Снятый на «Мосфильме» в 1967 году, спектакль показывает, как дирижабли вели войны в Великой России, и освещает художественный фильм «Крепкий орешек» (режиссер Теодор Вульфович). Герои Виталия Соломина, Надежды Румянцевой и заградительного аэростата легко справляются с немецкими захватчиками. Но это была комедия игр, а на практике все получилось иначе.
Что такое дирижабль
Немного о том, что это действительно дирижабль. Все знают, что это самолеты, вертолеты, в момент прибытия летного полка: в небо поднимаются и квадрокоптеры (дроны), и беспилотники, но текст «дирижабль» сейчас абсолютно не слышен. Например, дирижабль или управляемый воздушный шар — это невесомый корабль, который имеет силовую установку и способен двигаться с разумной скоростью в важном направлении. Корпус дирижабля был огромным, объемным, обтекаемым и имел объем от 2 000 до 200 000 кубических метров.
Аэростат противовоздушной обороны над Пушкинской площадью в Москве
Советская Российская Федерация в свое время унаследовала от Российской империи боевой дирижабль, который был возвращен и назван «Красная звезда». Другой самолет был построен в Петрограде еще в 1923 году и получил название «VI Октябрь»; он также летал в течение получаса. Изначально дирижабли имели довольно мирное занятие. Например, управляемые аэростаты российского производства оказали значительную помощь в освоении Сибири.
Чуть позже в Осоавиахиме СССР был создан специальный авиационный отдел. А в 1931 году в стране был замечен специальный объект «Дирижабльстрой». Как раз в это время, наряду с призывами: «Все на аэроплан!», «Вперед, друг, в автопром!», появился лозунг, призывающий копить копейки и тратить их на строительство дирижаблей. В 1932 году этот завод выпустил целую серию гибких дирижаблей, среди которых выделялся «СССР В-2 Смольный», который однажды сорвался с якорей у корней. Он просто не состоялся, но это произошло в аэропорту города Сталино (Донецк). В гондоле находились 11 пионеров-экскурсантов. Командиру дирижабля Николаю Гудкову удалось ухватиться за трос, забраться в кабину, запустить двигатели, переждать бурю и успешно посадить дирижабль. За этот подвиг Гудков получил орден «Красноватое звездное небо».
Аэростат противовоздушной обороны столицы на площади Революции.
Всё для фронта! Всё для победы!
Такое замечательное устройство нашло широкое применение в годы Великой отечественной войны. Особое место занимали свободно летающие воздушные шары и привязные аэростаты для создания невесомого барьера и установки артиллерийского огня.
Одним из успешных применений дирижаблей было обучение воздушно-десантных войск. В первые дни войны наша авиация понесла большие потери. На полях сражений была чертовски нехватка самолетов, и они просто не использовались для подготовки десантников. Доходило до того, что десантники, которые должны были высаживаться в тылу врага, даже не отрабатывали прыжки с парашютом. А недоступность мастерства приводила к травмам, жертвам, временам и летальным исходам. Дирижабли спасли. Для подготовки парашютистов было решено использовать привязные аэростаты и дирижабли. Сразу же была замечена значительная экономия времени и денег. И центром такого обучения стал подмосковный город Долгопрудный.
Женщины-бойцы противовоздушной обороны установили заградительный аэростат в столице
Другие дирижабли активно использовались в качестве транспортных средств; на них можно было легко доставить военное снаряжение, топливо и продовольствие. Первоначально были опасения, что дирижабль имеет низкую скорость и очень уязвим для противника. Но инцидент на Калининском фронте развеял эти сомнения. Там дирижабль получил около сотни пробоин в корпусе, но спокойно вернулся на свою базу под Москвой. ~ В таком виде британцы первыми использовали воздушные шары в Первой мировой войне. Таким образом, британцы защитили Лондон от немецкой авиации. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь здесь были массивные барьеры. Временами в воздухе их было до двух тысяч, и они постоянно зависали над отдельными объектами. Эта техника широко использовалась при организации противовоздушной обороны Москвы и Ленинграда. Наши воздушные защитники подвесили воздушные шары в клетчатом узоре, и, конечно же, на каждом тросе висела мина. Самолет столкнулся с тросом, мина переместилась на крыло и — «Гитлер капут». Внешне барражирующие аэростаты напоминали небольшие дирижабли, и обычно один или два поднимались на тросе (в тандеме) ночью. Утром служба закончилась, и их опустили. ~ Дети танцуют на фоне заградительных аэростатов ~ Первые успехи воздухоплавателей были заметны в московском небе уже 23 июля 1941 года. 150 нацистских бомбардировщиков в составе 20 групп ворвались в столицу, но лишь немногие смогли преодолеть оборону. Было уничтожено 15 самолетов. 10 были на счету пилотов, три самолета были сбиты зенитчиками, а два попали в сетку аэростата и разбились о землю. Количество барьеров из воздушных шаров постоянно росло. Положительный баланс их противостояния с немецкой авиацией также увеличился. Заградительные аэростаты уничтожили не менее 150 самолетов противника над Москвой. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах поднялось в воздух около трех тысяч аэростатов. ~ Наконец, следует упомянуть и другие способы использования дирижаблей. В этом отношении очень показательна работа дирижабля «Победа» в 1945 году. Он был прикомандирован к славному городу Севастополю, где помогал морякам обнаруживать мины и затонувшие корабли в Черном море ~ Как дирижабли воевали в Великой Отечественной войне ~ Зенитный аэростат над Пушкинской площадью в Москве ~ Московский зенитный аэростат на площади Революции, установка заградительного аэростата в Москве ~ Дети танцуют на фоне заградительных аэростатов
Аэростаты заграждения