Стоял в Одесском порту у причала катер. Старенький, потертый весь. Лет двадцать последних стоял. Мало кто знал, что это за катер. А узнав, очень удивился бы — все-таки любимый катер Брежнева! Мне хочется рассказать вам его грустную историю…
Речь идет о судне спецпроекта 360, строительный номер 1202. Построен он был в 1961 году на заводе №5 НКВД в Ленинграде — сейчас завод называется ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»». Всего было построено 4 таких катера. Катер, до недавнего времени стоявший в Практической гавани Одесского порта, назывался «Буревестник».
Официально катер считался пограничным сторожевым кораблем специальной службы. Но в 1960-е годы корпуса пограничных катеров уже не делали из дерева. И в самом деле — «Буревестник» изначально проектировался как судно представительского класса, предназначенное для встреч высшего руководства страны с различными делегациями, проведения переговоров и отдыха, а также для обслуживания командующих флотами и руководства ВМФ. Катер был сконструирован на базе боевых катеров с улучшенными условиями обитания и красивым внешним видом. Внутренние помещения были отделаны с использованием самых современных материалов.
«Буревестник» (1970-е годы)
По словам военного историка В. Томина, «Буревестник» обладал выдающимися по тем временам техническими характеристиками. Два дизеля «звезда» по четыре тысячи лошадиных сил каждый позволяли катеру развивать скорость в 37 узлов — почти 70 км/ч! Про корпус из трехслойной древесины я уже упоминал. На судне была установлена одна из самых надежных радиостанций «Рейд-1». Явно получилась яхта представительского класса.
Катер проектировался в конце 1950-х годов для Хрущева, но пользовался им в основном его преемник , Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. «Буревестник» Брежневу очень нравился. Он часто выходил на катере в море во время отпусков в Крыму, и даже, бывало, ночевал на его борту.
Брежнев на борту «Буревестника»
После смерти Леонида Ильича в 1982 году катер передали Черноморскому морскому пароходству, и лет десять его использовал начальник порта Ильичевска. На «Буревестнике» проходили чествования лучших флотоводцев одесской и других морских бригад, от матроса до адмирала. Судно посещали важные гости города.
После развала Советского Союза «Буревестник» оказался никому не нужен. В 1995 году его купил одесский бизнесмен, но привести в рабочее состояние не смог и был вынужден перепродать. По слухам, сейчас им владеет некий офицер СБУ — это хоть как-то объясняет, почему «Буревестник» последние годы гнил именно у военного причала Практической гавани.
«Буревестник» — катер Брежнева у военного пирса Практической гавани
Когда в Одессе был организован благотворительный фонд «Золотой истории и возрождения флота Черного моря», его капитан-директор Валерий Ильенков попытался создать на катере музей истории флота специального назначения, однако командование Одесской западной военно-морской базы не сочло нужным допускать активистов фонда на борт «Буревестника». В то же время, оставаясь на приколе у военного пирса Практической гавани, катер оставался беззащитным перед вандалами, которые взламывали замки, разворовывали судовые системы и оборудование. Внутренние раритетные помещения были варварски разграблены и уничтожены. Обращения активистов и историков к командованию ВМС остались без ответа, наоборот, неправомочные действия продолжались.
В результате 8 января 2016 года, около 2-х часов ночи по местному времени, «Буревестник» затонул. Военные сообщили, что катер не входил в состав Военно-Морских сил, и там не несли за него ответственности, хотя и пытались спасти. Начальник пресс-центра ВМС Олег Чубук рассказал, что военные моряки видели, что судно тонет и привели в готовность аварийно-спасательную партию, но задействовать ее не успели. Катер ушел на дно буквально за пять минут.
«Буревестник» на дне
Скорее всего причиной затопления катера стала именно попытка скрыть следы вандализма. Разворованный склад перед ревизией поджигают, изуродованный катер проще затопить.
Так и закончился путь личной яхты Брежнева. Вряд ли катер будут поднимать с целью восстановления. К тому же сделать это непросто, хотя бы потому, что катер металлическими тросами не поднять — деревянный корпус будет попросту раздавлен ими, нужно специальное оборудование. Скорее всего, «Буревестник» будет попросту утилизирован.