Первый угон самолета СССР за границу произошел 15 октября 1970 года. В тот день двое террористов — отец и сын из Литвы — угнали пассажирский самолет и вынудили экипаж совершить посадку в Турции. Во время этого полета впервые в истории советского авиасообщения погибла и 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко. После трагедии резко ужесточили меры безопасности в авиации: в аэропортах начали контролировать багаж пассажиров, а пилотов и бортпроводников проинструктировали, как вести себя в случае угона самолета.
До этого сесть в самолет Аэрофлота было не сложнее, чем в троллейбус или трамвай. Экранов с металлоискателями не было, а пронести на борт оружие и взрывчатку не составляло труда. Этим воспользовались похитители.
15 октября 1970 года после приземления в Батуми состоялся регулярный рейс из Сухуми в Краснодар. На борту находились 46 пассажиров, в том числе 17 женщин и 4-летний ребенок, а также пять членов экипажа. Время полета до Батуми было всего полчаса. Через десять минут после взлета мужчина и подростки, сидевшие в первом ряду прямо за кабиной пилотов, вызвали бортпроводницу и, показав свое оружие, приказали пилотам передать записку с просьбой лететь в Турцию. Надежда Курченко отказалась выполнять требования террористов. Она крикнула «Атака» и попыталась преградить террористам путь в кабину, но погибла от первого же выстрела.
Затем была массовая стрельба в кабине и кабине экипажа, всего было произведено 24 выстрела. Тяжело ранены командир самолета Георгий Чахракия (ракета повредила позвоночник) и штурман Валерий Фадеев. Бортинженер Ованес Бабаян был ранен в грудь, выжил только второй пилот Сулико Шавидзе. Пострадавшему экипажу удалось посадить самолет в турецком городе Трабзон, у которого было достаточно топлива.
Похитителями оказались Пранас и Альгирдас Бразинскас. 46-летний Пранас, бывший продавец, ранее судился в Вильнюсе за кражу. Его сыну Альгирдасу на момент нападения было всего 15 лет. Они были вооружены пистолетами и охотничьим ружьем, у старшего угонщика на груди висела граната. Во время полета старший Бразинскас управлял пилотами в кабине, а сын с дробовиком присматривал за пассажирами в салоне.
После приземления самолета Бразины были задержаны турецкими властями. Раненым членам экипажа была оказана медицинская помощь, а пассажиры были немедленно отправлены обратно в СССР. Чуть позже турецкие власти передали тела погибшей бортпроводницы, раненых пилотов и самолет. Кстати, все пассажиры и члены экипажа отказались оставаться в Турции. Турки отказались возвращать бразильских террористов на родину, решив преследовать их сами.
По воспоминаниям советских дипломатов, США весьма активно противодействовали экстрадиции Брасинскаса из Турции в Советский Союз. В переговорном процессе участвовали даже американские сенаторы и члены Палаты представителей США.
Старейшина Бразинскас объявил себя участником «Литовского движения сопротивления», которому в СССР грозит смертная казнь. На суде он утверждал, что его заставили вступить в воздушную перестрелку с двумя агентами КГБ, которых он и его сын убили.
Тогда не было ни личного досмотра, ни металлодетекторов, так что пронести пистолет в салон было несложно.
Турецкий суд был снисходителен, приговорив отца к 8 годам лишения свободы, а сына к 2 годам как несовершеннолетнего. Старейшина Бразинскас был освобожден через 4 года по амнистии. Отец и сын переехали из Турции в Южную Америку, а оттуда в США, где их задержала местная литовская диаспора. Мужчины сменили имена: младший стал Альбертом Виктором Уайтом, а старшего — Фрэнком. В 1983 году они получили американское гражданство. Они подрабатывали малярами, торговцами оружием и мелкими торговцами.
Надежде Курченко, погибшей стюардессе, в Сухуми установили памятник, и парк был назван ее именем. Фото: РИА Новости
Советские власти пытались вернуть бандеровцев на родину, но, к сожалению, безрезультатно. В 1982 году Государственный департамент США объявил, что отцу и сыну Бразинских было отказано в предоставлении политического убежища и они были выдворены из США. Однако на вопросы советских властей, куда и когда они были вывезены, Федеральная служба иммиграции и натурализации США так и не ответила. На самом деле Пранас Бразинскас и его сын получили документы на новые имена и поселились в Санта-Монике, штат Калифорния.
5 февраля 2002 года 46-летний Альгирдас после очередной ссоры убил своего 77-летнего отца. В суде выяснилось, что погибший до последних дней боялся мести со стороны советских спецслужб. Из-за этого у него были вспышки неадекватного поведения. В его доме было много оружия, которым он часто угрожал своим соседям. Он даже несколько раз приводил в отделение милиции «агентов КГБ» — по сути, простых прохожих, которым не понравилось то, что он увидел на улице. В последний день Пранас навел пистолет на сына, видя в нем советского агента. В ответ он восемь раз ударил его гантелью по голове. Убийца вызвал полицию только через день. В итоге Альгирдас получил 16 лет за умышленное убийство.
«Альгирдас сообщил: «После теракта была усилена безопасность самолетов, и впервые была предпринята попытка отдать приказ о сопровождении авиалайнеров сотрудникам правоохранительных органов — людям, рассаженным под видом пассажиров. — Конечно, это не помогло и центр быстро умер. Потому что действовать против вооруженных преступников в замкнутом пространстве смертельно».
Тогда же, по словам эксперта, также были введены ограничения по багажу, начался аэропортовый контроль, авиабилеты стали продавать вместе с паспортами, а двери кабины укрепили, а в самолетах установили «глазки». «Надо сказать, однако, что основные меры по усилению системы авиационной безопасности были введены уже в 2000-е годы. После серии терактов», — сказал Александр Михайлов.
«Стоит отметить, что в истории нашей авиации было около 200 угонов самолетов и терактов. При этом более 500 предотвращено – на стадии фабрикации. — добавил генерал ФСБ.