Как научиться понимать классическую музыку?

Вся музыка основана на одних и тех же базовых принципах. И хотя для понимания классической музыки требуется немного усилий, она все же доступна для понимания большинства. ~ Основные понятия: высота тона, ритм и тембр. Фактически, вся музыка создается на их основе. В то же время музыку можно сравнить с произведениями изобразительного искусства следующим образом. Ритм — это черно-белая графика, ритм плюс шаг — графика, как на плакате. А с добавлением различных тембров, звучащих друг за другом или одновременно, мы уже получаем настоящую картину. Все описанные элементы абсолютно понятны каждому. ~ В то же время, самым популярным элементом является только ритм. По простой причине — все мы живем какими-то ритмами, поэтому они нам близки.~ Далее по сложности идет сочетание ритма и высоты тона. Эта комбинация уже образует то, что называется мелодией. Это явление также абсолютно понятно и близко нам. Мелодия родилась из человеческого языка. И сегодня в китайском языке существует формальное понятие тона, высокого или низкого. И от этого зависит смысл сказанного. В древнекитайском языке, как правило, было пять тонов с разной высотой тона. ~ Понятие тембра также близко нам. Наиболее близким и понятным является тембр человеческого голоса. С раннего детства мы слышим голос матери, включая пение колыбельной. Поэтому самым популярным жанром музыки является пение в различных формах и сопровождениях. Но к остальным тембрам тоже нужно привыкнуть. Поскольку поп-музыка навязывается нам, электронные тембры гитар и синтезаторов обычно близки нам. Рок-музыка и джаз также добавляют некоторые акустические инструменты, такие как гитары, духовые, фортепиано. Электронные тембры довольно плотные по сравнению с чистыми и прозрачными тембрами академических инструментов. ~ Музыка влияет на нас через воздействие на эмоции. Ассоциация является инструментом этого влияния. При этом может передаваться не только эмоциональная, но и событийная информация. Ассоциации, которые вызывает музыка, могут быть вызваны различными тембрами, ритмами и тонами. Например, быстрая танцевальная музыка с высоким тоном ассоциируется с радостью, весельем, а медленная мягкая музыка — с похоронами. ~ В контексте методов воздействия на сознание музыку можно разделить на два направления. Это программная и непрограммная музыка. ~ Программная музыка обычно уже имеет в своем названии какую-то программу. Например, «Метель», «Тройка», «Балет невылупившихся птенцов», «Диалог ветра и моря», «Пасторальная симфония». Во всех этих работах авторы вызывают ассоциации с этими явлениями. И программа говорит нам, что искать в музыке, что в ней понимать.~ Любое симфоническое произведение, имеющее пояснительный текст (опера, балет, симфоническая поэма и т.д.), может быть классифицировано как программная музыка. В случае хорошо написанной фоновой музыки для поп- и рок-песен такие ассоциации можно найти и в тексте песни. То же самое относится к романсам и народным песням.~ В непрограммной музыке все гораздо сложнее. Она более абстрактна. Но это дает больше простора для воображения. В такой музыке нужно следить за развитием тем. Здесь мы видим еще один важный элемент музыки крупных форм, таких как сонаты или симфонии, — тему.

Основные понятия

Содержание нашей собственной природы рассматривается как продукт нашей любви к мелодии. Только содержание симфонического произведения может быть гораздо сложнее, чем этническая песня. Содержание имеет возможность быть полифоническим и состоять из различных мелодий. Как правило, венские классики, чтобы содержание запоминалось и узнавалось, исполняли тему в постоянном обличье на разных инструментах и на разных звуковых маунтах. Они также иногда добавляли (обычно в начале) оригинальный позывной к требуемой теме. Короткий, в серии нот, запоминающийся мелодический фрагмент. Такой позывной позволяет среди всевозможных изменений легко распознать, что контент прошел в развитии. Когда создатель музыки хочет продемонстрировать то или иное изменение в тексте, он меняет тембр звучания, добавляет или убирает инструменты.

