В 2021 году столица заняла первое место в мире по производительности городского транспорта по версии консалтинговой компании McKinsey. Как рассказал в этот период заместитель мэра столицы по вопросам автотранспорта Максим Ликсутов, жители мегаполисов все больше доверяют автомобильному транспорту: за 10 лет до пандемии доля его пользователей выросла до 70%. В настоящее время столичный Дептранс не только отвечает за безопасный и удобный транспорт, но и поддерживает благотворительные инициативы, социальные и культурные проекты — об этом «Сноб» поговорил с пресс-атташе Дептранса Аленой Ереминой
Алена Еремина Фото: Пресс-служба Дептранса
Ɔ. Во многих интервью вы говорили, что автомобильный транспорт сегодня — это больше, чем просто автомобильный транспорт. Что вы на самом деле имели в виду?
Транспорт — это то, что нас всех объединяет: меня, тебя и Ивана Сергеевича, моего соседа. Буквально каждый житель столицы ежедневно тратит не менее часа на общественный транспорт. Помимо того, что мы должны перевезти вас безопасно, вам должно быть комфортно и интересно в дороге. Время на дорогу из одной точки в другую не должно быть «потеряно» — вы должны успеть загореться своими делами. А если их на данный момент нет, мы готовы поддержать вас и предложить контент, который «заполнит» пространство городского транспорта. В этом нам могут помочь экраны, социальные сети, мероприятия и рекламные акции.
Ɔ. Время от времени информация об инициативах департамента в области общественной работы появляется на канале Deptrans Telegram. Как получилось, что вы решили заняться этим?
В начале пандемии как-то само собой выяснилось, что перспектива сместилась. Мы изменили формат празднования Дня столицы, а затем чиновники начали выдвигать идеи и вопросы. Я очень благодарен своему руководителю Максиму Ликсутову за то, что он просто поддерживал нас в начале, а потом сам предлагал планы, часто давая подсказки к неочевидным выводам.
Вообще говоря, если вы занимаетесь благотворительностью на уровне «мне предлагают спасти трогательного котенка на Instagram», я бы хотел держать руки подальше от этого: Когда вы понимаете, что невозможно помочь всем, вам становится грустно, и вы предпочитаете вообще ничего не создавать. Я убежден, что если людям дать возможность помочь малышам, они сделают это с радостью.
Ɔ. Сделать благотворительность частью своего образа жизни?
Часть повседневной жизни. Мы хотим быть подальше от драматизма и престижа. Почему Дептранс до сих пор не является фондом, мы не собираем деньги — мы пытаемся помочь другими способами. Например, у нас есть портал «Хвосты и лапы», к которому «присоединились» более двухсот приютов для животных. На данный момент это единая платформа, где эти организации публикуют профили животных с фотографиями — можно забежать на сайт, выбрать студента, арестовать его и уже рассматривать его ситуацию.
21 августа был Международный день защиты бескровных животных, и мы провели мероприятие в павильоне МКД на Киевском вокзале — раздавали котят из приюта. Там же выступала зоопсихолог из Центра Юна, она рассказала ребятам, что прежде чем убедить мать арестовать котенка или щенка, нужен аристократизм. Действительно, замечательно, что об этом заговорили — значит, скорее всего, брошенных студентов будет меньше. Всем нужно объяснить, что скот — это, прежде всего, гигантский долг.
Ɔ. Вам когда-нибудь отказывали в предоставлении средств?
Нет. Пока, например, не так много организаций связываются с нами, что, безусловно, удивительно для меня. Но и Максим Станиславович, и я постоянно просим вас связаться с нами, мы действительно взвесим, сможем ли мы договориться по-хорошему.
Ɔ. Вероятно, Дептранс пока просто не связан с благотворительностью?
Это может быть один или два года, и мы начнем с сообщений с просьбами о поддержке. За это время мы должны сделать выбор, но пока его нет. Вообще, у Дептранса есть отличный ресурс — наши каналы по информации в городском транспорте. Часто фондам требуется поддержка только в распространении информации.
