В конце мая было проведено двухдневное мероприятие с ролью основных докладчиков по марксизму из Рф, Германии, Англии, США, Италии и Греции. Журналист Гёте-Института Андрей Ромашков воспользовался возможностью побеседовать с отечественными и западными учеными, чтобы понять, каким видится Маркс в 21 веке и есть ли у его мыслей будущее.
Будущее или настоящее по Марксу?
Андрей Ромашков: Название «Будущее по Марксу» — это обман. Конференция не посвящена футурологическим построениям в духе «Что сделал Маркс?». И быстрее, чем изучать тенденции нашего времени и анализировать «учение» Маркса. Почему?
© Столичное высшее среднее учебное заведение общественных и финансовых наук.
Михаэль Хайнрих, научный сотрудник высших технических и экономических средних учебных заведений Берлина. Конечно, будущее оказалось совершенно иным.
«Мне нравится быть более осторожным и препарировать то, что происходит в реальности. На основе этого анализа, скорее всего, будут созданы экзамены о будущем, как я и расположил в своем отчете. В обществе, например, существует возможность увеличения бонапартизма — возможность существования, в том числе бонапартизма без конкретного Бонапарта. Но мы не готовы указать на конкретный грандиозный крах или конкретный возврат к прошлому.
Другой вопрос о будущем был задан в том, чего мы желаем себе, каких перемен мы жаждем. Например, из последних вопросов на моей панели он затронул что-то вроде того, что это действительно настоящая демократия. Я бы сказал, что у нее нет возможности быть настоящей демократией, пока политическая личность разделена экономикой. Невозможно изменить что-то только в политической сфере и получить настоящую демократию — нужно еще изменить экономику, частную собственность и капиталистическую систему. «
Применимы ли подходы Маркса для решения задач будущего?
AR: Идеи марксизма актуальны в 21 веке — но в силу того, что Маркс действительно изучал капитализм, а гигантская часть населения Земли в настоящее время живет при капитализме. Например, почти все массовые вызовы нашего времени были сформулированы в другом веке xviii. Но применимы ли схемы Маркса для выполнения задач будущего?
Джоди Дин, доктор политических наук колледжа Хобарта и Уильяма Смита в Нью-Йорке, политический философ, отметила, что автоматизация и изменение климата — это не трудности будущего, это необходимые вопросы здесь и сейчас. Они были важны для Маркса.
© Столичное высшее среднее учебное заведение общественных и финансовых наук.
«В «Капитале» есть довольно длинный менеджер, посвященный производственному оборудованию и его воздействию на рабочих, на пролетарский класс, включая семьи. Маркс писал, что фактически машины изменяют природу труда таким образом, что большее количество представителей среднего класса — то есть дам и детей — имеют все шансы стать наемными работниками. Это влияет на то, как выглядят количества, на то, как выглядят семьи. Кроме того, что больше пенни — работа производит больше продукции, на самом деле она подрывает социальную жизнь. Это происходит с опозданием и в настоящее время с ростом автоматизации производства. Стоимость рабочей силы, излишки продукции, низкая прибыль и разрушение тесных общественных связей. В отношении конфигурации климата в «Капитале», например, он сообщает как о «метаболической поломке сотрудников». Например, мысли Маркса актуальны в данной ориентации в данной ориентации. «
Как все-таки Маркс относился к капитализму?
