Самый старый трамвайный маршрут Москвы – №6. Вагоны с этим номером впервые вышли на дороги 116 лет назад, то есть в предпоследнем веке – 6 апреля (25 марта по старому стилю) 1899 года. В этот день в Москве открылась первая очередь электромобилей. MOSLENTA вспоминает первые московские гастроли.
Самый старый трамвайный маршрут в Москве — маршрут № 6. Вагоны с этим номером впервые отправились в путь 116 лет назад, то есть на столетие раньше — 6 апреля (25 марта по ст. ст.) 1899 года. В этот день в Москве открылась первая очередь электромобилей. MOSLENTA оглядывается на первые московские линии.
#Приставание с освящением воды
Первый трамвай отправился от Бутырской Заставы через Нижнюю и Верхнюю Масловку в Петровский парк. Об этом событии писали все московские газеты. Вот выдержка из одного из репортажей: «25 марта состоялась долгожданная церемония открытия электрического трамвая, заложенного Первой конной железной дорогой на станочной линии от Бутырской Заставы до Петровского парка. По этому случаю , в 16.00 в электропарке у Башилувки состоялась служба с освящением воды перед почитаемой иконой Спаса Нерукотворного и местными святынями.
Загремел медный оркестр. Чтобы посмотреть на диковинку, собралась большая толпа любопытствующих жителей. Событие было отмечено присутствием важных персон: губернатора Москвы Александра Булыгина, директора Московского почтамта, личного советника Константина Радченко, городского головы князя Владимира Голицына, временно исполняющего обязанности начальника Московской полиции, Полковник Дмитрий Трепов, депутаты городской думы.
Паровоз в Воробьеве Горах, 1899 г.
Сегодня трамваи, которые строились в Бельгии в то время, можно увидеть в старых кинохрониках и художественных фильмах. Они были обычные, с деревянными сиденьями и «ручками» для стоящих пассажиров. Зимой внутри было морозно, поэтому об отапливании трамваев никто и не думал.
Трамваи ходили редко, поэтому вагоны были переполнены. Тем, кому не хватило места в трамваях, приходилось садиться на спину. Это было опасно, но бесплатно…
До 1912 года конки — вагоны, запряженные лошадьми, — более-менее уживались. Этот вид транспорта приносил московской казне значительные финансовые ресурсы, и пассажиры поровну разделяли их предпочтения. Даже тогда был ретроград.
Однако постепенно выяснилось, что на старой машине далеко не уедешь. Троллейбус сменили конки, ямщиков переквалифицировали в извозчиков, а кондукторы продолжали кричать остановки и рвать билеты.
###От рассвета до заката
Наконец, 6-я линия добралась до центра, на Охотный Рыж, где продолжилась до всегда довольно оживленной Каланчувки, а затем до улицы Краснопрудной. Его окончание было в Сокольниках, тогдашнем средневековом пригороде Москвы.
улица Сретенка, 1932 г.
Судьба везде подбрасывала «шестерку»! На Маросейку, Мясницкую, Тверскую, Пушкинскую площадь, Покровку, Китай-город, Зацепу. Много лет трамвай, неутомимый путник, объехал всю Москву.
Молчаливый водитель продолжал нажимать на педали, а кондукторша, обыкновенно экспансивная женщина, в курсе всех столичных новостей, называла остановки, вырывала билеты из свитка, висевшего у нее на груди. «Кроликам» она кричала, пожилым людям и матерям с детьми помогала. Она знала дорогу наизусть и инструктировала вновь прибывших: «Гражданин, сойдите здесь».
#### В город на трамвае ####
В 1944 году пути для «шестерки» продлили на северо-запад. Двухвагонный поезд, «одетый в желто-красное, с номером на голове», мчался с Ленинградского проспекта через Москву в Тушин. Его окончание было на Восточном мосту, где трамваи стояли, как уставшие лошади у водопоя. Волны канала плескались рядом…
Со временем маршрут снова изменился: он пролегал от улицы Марины Расковой — пересечения Ленинградского проспекта и двух улиц — Песчаной и Новопесчаной — до Захарково, до Химкинского бульвара.
В 1950-х и 1960-х годах трамвай курсировал по улице Свободы. Здесь были снесены лачуги и деревянные избы, а на их месте выросли большие дома со светлыми окнами и толстыми стенами. А новичкам было где жить, как никогда раньше, сверкающая кухня и санузел с горячей и холодной водой из-под крана.
Пассажирский салон трамвая 1930-х гг.
Фото: Роман Вуколов/КоммерсантЪ
### «Как жаль, что Шекспир не знал о трамвае!»
Сколько стихов написано о трамваях! Она вдохновляла Арсения Тарковского, Булата Окуджаву, Юрия Визбора и многих других поэтов. Но вот неожиданный поворот в строчках Олега Столярова:
Спешите, спешите, подключение
День и ночь, весь мир в одно мгновение.
Много большого трамвая
Звучит как неземная арфа.
Жаль, что Шекспир не знал о трамвае!
Сегодняшний маршрут 6 введен в 1969 году — от метро Сокол до древнего Братцево, у трамвая 34 остановки, т.е. время в пути 45 минут. Сейчас мало кто ездит на трамвае от петли к петле — метро гораздо быстрее электровоза. В метро же вагоны ходят в хмурой темноте, а из трамвая можно наблюдать за городской жизнью, вспоминать и размышлять.
Маршрут номер 6 причудлив, местами даже загадочен. Временами трамвай скользит по лесным зарослям. Есть короткий, грохочущий отрезок, когда машины тормозят в тоннеле канала им. Москвы, и немного пугаешься при мысли о многометровой воде, нависшей над твоей головой. Затем машина вылетает на эстакаду, являющуюся частью транспортной развязки, и словно устремляется в небо. И вот она мчится по берегу обводного канала. Летом ветки стучат в окно машины и весело мигает солнце, как бы зовя: сойдите в Новопоселковую и окунитесь в теплую воду. А когда освежитесь, продолжайте свой путь.
### Линия интеллигентная и театральная.
Еще одна трамвайная линия, заслуживающая упоминания, — это линия А, которую местные жители ласково называют «Аннушка». Это один из символов столицы и один из самых известных маршрутов не только Москвы, но и всей России. Когда линия была открыта в 1911 году, она проходила по Бульварному кольцу.
«Очередь была интеллигентная, театральная и магазинная, а пассажир был другой — интеллигентный и бюрократический», — писал Константин Паустовский. Трамвай курсирует от Калужской площади до Чистых прудов, и из окон пассажиры могут увидеть многие достопримечательности города.
В 1936 году петлю разъединили и изменили маршрут, а в конце 20 века линию закрыли. Однако в 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы, маршрут А.
В 1912 году начал функционировать маршрут Б, получивший прозвище «Букашка». В 1937 году трамвай заменил одноименный троллейбус. С 2005 года здесь по субботам курсирует синий троллейбус с концертами бардовской песни.
К слову о творчестве. Трамвай вдохновлял не только музыкантов, поэтов, художников, но и кинематографистов. Трамваи стали героями многих фильмов. Среди них «Импрезия», «Приходи завтра», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита», «Девушка без адреса». Здесь герои знакомились друг с другом, вели неторопливые беседы, это было частью их повседневной жизни.