вопросов на встрече. Председатель Торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы Елизавета Гусева, задавшая вопрос о том, как активные перевозчики будут встроены в предлагаемую модель, высказалась против.
«Те, кто пришел в этот бизнес, должны участвовать в этом процессе — покупать автобусы по определенным характеристикам. Малым перевозчикам необходимо подключаться к вашей поддержке и создавать свежие бизнесы», — сказал Беленецкий.
«Людям нужен удобный общественный транспорт, как в столице: подъехать к остановке, сесть и быстро доехать до работы. Чтобы цена поездки была разумной, а расписание — не стоять на остановках по 40 минут. Мы пытаемся решить это дело с помощью управления транспортными средствами. Мы были в компании, мы на самом деле ищем то, что собирается там из длинных переполненных автобусов. На данный момент мы предвидим идеальную теорию будущего и метод воплощения ее в реальность», — сказала Ирина Волкова, руководитель фракции «Единая Россия» в городской Думе.
В ходе встречи было предложено создать платформу для последующего обсуждения плана. Выступающие действительно подчеркивали, что это только первый известный, и представленный план — это не готовый вывод, а базовый план для метода работы служб.