Как не съесть собаку. Почему корейцы перестали защищать свою кулинарную традицию

Южнокорейцы уже давно возмущены тем, что западные борцы за права животных хотят лишить их права есть собачатину. Они приводили веские доводы в пользу нормальности своего вкуса. Но теперь эта привычка исчезает сама собой

Активисты движения за права животных из групп «Волна освобождения животных» и «Последний шанс для животных» протестуют против торговли собачьим мясом. Сеул, июль 2018 года Фото: Эд Джонс / AFP

В четверг, 22 ноября, корейские власти начали демонтаж главных собачьих скотобоен страны в мегаполисе Соннам. После давления со стороны защитников прав животных земля, на которой ранее располагались 6 скотобоен, где забивали собак для обслуживания специальных кафе и ресторанов, в обозримом будущем будет лишена надлежащих помещений и оборудования, а городские власти намерены и дальше уничтожать пространство парка.

В прошлом году в Сеоннаме были уничтожены кустарные собачьи бойни, которые работали на территории регионального рынка Моран, считавшегося одним из главных центров продажи собачьего мяса в Южной Корее. Несмотря на подобные меры, перепродажа самого собачьего мяса по-прежнему разрешена. Торговцам разрешалось предоставлять покупателям на выбор не только живых собак, которых затем забивали и разделывали на месте. Подобно сегодняшнему закрытию скотобоен, которые снабжали рестораны мясом собак, это буквально не означает, что сами эти рестораны механически закрыты. Собачье мясо в настоящее время, как выяснилось в Корее, находится в серой зоне — его не запрещено есть, но все чаще его стыдятся. В то же время за последние десять лет появился аналогичный статус для собачьего мяса. И это заставляет нас задуматься о том, есть ли в нашем мире какие-то незыблемые обычаи и идиосинкразии, и оправдывает ли защита привычек те усилия, которые каждый раз приходится прилагать.

Содержание

Олимпия без вкуса собачьего мяса

Если вы зададите жителю Российской Федерации вопрос о том, в какой стране едят собак, ответ почти наверняка будет корейским. Помимо того, что собачье мясо абсолютно разрешено в кухне некоторых регионов Китая, а также употребляется в пищу в Юго-Восточной Азии, Корея оказалась тем местом на земле, с которым у «просвещенного мира» существует тесная связь в плане поедания собак. И это не в последнюю очередь связано с тем, как сами корейцы справляются со своими кулинарными привычками на протяжении как минимум 30 лет. Но в последние годы также велись дискуссии о том, насколько разрешено и допустимо использовать собак в пищу. Одним из значительных поворотных моментов в свое время стала подготовка государства к Олимпийским играм 1988 года в Сеуле, во время которых власти готовились к приему делегаций со всего мира и всячески старались исключить все, что могло бы опорочить имидж государства в глазах иностранных гостей. Именно в этот период было принято решение убрать с центральных улиц города рестораны и закусочные, где подают собачье мясо, и перенести их куда-нибудь во дворы. В этот период заключение властей было встречено с возмущением. Защитники классических ценностей считали, что власти проявляют непозволительную угодливость по отношению к иностранцам и что действительно нет необходимости играть на эмоциях гостей, когда речь идет об обычной государственной еде. В общем, заботясь о репутации государства, власти пошли еще дальше и в 1988 году объявили кормление убойных собак и производство собачьего мяса незаконным. Однако за несоблюдение этого закона не было применено ни малейших санкций. Влияние государственных служащих, так сказать, подчеркивало, что правительство действительно сохраняет некую неловкость от существования привычек, но не будет работать с прямыми запретами.