AR: Вопреки распространенному мнению, отношение Карла Маркса к капитализму было двойственным. С одной стороны, он понимал, что это репрессивная система, которая порабощает и в конечном итоге парализует человека. С другой стороны, Маркс считал, что капитализм содержит в себе элемент некоего развития и прогресса. Как следует понимать это противоречие? ~ Алексей Пензин, член оргкомитета конференции «Будущее после Маркса», исследователь современных интерпретаций марксистской мысли, доцент факультета искусств Вулверхэмптонского университета, научный сотрудник Института философии РАН, говорит: ~© Московская высшая школа социальных и экономических наук~ «Как мыслитель, Маркс всегда рассматривает капитализм не как монолитную систему — он ищет в нем противоречия и проблемы, которые могут привести к изменениям. Капитализм помогает создавать различные новые научные изобретения, машины и так далее. При этом работник вынужден монотонно заниматься одним и тем же делом, он не развивается, а его личность остается на том же примитивном уровне, который дает ему работа. Маркс видел в дальнейшем развитии техники, технологии и автоматизации угрозу появления новых возможностей эксплуатации.~ Например, существует концепция «платформенного капитализма». Google, Facebook, Twitter и другие технологические платформы выступают в роли гигантских агрегаторов ценностей и стоимости — и не зря их владельцы становятся новыми миллиардерами. А мы с вами живем в круглосуточном режиме, когда мы работаем почти все время — в том смысле, что постоянно пользуемся интернетом и социальными сетями и создаем что-то для этих монополистов бесплатно. Это похоже на идею Ikea — там вы сами собираете свою мебель. Точно так же, как вы собираете собственный профиль на Facebook, вы бесплатно отдаете свои данные, что позволяет платформе зарабатывать на рекламе. Недавний громкий скандал вокруг Facebook и его влияния на политику — часть той же проблемы. С одной стороны, технология освобождает нас от чего-то. С другой стороны, они существуют в рамках капиталистической рыночной системы, которая стремится извлечь из них прибыль». ~ AR: Теоретические основы марксистского феминизма были заложены в трудах классиков марксизма, которые сравнивали гендерное угнетение с классовым угнетением, а отношения между мужчинами и женщинами — с отношениями между пролетариатом и буржуазией. На панели, посвященной феминизму, обсуждался ряд проблем, связанных с тем, что глобальная феминистская повестка находится на подъеме, но при этом вызывает довольно опасную и во многом предсказуемую консервативную реакцию. Как сегодня связаны марксизм и феминизм? ~ Григорий Юдин, член оргкомитета конференции «Будущее после Маркса», философ, социолог, профессор Московской высшей школы экономики и социальных наук (Шанинки), отметил, что сегодня, несмотря на возникновение довольно мощного феминистского движения, ему удается достичь далеко не всех своих целей. ~© Московская школа социальных и экономических наук~ «Для докладчиков, выступавших на этой панели о наследии Маркса, важно, что феминистская повестка дня сегодня связана с другими повестками дня. Чинция Арруцца, соавтор известного манифеста «Феминизм для 99%», показала, что феминистские движения добиваются успеха, когда им удается создать альянсы с другими движениями: движением бедных, движением за права рабочих и так далее. Этот вопрос, на мой взгляд, недостаточно хорошо изучен в российском контексте, но в ближайшем будущем он явно станет одним из самых важных в мире.
Подводя итог, ректор «Шанинки» Сергей Зуев на последнем круглом столе сказал довольно весомую мелочь — в том числе и то, что он не является специалистом по Марксу. Он сказал, что Маркс на самом деле увлекателен, потому что он показывает эту перспективу будущего, которую не хотят видеть и в которой мы можем свободно работать и творить. В нынешних условиях, когда мы постоянно оглядываемся на то, что было раньше, но фактически находимся в плену нашего личного прошлого, это возможность, позволяющая нам увидеть будущее, которое зависит от наших личных действий. Предназначено ли будущее феминистского движения для борьбы за женскую идентичность и производства собственной культурной войны? Или же создаются союзы и блокады с другими движениями? Какой будет форма женского пространства в мире? Будет ли это такой же двухместный человек, с теми же правами, что и у мужчин? Или барышня, в полной ценности своего существования, будет добиваться равенства с крестьянином за счет этих вещей, в качестве платы за работу по дому и репродуктивную работу, которой она занята? Это все вопросы будущего». — Абсолютная трансляция 2-дневной конференции «Будущее после Маркса», программа мероприятия, список докладчиков и партнеров доступны на сайте главного организатора конференции, Столичных Высших Учебных Зведений Социальных и Финансовых Наук (Шанинка).
© Столичное высшее среднее учебное заведение общественных и финансовых наук.
Майкл Хайнрих
Будущее по Марксу
Марксизм и феминизм: как они связаны сегодня?
Алексей Пензин
Григорий Юдин
© Столичное высшее среднее учебное заведение общественных и финансовых наук.