Например, консорциум неправительственных объединений дам, которые любят поддерживать жертв домашнего насилия в толпе, имеет Zone. Вполне вероятно, что телефон, который человек заметит на экране, однажды поможет ему в жизни. Мы создали подобный ролик вместе с коллегами из Департамента социальной защиты, когда он, несомненно, помог хотя бы 1 человеку — это уже не напрасно.
Есть сотни довольно сложных вопросов, которые необходимо поднять, о которых можно говорить фундаментально. Однако это должно быть создано грамотно, чтобы не напугать. Как помочь, если у человека случился приступ паники. Зачем фундаментально наблюдать за собственным колодцем? Как поддержать следующего человека со смертельным заболеванием и как помочь самому себе. На самом деле, это психические расстройства и на самом деле то, что можно организовать, чтобы помочь людям интегрироваться в повседневную жизнь. Как решиться на арест скота из укрытия и помочь ему адаптироваться. На данный момент почти все вопросы услышаны. И благодаря НКО и различным чиновникам, есть много материалов. Но проблемы остаются, их также большое количество. И у нас уже есть эти ресурсы, мы считаем, что мы действительно не можем оставаться в стороне.
Алена Еремина Фото: Пресс-служба Дептранса
Ɔ. Какие еще заманчивые планы, кроме некоммерческих, воплотил Дептранс в последнее время? Общественные, например.
В прошлом году с помощью столичного министерства труда и общественной обороны Дептранс добился того, что теперь у женщин есть все шансы работать инженерами метрополитена. Я уверена, что каждая женщина фактически обязана обладать правом работать с тем, с кем она хочет — запретов практически нет.
Ɔ. Был ли у дам запрос на него? Вы писали для себя?
Конечно! Водитель — это, во-первых, высокооплачиваемая специальность, а во-вторых, это романтично. Я общалась с девушками-машинами из первого набора: У кого-то супруг управляет поездом, кто-то из столичной династии, у кого-то мечта о подростках. Конечно, они очень этого хотели.
Ɔ. На данный момент дамы работают только над одним, над файлами — почему?
Около года назад мы заметили 1-го кассира в метро. И дело не в том, что мужчина не хотел работать с кассирами или мы им запрещали, дело в критериях — мужчинам и девушкам нужны отдельные зоны: Раздевалки, душевые, развлекательные зоны. В результате нам пришлось построить отдельное здание для молодых женщин. А с кассиром та же ситуация, только он буквально содержит, например, как дама, право на труд, который он хочет, а наша задача — создать для этого необходимые обстоятельства.
В целом, я верю в то, как сейчас развивается метро, и считаю, что дамы все чаще работают через водителей. У нас есть огромный кольцевой путь метро, который будет худшим между кольцевыми ветками метрополитена мира. Мэр столицы Сергей Собянин не так давно назвал 2 кольцевые ветки — МЦК и БКЛ — «Двумя сердцами Москвы». На мой взгляд, это в самом прямом смысле слова.
Ɔ. Вы сказали по поводу содержания столичного транспорта — это не просто информация на экранах в вагонах метро и автобусах?
Конечно. Это также культурные проекты. Недавно, например, на Северном речном вокзале прошел показ Ульяны Добровской: она вдохновилась метро и создала коллекцию одежды. До этого там был совершенно замечательный концерт Рихтера — из-за ограничений, связанных с коронавирусом, мы не могли позвать туда зрителей и транслировали его онлайн. ~ А сколько у нас было концертов в метро! Максим Станиславович считает, что очень важно наполнить транспорт новым смыслом, создать в транспорте пространство, где возможно все. Поэтому мы интегрируем в транспорт все сферы нашей жизни: культуру, музыку, спорт, любовь.~ Интервью с Эллой Райх ~ Больше текстов о политике и обществе смотрите в нашем Telegram-канале «Проект Сноб — Общество». Присоединяйтесь