Официантка в ресторане в Сеуле подает собачье мясо французским лицеистам, 12 апреля 2002 года. Французские активисты осудили потребление собачьего мяса в Корее и активизировали свою кампанию перед финалом чемпионата мира по футболу Фото: Kim Jae-Hwan / AFP Было возмущение. В то же время, конечно, критика со стороны иностранцев вызывала особое раздражение. Кампанию против забоя собак на мясо в Корее долгое время возглавляла Бриджит Бардо, которая посвятила себя защите прав животных после ухода из киноиндустрии. Она публично назвала эту традицию «варварской». В ответ Бардо получил тысячи возмущенных писем, авторы которых советовали представителю страны, где едят улиток и лягушек, не обсуждать ничьи кулинарные традиции. ~ Когда Южная Корея совместно с Японией должна была принимать Чемпионат мира по футболу 2002 года, ФИФА обратилась к республике с требованием запретить торговлю собачьим мясом и блюдами из собак из уважения к чувствам гостей Чемпионата мира. В ответ группа корейских парламентариев выступила с инициативой немедленно сделать продажу собачьего мяса снова легальной в знак протеста против бесстыдного вмешательства в дела страны. В корейском обществе того времени были противники употребления собачьего мяса, которые скептически относились к ценности этого обычая. Тем не менее, голос защитников традиции был силен. В конце концов, их можно понять. Употребление собачьего мяса ничем не хуже любого другого. Более того, в Корее рядом со шпицами используется особый вид собак, традиционно выведенный специально для последующего забоя — с этими собаками не устанавливают личных отношений, они не являются членами чьей-либо семьи. Трудно сказать, каким характером и интеллектом обладает собака, которая на протяжении многих поколений отбиралась исключительно по качеству мяса.~The Dog Comes Into The House~Несмотря на это, на все эти вполне веские аргументы, которые могли бы позволить продолжать есть собачье мясо тем, кто считает себя здравомыслящими традиционалистами, что-то в корейском обществе начало меняться само по себе. ~Когда Корея готовилась к новому крупному спортивному событию — Олимпийским играм в Пхенчхане, организаторы предпочитали говорить о поедании собачьего мяса как об умирающей традиции. Председатель оргкомитета Пхенчхан-2018 Ким Чжин Сон ответил на вопрос, заданный ему во время Олимпиады в Сочи, сказав, что не ожидает протестов против поедания собак в этот раз, поскольку в настоящее время никто в стране не ест собачатину. В любом случае, он не знает ни одного такого человека в своем окружении. Конечно, открытая уловка государственного служащего не требует раскрытия. И все же есть некоторые причины даже для такого отрицания очевидного. Действительно, корейцы едят все меньше и меньше собак и склонны прислушиваться к аргументам тех, кто запрещает собачье мясо. Согласно опросу 2015 года, 37 процентов южнокорейцев заявили, что едят мясо собак. Это значительно меньше, чем в предыдущие годы. В 2017 году 70 процентов респондентов заявили, что не едят собак. В то же время среди молодежи доля тех, кто отвергает собачье мясо, достигла 80 процентов.

Не все, кто больше не рассматривает собак в качестве источника пищи, считают необходимым полностью запретить собачье мясо. Тем не менее, резкое снижение интереса к этому аспекту национальной кухни действительно заметно. В основном это объясняется тем, что изменилась сама Корея. Собака стала обычным домашним животным в сельской местности; в прошлом собак редко держали дома из-за традиций и уровня жизни. Это означает, что психологическое отношение к употреблению мяса изменилось. Самое главное, Корея стала экономическим гигантом, широко встроенным в мировую экономику, ее молодежь, по крайней мере, образованная ее часть, видит себя в глобальной повестке дня. Ему просто не нужно придерживаться весьма спорного кулинарного обычая, который вызывает недоумение или, наоборот, нездоровый интерес у иностранных собеседников. Теперь нежелание убивать собак, чтобы съесть их, — это не стереотип, навязанный им извне, а просто нормальная часть убеждений образованного городского жителя. Более того, полулегальный статус собачьего мяса также влияет на способ его продажи на менее престижных рынках и в специализированных ресторанах. Это также может работать как ограничитель. Так или иначе, сами владельцы таких ресторанов говорят о том, что спрос на блюда для собак неуклонно снижается. Это становится особым удовольствием для пожилых людей, которые не желают отказываться от старых привычек. ~ Существуют серьезные аргументы в защиту неоднозначной традиции. Они могут быть сентиментальными или чрезвычайно рациональными. Когда такая традиция подвергается критике со стороны постороннего человека, это вызывает инстинктивный протест. И для такого протеста тоже есть причина: посторонний человек может оказаться лицемером или просто не очень умным. Однако все это ни в коем случае не является причиной для того, чтобы навсегда остаться с такими брекетами. Иногда можно просто стать немного богаче, посмотреть на мир немного шире, и тебе самому больше не захочется есть собак. В каждой культуре хватает таких «собак».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com