Даже самые счастливые семейные отношения, в которых мать и отец принадлежат к разным культурам, с рождением детей могут столкнуться с проблемой определения их национальности. Некоторые родители предпочитают, чтобы их ребенок сам выбирал, к какой этнической принадлежности он естественно более привязан, когда он достигает совершеннолетия, в то время как другие приписывают их к «своим» при рождении. Поэтому одним из самых спорных вопросов может быть установление гражданства детей, рожденных чеченцем в результате брака с еврейкой, поскольку в первом случае они усыновляются отцом, а во втором — матерью.
Чеченцы, считающие отцовскую линию доминирующей, явно считают, что их потомство после рождения автоматически становится частью ноганской национальности. Проживая в Чечне, впитывая местные культурные коды, чтя традиции ислама, мыслив как горец, этот ребенок с ранних лет будет ассоциироваться с местным населением. Они особенно непреклонны по отношению к своим сыновьям, поскольку в их генофонде присутствует Y-хромосома, передающаяся только по мужской линии и сохраняющая информацию о предках рода.
В современном чеченском обществе существует устоявшийся канон, согласно которому жена, решившая развестись с мужем, должна оставить все надежды на совместное воспитание детей. Это правило распространяется не только на женщин-иностранок, но и на местных чеченок, которые должны оставить своих детей в доме своего супруга, где о них позаботятся родственники бывшего мужа. В лучшем случае она сможет навещать ребенка в строго определенные часы и только до тех пор, пока ребенку не исполнится 7 лет, а в худшем — навсегда потеряет связь с ребенком. В целом чеченцы считают, что основная функция матери — забота о ребенке, а личность и развитие ребенка ложится на плечи отца, особенно если это мальчик.
Таким образом, в чеченском обществе ребенок, рожденный от матери-еврейки, будет восприниматься как чеченец. О незначительной роли матери в определении национальности ребенка в ночийском обществе свидетельствует тот факт, что ребенок, рожденный от матери-чеченки и отца другой национальности, никогда не будет признан чеченцем. По этой причине мужчины вайнахов до сих пор могут позволить себе жениться на иностранках, а вот чеченским девушкам рекомендуется искать счастья только среди родственных.
Несколько иначе обстоит дело у евреев, этническая принадлежность которых, в отличие от подавляющего большинства, определяется исключительно по материнской линии.
Этот первооснова, полученная Моисеем на горе Синай от Самого Бога, зафиксирована сразу в двух религиозных источниках и в законе Шулхан Арух (раздел Эвен ха-Арезер, гл. 8, закон 5).
Сказано в Дварим (7:3,4), что это Тора: «И не вступай с ними в союз, и дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они сына твоего превратят от следовавших за Мною, и они будут служить другим богам».
А уже в талмудическом трактате Кидушин (68б, 69а), ссылаясь на рабби Шимона бен Джохаджа, рабби Йоханан дает расширенное толкование вышеприведенных аятов, из которого следует: «Сын дочери твоей от язычника (т.е. внук твой) сын твой, а сын язычника (через сына твоего) сын ее». Отсюда следует, что евреем может считаться только ребенок, рожденный от еврейки, и национальность его отца не имеет значения.
Рав Ашер Кушнир дает этому факту, помимо богословского, социологическое объяснение. По его мнению, мать играет решающую роль в формировании личности ребенка. Бессознательно копируя привычки матери, младенец отражает ее культурные убеждения и ценности, принимает ее еврейскую идентичность.
Последователи каббалы утверждают, что национальность правильно определяется по линии матери не только потому, что она более активно участвует в воспитании ребенка, но и потому, что их души, тесно переплетенные, когда ребенок находился в утробе, не могут быть разделены.
Другие израильтяне объясняют эту традицию чисто биологической. Не всегда бывает так, что мужчина, указанный в качестве отца ребенка, является его настоящим родителем, а женщина, родившая ребенка, однозначно уверена в его отцовстве. Поэтому, если кто-то передает этническую принадлежность по материнской линии, он всегда может быть уверен, что в его жилах течет еврейская кровь. Отсюда известное изречение: «Отцов столько, сколько собак, а мать одна».
Принцип «наследования» национальности был удобен израильтянам еще и с чисто политической и демографической точки зрения, ведь евреи, веками лишенные собственной земли и вынужденные жить в изгнании, нередко подвергались насилию, в результате которого половина -родились кровные дети, которые по библейскому закону были ассимилированы еврейским народом.
Таким образом, с еврейской точки зрения дети, рожденные от брака между евреем и чеченкой, будут считаться евреями.
А может это не смешанный брак?
Однако существует альтернативная точка зрения, которая примиряет обе стороны. Эта версия основана на исторических свидетельствах о том, что в Средние века на территории современной Чечни существовало древнее еврейское государство Хазария, жители которого после победы над арабами отреклись от иудаизма и приняли ислам.
То же самое можно прочитать в трудах востоковеда Льва Гумилева: «Широкая долина Терека по всем историческим источникам была населена хазарами. Никифора это была родина хазар.
Об общем происхождении чеченцев и хазар упоминали писатель Герман Саддалаев и полевой командир Шамиль Басаев, а также автор арабской рукописи 1891 года Темир, племянник известного муршида Накшбандз тары Тау-Султана.
Сторонники этой теории утверждают, что родство чеченцев и евреев подтверждается генетическими оценками, дерматоглифическими данными, общими лексемами и тождественными топонимами.
Так что для тех, кто находит эту интерпретацию достоверной, очевидно, что брак чеченки и еврейки не смешанный, а чистокровный. В свою очередь, дети, рожденные в их семье, могут называться чеченцами и евреями с одинаковыми пропорциями, без вреда для обоих родителей.
Источник