На этот актуальный вопрос отвечает Владимир Моженков, генеральный директор и владелец с 30-летним стажем, который успешно прошел 9 кризисов, включая два предбанкротных состояния. Но прежде всего, это опасность, читай, потеря. Из личного опыта я знаю, что во время кризисов вы теряете деньги, клиентов, партнеров, время, а местами даже здоровье. ~ Нынешний кризис не похож ни на один из предыдущих. ~ Сохраните свою семью, родственников, друзей ценой большей любви, доброты, заботы и теплых отношений. ~ Вести бизнес. ~ Спасти страну. Как бы пафосно это ни звучало. ~ Я иду ко второму суперголу. Теперь вы должны спасти бизнес. Нажимайте, как пружина. Мы выживем! А потом «стрелять». Сначала мы добились всех успехов, построили прибыльный бизнес. ~ Да, для тех, кто работал с Европой, теперь все закрыто — и авиация, и порты, и валютные контракты. Тем, кто работал с российскими производителями, отчасти легче. Те, кто работал с Китаем, также представляют собой нишу для развития. ~ Оставить все в себе для анализа и принятия осознанных решений ~ в жизни и бизнесе я оптимист. Я надеюсь на лучшее, я верю в это лучшее, но когда происходят такие испытания, стоит поиграть в азартные игры, чтобы убедиться в этом. Поэтому каждый владелец должен иметь антикризисный план действий. ~ В идеале у первого лица должно быть четыре табличных документа: ~ Панель управления (основные финансовые и нефинансовые показатели). ~ Прогноз для БДР (доходы и расходы). ~ Прогноз для DDS (денежный поток). ~ И — Должен! — План антикризисных мер. Он должен иметь и, прежде всего, действовать. Ни в коем случае не ждите. Я начал действовать 24 февраля. ~ Итак, установка: мы надеемся на лучшее, мы планируем худшее! ~ 1. Долгосрочные цели и краткосрочные цели. ~ Определите, каковы ваши долгосрочные цели, и каким-то образом переведите их в краткосрочные. ~ Да, должна быть большая цель, и это зависит от того, чем вы занимаетесь. Допустим, строительство поддерживается, хотя ипотека выросла, цены на стройматериалы подорожали. И здесь невозможно иметь долгосрочные цели менее чем на пять лет. ~ В то же время вам необходимо перевести все свои цели в краткосрочную перспективу (квартал — месяц — неделя — день), сосредоточиться на эффективности бизнеса. ~ Стратегические цели имеют планы изменений. Но не меняйте цели. ~ У вас есть большие цели — есть понимание того, какие решения нужно принимать. ~ 2. оптимизировать финансовые потоки ~ есть деньги в кассе и на расчетном счете — бизнес существует. ~ Я рекомендую, принимая во внимание ситуацию, в которой мы сейчас находимся, изменить прогнозируемый бюджет доходов и расходов. И лучше иметь два бюджета — антикризисный (доходы упадут на 30%) и «черный» (упадут на 50-60-70%). ~ Подсчитать все, а затем пересмотреть бюджет на апрель в конце марта. Обзор конца апреля на май и т.д. ~ Изменение и РДС. Мы каждый день держим руку на пульсе: какие платежи будут поступать ежедневно и какие обязательства — ежемесячные, еженедельные, ежедневные. На мой взгляд, самое худшее, что есть у владельца бизнеса, — это отрицательный денежный поток. ~ И оптимизация очень важна. Мы даже смотрим на мелкие расходы — что вообще необходимо, а что пока откладываем. ~ 3. изменения в материальных стимулах
У 95% компаний в России самые первые расходы, которые берет на себя бизнес, — это фонд заработной платы. ~ Осенью 2008 года у меня было 50% в бизнесе в бизнесе — постоянная сумма и 50% — были единицы. Например, для подразделений, например, бухгалтерии, где постоянная величина достигала 80%, то есть мне приходилось каждый месяц искать значительную сумму, чтобы платить людям Постоянная, а все остальное — переменная. Пришло время провести сильные структурные изменения в руководстве. Необходимо изменить систему мотивации: Никто в компании не должен работать при 100% окладе только по сдельно-премиальной системе. Эта система дает супер-результат, команда сплачивается. Более того, теперь многие сотрудники будут держаться за свою работу, за свои рабочие места, за свои компании. Уходите от так называемых «интересантов», ни к чему хорошему они не приведут, особенно в отделе производства и продаж. Если вы этого не сделаете, вы можете «утонуть», пусть сейчас, но через шесть месяцев, через девять месяцев. ~ Вам нужно быстро