Иллюстрация: Бриджмен / Фотодом
Поделиться:
Об этой несколько манипулятивной, но почти на 100% эффективной методике я писал на Snobie несколько лет назад (наверное, в комментариях). Это актуальная проблема, с которой ежегодно сталкиваются сотни, если не тысячи родителей школьников и первоклассников в нашей стране.
Три живых голоса:
— Доктор, помогите мне, пожалуйста, я просто не знаю, что делать! Он говорит, что моя Пиетия — идиотка, и ему приходится ходить в школу для умственно отсталых, но я знаю, что он не идиот, он все делает медленно. Он всегда был таким, в детском саду тоже. Вам разрешено есть и одеваться. Если его не торопить, он решит все эти задачи и даже найдет ошибки в диктанте… Не все, конечно… но найдет! А если его поторопить, он просто впадет в ступор. И она говорит, что не может его все время ждать, у нее в классе еще 35 учеников…
— Мы прошли комплексные обследования и консультации у лучшего невролога города. Сказал, что противопоказаний нет, ребенок интеллектуально старше своего возраста, просто очень подвижный. Я специально выбрал школу и учителя, который, как говорили, мог заинтересовать детей. А ТАКЖЕ? Сейчас, в середине второго класса, говорит, что программа средней школы не устраивает Валентина, не соблюдает классную дисциплину и мешает остальным детям усваивать материал, поставит ему минус и передаст дело в школьный совет, но он может ничего не сдать, если мы просто согласимся на плавный переход в другую школу с нормальной программой. Но уезжать не хочется, школа хорошая, Валентин привык к детям и к учителю, и по всем предметам иногда не справляется, а иногда на пятерки! А разве работа учителя не в том, чтобы обеспечивать дисциплину в классе?!
— Танцы такие нервные, плачет, когда кайфует… Говорит: дети кричат, портятся, не могут сосредоточиться. И он возвращает чистый лист, а учитель говорит: он не усваивает материал. Но Танечка любит ходить в школу, и ее друзья и учителя, у нее небольшие группы по английскому языку, и она там хорошо учится, и в работе, и в рисовании… Мы просто не ходили в детский сад по состоянию здоровья, так что ей может быть труднее привыкнуть, чем другим. А учитель говорит: я не могу это отдельно объяснить, у меня есть другие дети, они ходят в домашнюю школу. А теперь Таня хочет быть со всеми, она уже дома приболела! Я бы хотел, чтобы мы могли это сделать.
Так что у ребенка есть реальные проблемы в начальной школе: гипер- или гиподинамический синдром, нарушения концентрации внимания, дисграфия, что-то еще, но реальных противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе нет. Но в то же время ваш ребенок мешает учителю: он отвлекается, у него плохая оценка, он отвлекается, тормозит и т. д. И здесь учитель явно готовится «слить» его с классом или школой. И ты хочешь сохранить его. В этой школе, в этом классе, с этим учителем.
Что вы не хотите делать?
Вините учителя и требуйте «индивидуального подхода» к своему ребенку. Опытные учителя начальных классов говорили мне (и я им верю), что если в классе три «электрика» и один «тормозильщик», то работать еще можно, но на пределе. Если их больше, невозможно проводить занятия (основная задача преподавателя). Единственным выходом в этом случае является удаление статиста из класса любыми способами. Вы должны убедиться, что это не ваш ребенок.
Вы покупаете блокнот с яркой картинкой и игрушку, которую часто можно увидеть на автомобильных торпедах — эдакий зверюга с головой, висящей на крюке. Машина движется, голова кивает.
Научитесь долго и ритмично кивать головой, как это делает купленный зверь.
Вы берете купленную вами ручку и блокнот и идете к Марии Петровне.
Постоянно качая головой, как эта скотина, вы говорите, обходясь вежливой, даже лестной фразой, что-то вроде следующего:
— «Марья Петровна, я знаю, что у моего ребенка есть проблемы. С ним нелегко. Мы над этим работаем, работаем каждый день, ходим к психологу и т. д. Но, Мария Петровна, ничто не заменит совет опытного педагога, который каждый день видит ребенка. Подскажите что делать, напишу.
Марья Петровна вам что-то скажет и запишите. Если это имеет смысл, сделайте это.
Официально спрашивайте ребенка об его успехах каждый день.
Через три недели (время доказано более чем десятилетней практикой: реже — забывает, чаще — скучает) вновь явиться перед Марией Петровной и сказать:
— «Марья Петровна, все делаем, как вы сказали. Вы что-нибудь заметили? Подвижки есть?»
— Не очень, — честно говорит Марья Петровна.
— Больше мудрости! Вы кричите, глядя на своего босса и ритмично качая головой. — Я записываю ее ежедневно, как молитву «Отче наш».
Марья Петровна работает мало и хорошо.
— Свет истинного знания воссиял перед моим внутренним взором! — радостно заявляете вы и приступайте к работе.
8. Повтор из седьмого эпизода. С одной поправкой: Марья Петровна чувствует себя немного неловко (ты уже больше месяца действуешь по ее указке) и говорит (врет):
— Возможно некоторое улучшение, но незначительное…
— О радость! Больше мудрости. — Вой, схватив блокнот и качая головой.
9. На следующий день Марья Петровна бессознательно смотрит на вашего ребенка (мать так старается!) и подсознательно дает ему небольшую помеху (подольше ждать ответа, если это «тормоз», дает возможность подобрать отвлекающие факторы и т.д.) Ребенок получает неожиданное поощрение и он отвечает или успешно выполняет задание, а она ему говорит: вот видишь, ты сможешь!
Вечером задаешь ребенку рутинный вопрос об его успехах, а он радостно отвечает: «Марья Петровна меня сегодня похвалила! Она сказала, что я справлюсь!
«О! — говорите вы. — Процесс пошел. Я знал, что так будет. Заяц, мы с вами хорошенько подготовимся к завтрашнему дню, чтобы не разочаровать Марью Петровну. Вы поднимете руку и… я Верю в тебя, Банни!»
10. На следующий день Марья Петровна чувствует себя неловко (из подсознания выходит вчерашний «финт») и, увидев поднятую руку, решает проверить свои чувства. Но ребенок на самом деле реагирует лучше, чем обычно! Она так не думала, а это значит, что вчера не было серии! Стало действительно лучше, благодаря ее рекомендациям и настойчивости мамы следовать им! Ребенок получает полную возвышающую похвалу (хотя Марья Петровна хвалит не только и не столько его, но себя и вас), которую она, конечно, повторяет дома. Все довольны, ребенок полон энтузиазма и готов к новым свершениям.
11. Вы бежите в школу с тетрадью и, беспрестанно кивая, благодарите Марью Петровну, не забывая просить еще мудрости.
— Да-да, у нас много работы! — строго говорит Марья Петровна, но глаза ее светятся добротой.
12 В этот момент петля обратной связи замыкается. Ты и твой ребенок теперь счастье и достижение Марьи Петровны. Коллегам говорит: «Берите Васю! Одна проблема с выгулом! Но если семья борется, не сдается, мама готова слушать настоящих специалистов (меня!) и выполнять рекомендации, даже зайца можно научить ходить». бить в барабан!»
Вася еще опаздывает на письма, путает подлежащее со сказуемым и болтает с соседями, но его охватила петля обратной связи: Марья Петровна его любит и ценит, а он подтянул учебу и больше не летает с бумажными голубями по всему дому. класс, чтобы не расстраивать учителя.
Ложка дегтя: Марья Петровна кого-нибудь «бросит» (надо работать). Но это будет не твой ребенок. Вы не теряете свое собственное счастье.