Получайте 1 самую читаемую заметку по электронной почте один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Система российского образования называлась этнической. С момента своего основания в 1917 году его миссией было воспитание молодого поколения в духе коммунистической идеологии. А главной нравственной целью было воспитание добродетельного последователя трудового коллектива и построение «светлого будущего» вместе со всем великим государством. Преподавание гуманитарных наук, например, естественных, ясных наук, было подчинено идеологическим установкам. Однако это не помешало российской школе стать одной из лучших в мире.
Первые русские неграмотные годы и единая рабочая школа
В годы становления российской власти подавляющее большинство населения государства было неграмотным. Количество коммунальных высших учебных заведений оставалось небольшим, а небольшая прослойка населения позволяла себе учиться в частных учебных заведениях. В разгар рассвета 1918 года они приняли решение о создании в РСФСР единственного среднего учебного заведения для рабочих. Первый декрет заложил основы новой системы бесплатного образования в 2 этапа: 5 лет первого и 4 года второго. К 1919 году были созданы специальные курсы для ускоренной подготовки к высшей школе — рабочие школы.
В 1920-х годах в российских школах был внедрен метод Дальтон-плана — обучение по бригадно-трудовому методу. Аналогичная ориентация заключалась в том, чтобы сочетать коллективную работу класса с личной работой. Роль учителя заключалась в организации процесса и оказании поддержки учащимся. Не было единого замысла обучения, учебная программа была свободной, задачей было самостоятельное выполнение полученных заданий. В эти годы активно внедрялись инновационные методы, связывающие основные положения различных наук с развитием детей.
Возврат к дореволюционным общепризнанным образовательным стандартам
В 1930 году 16-е Совещание определило неотъемлемое начальное образование для русского народа. Помимо того, что грамотность к этому времени удвоилась на фоне дореволюционного значения, проблема оставалась актуальной. Закон сделал обязательным приведение учеников в возрасте от 8 до 12 лет в исходную среднюю школу; опекуны теперь были обязаны следить за тем, чтобы их собственный ребенок посещал среднюю школу. Учебные программы были основаны на концентричности: подростки получали начальный круг знаний в 4 классе с последующим закреплением во второй раз в 7 классе. Фактически, с точки зрения состава учащихся, было решено возобновить дореволюционное раздельное обучение девочек и мальчиков.
В 1937 году пятый класс стал обязательным для всех, а с 1939 года стали брать и в 7 класс. Право каждого хозяина на высшее образование было провозглашено в Конституции 1936 года. Важным условием поступления в российский институт было наличие среднего образования и успешная сдача вступительных экзаменов. В довоенный период школьное задание было подчинено строгому расписанию, и главная роль отводилась учителю. Весь опыт и инновационные практики 1920-х годов с тех пор клеймились как буржуазные и не соответствующие духу времени. Была введена дифференцированная оценка знаний, которая фактически давала оценки «очень хорошо», «хорошо», «средне», «плохо» и «очень плохо». Были выданы свежие учебники, появилось место руководителя группы (классного руководителя). Степень общей образованности русского человека быстро росла, но акцент все больше делался на идеологическую составляющую с отходом от трудового воспитания.
Хрущевские нововведения и критерии приема в институты
В послесталинскую эпоху общество пошло по пути резких перемен. Изменения затронули все сферы жизни и образования, в том числе. Сталин подвергался критике по всем фронтам. Новый лидер страны взялся за воспитание молодого поколения. Семилетняя школа была заменена обязательной восьмилетней школой. Отдельное обучение было ликвидировано. Реформа дала выпускникам право выбора между продолжением образования и работой после школы. После 8 класса учащиеся могли продолжать обучение до 11 класса, затем поступать в университет и выбирать профессиональные учебные заведения. ~ Начиная с 9 класса, учащимся прививались производственные навыки. Абитуриенты с опытом работы и отслужившие в армии получили преимущества при поступлении в высшие учебные заведения. Выпускники университетов должны были отработать по распределению 3 года. Студенты часто совмещали работу на производстве с обучением. Тенденция заключалась в сокращении творческих учебных заведений в пользу технологий. Художники, актеры и исполнители не считают правительство полезным в развитии экономики. Появились школы-интернаты, где жили и учились представители неблагополучных семей, сироты и дети, чьи родители постоянно отдавали себя работе. Особое внимание уделялось изучению истории, политической экономии. Школьная программа знакомит с основами знаний о гражданском, семейном, уголовном законодательстве. Суть заключалась в том, что раз в неделю советские старшеклассники оказывались не в классе, а на территории предприятий. Таким образом, традиционная учебная программа была дополнена профессиональной подготовкой. Студенты по собственному опыту знали рабочий процесс и осознанно подошли к выбору профессии. Параллельно будущие работники ненавязчиво подсказывали то или иное направление и выполняли государственный заказ. Занятия состояли из двух частей: Теория и практика. А в конце учебно-производственного курса студенты получили официальную корочку, что придает уверенность в себе и дает преимущество в будущем. Очень часто вчерашние школьники, не задумываясь, меняют школьную парту на станок, за которым они проходили учебно-производственный курс. А предприятия таким простым способом обеспечивали постоянный приток молодых кадров. Но даже если дальнейшая деятельность ученика не была связана с полученной специальностью, навыки так или иначе пригодились ему в жизни. ~ Советская система образования считалась одной из самых эффективных. /Фото: avatars.mds.yandex.net ~ Совместные тренировки. /Фото: avatars.mds.yandex.net ~ Цель программы «30-е». /Фото: avatars.mds.yandex.net ~ При Хрущеве университеты стали более доступными. /Фото: avatars.mds.yandex.net ~ Образование и рабочие классы. /фото: bagira.guru ~ Занятия в профессиональных училищах. /фото: poshosse.ru