восстановиться. ~ Антикризисная мотивация — это когда у всех сотрудников есть два важных показателя: финансовый (например, маржа или операционный доход, EBITDA, EBITDA даже чистая прибыль) и те, на которые он непосредственно влияет. И это особенно важно для бэк-офиса. ~ Антикризисная мотивация — это когда у всех сотрудников есть два важных показателя: финансовые (например, дебиторская задолженность по счетам ~ Теперь активизируются мошенники: Дайте мне что-нибудь для реализации, я заплачу вам позже. Здесь нужно быть очень аккуратным. Если у вас есть надежные партнеры, предоставьте им отсрочку платежа. Здесь сказывается масштабирование, закупки. Но просроченная дебиторская задолженность представляет угрозу, особенно сейчас. ~ И многое другое. Вы не можете никого подвести. Вы должны быть надежным и ответственным. ~ 5. склад, неликвид, резервы ~ С одной стороны, это угроза, замороженные финансовые ресурсы. А с другой стороны, вопрос в том, если нет предложения с Запада, а у вас хорошие запасы: повышать цены или нет? Конечно, это будете решать вы, но с учетом того, что евро-доллар подорожал, цены в таком случае должны набираться или стабильно или сразу повышаться. А если у вас валютный контракт, и вы должны платить завтра, вам придется поднять цены. ~ Однако, если ваш склад заточен, и у вас снизилась покупательская способность, это опасно. Возможно, вам придется устроить распродажу по доступным ценам. ~ Или так — списали и забыли. ~ 6. Инвестиции ~ Есть сейчас, я думаю, что вам нужно заморозить или заморозить, если вы курс. Не работайте на внутреннем рынке. Сейчас — жесткий отрыв от Запада и длительный срок. Да, мы проникаем, мы будем искать какие-то возможности, пробелы. Например, открыть компанию в Казахстане, в Азербайджане или поехать в Израиль, Турцию. Да, стоимость логистики растет, но вы поддерживаете отношения с западными партнерами и делаете что-то сейчас. ~ Если у вас есть российское производство, вы можете и должны рассматривать инвестиции уже сейчас. Идите к властям, просите кредиты под 3-9% и занимайтесь импортозамещением. ~ Есть также перспектива сотрудничества с Китаем, Индией, Кореей, в целом с Юго-Восточной Азией. Вам нужно проработать различные варианты. ~ Подчинить риски. Цель — выжить. Нажимайте, как пружина. Тогда мы будем играть.
Общественные сети находятся в опасности, и внезапно интернет отключается? Есть возможность, мы вернемся к баннерам, билбордам, отечественному телевидению — центральному, региональному. В этот момент крупные рекламодатели уйдут с телевидения, телевизионные бюджеты быстро рухнут, и появятся заманчивые предложения по рекламе.
Вопрос: Что на самом деле происходит с маркетинговыми расходами? Во многих бизнесах они довольно разумны (я, например, вкладываю 10% валовой прибыли в маркетинговые расходы). Я думаю, что в эти трудные времена можно что-то сократить или улучшить. Но не отступайте от маркетингового рынка! Если это довольно сложно, то можно улучшить максимум 50% маркетингового бюджета. Но 50% — вперед! Онлайн — абсолютно и эффективные способы коммуникации. Проведите мозговой штурм, определите, что именно вы будете создавать. Но уходите, повторяю, не уходите!
Реклама необходима, чтобы сохранить существующих покупателей и частично заинтересовать новых.
Мои индивидуальные способности: мы разделили всю нашу клиентскую базу по системе ABC (любимые, дорогие и элементарные клиенты), рассматривая LTV не как спасение, а как маржинальный выигрыш. Выделены 100 «золотых» покупателей, которые дали нам наибольшую маржинальную выгоду и распределены между руководителями. Я сам взял для себя 25 покупателей.
- Да, трейдер работал с каждым покупателем, включая РОПы. Но я сам отвечал за «своих» клиентов.
- Так что действительно стройте, защищайте (звоните, подтверждайте, как дела, поздравляйте любимую команду с победой…), но ни в коем случае не позволяйте этим платежеспособным покупателям покинуть вас.
- И следите за новыми внедрениями. Здесь вам нужно предоставить кому-то скидку и т.д.
Цель — сохранить клиентов! В связи с тем, что в большом мире самыми важными активами владельца являются:
Сотрудники
Клиенты
Партнеры
Финансы.
Необходимо, чтобы эти активы поддерживались и были организованы таким образом, чтобы они функционировали эффективно.