Например, известное произведение Сен-Санса мы будем понимать как «Карнавал животных». Создатель обозначает его подзаголовком «Зоологическая фантазия». Этот программный продукт предлагает поочередно несколько животных. Вначале произведение считалось сатирическим, а животным отводилась та же роль, что и в баснях. Музыка ассоциируется со словом читателя, который комментирует происходящее.

Для каждого животного создатель предлагает свой контент (каждый в течение 2 минут). Используется комплекс инструментов, но для каждой темы выбирается более характерный инструмент (тембр), темп и мотив.

Например, в теме «Курочка и петушок» рисуются щелчки резких звуков скрипок и фортепиано. Кудрявый Петушок рисует кларнет (деревянный духовой инструмент). Это достаточно плоское соединение. Такое же плоскостное соединение используется в переплете 2 звуков кларнета к образу «Кукушка в глубине леса».

Начинаем учиться

Тяжелое образцовое расширение рисуется через низкие медленные звуки контрабанды. Это уже образная связь. Огромный инструмент с низким звуком связан с чем-то большим, и название дает нам намек на то, что именно. Треск костей «окаменелостей» рисуется резкими звуками ксилофона.

Еще более отдаленное общение — это плеск воды в пространствах аквариума и лебедя. В аквариуме вода поступает через переливы пианино и чили, звучащие как колокол. Последний инструмент иногда используется в музыке для создания специфических звуковых эффектов. В «Лебеде» волнующее движение фортепиано рисует воду, а мягкий мотив виолончели рисует большого лебедя.

Отдельно существует номер «Пианисты». Это уже достаточно сложно, напряженно. В нем 2 пианиста играют на рояле палетки. И интенсивность темы показывает нам, как мы относимся к безграничным гаммам соседа-пианиста.

В последнем «финале», который представляет собой хоровод всех представленных ранее животных, мы видим, как исчерпавшие себя темы замечаются в абсолютно свежей теме хоровода. Это наглядно показывает, как любой шанс повлиять на темы друга в развитии.

В больших формах происходит на подобии симфоний примерно то же самое. Только формирование гораздо более сложное и долгосрочное. Там содержание имеет возможность прорасти свежим ритмом. Создатель имеет возможность обновить мелодию дополнительными орнаментами. Добавлю еще, что в симфониях и сонатах каждая часть достаточно обособлена, и темы, звучащие в 1 части, иногда звучат в последней. В каждой части это не очень большое число. До 4-х с этими модераторами только двое. Они должны в чем-то контрастировать. Например, в темпе. Небольшие работы происходят так же.

Конечно, большие формы традиционной музыки, такие как сонаты, симфонии, спектакли, поэмы и т.д. Очевидно, что рассматривать «Карнавал животных» гораздо сложнее. В своей необходимой визуальной составляющей эта мелочь считается тональностью ладони. Гармония может порождать печаль или торжество, а тональность показывает, как далеко зашел творец в своем развитии темы. Но эти мнения — нечто особенное, не самое прекрасное, что хороший творец в своей собственной музыке доносит до слушателя то, чего он на самом деле хочет. Но плохое не обязательно слушать.

Пример применения тембра в темах и ассоциации

Изучать классику лучше, чем другие, начинать с непритязательной и более мелодичной музыки Вивальди, Корелли, Альбинони. Их выступления обычно длятся 10-15 минут. После этого можно перейти к музыке венских композиторов, а затем к более богатой и романтичной немецкой, образной французской или близкой к реальности русской музыке 2 пятидесятых годов 19 века. Музыка конца 19 — начала 20 века чрезвычайно сложна для восприятия. Но, конечно, не все.

Удачи вам в выборе и прослушивании хорошей музыки, чем известной, например, «серьезной». Все основано на 1 законе.

Заключение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: