ПАТРИК СТРУНН — доктор философии, директор галереи Thielska Galleriet (Стокгольм).
Пресса, уже давно посвященная моде, стала играть довольно заметную роль из основных источников западной ситуации с модой в 20 веке. Если сравнивать с государствами с развитой привычкой к моде, такими как Франция, Италия, Великобритания или, включая США, то в самосознании Швеции 20-го века мода находилась на периферии. Районные реалии обычно противопоставлялись международным популярным культурам, и эксперты часто бросали, что чувство моды просто никогда не было частью культурной жизни Швеции или шведского духа ума (Lewenhhaup 2004: 222; Sundberg 2008: Ситуация со шведской модой 20 века в целом не очень популярна и не имеет необходимого количества свидетельств, что, вероятно, способствовало более сильному влиянию СМИ, известной культуры и международных биржевых публикаций на литературу о моде.
Я думаю, что хорошо известная ситуация послевоенных десятилетий написана на методологическом фоне, который можно назвать гибридным на пересечении журналистики, научных исследований, а также кураторства, преподавания и т.д. Этот многогранный фон, анализирующий смыслы и нарративы модной ситуации — всевозможные слова, часто иллюстрированные, часто встречающиеся для публики, выставочные коллекции и другие музейные издания, книги по этикету и рекомендации клиентам, коллективные издания, полемические книги и памфлеты, и, наконец, иллюстрированные оценки модной ситуации.
Целью данной заметки является методологическая проверка его, который часто остается без интереса группы слов о моде, принимая во внимание образ в определенной степени. Часто они устанавливают гибридную установку в том, что проект фактически согласно своим собственным источникам и генеалогии, эти слова, идеи и образы имеют возможность принадлежать к различным теоретическим, текстуальным и визуальным жанрам и обычаям. Тест по истории Швеции позволяет взглянуть с точки зрения географической периферии на классическую модную ситуацию и не считаться с этим, не расширять представления о межэтнических связях в этой стране. Сосредоточившись на печатной культуре, мы увидим хорошо известные книги о ситуации и теории моды и как материальные объекты, и как вместилища мыслей, слов и образов. Для осуществления значимого постоянного изучения литературы такой семьи необходима методология, преодолевающая непонятное понимание государственного дискурса и избегающая методов, повторяющих уже сформулированные тезисы о роли и интерпретации моды.
Вышедшая в течение 100 изданий на шведском языке (многие переведены), она посвящена престижной одежде двадцатого века и представляет собой многослойную текстовую ткань, выходящую за рамки национальных границ. Избранные публикации из этой области контекстуализированы здесь и занимают свое место на неоднородном фоне слов, действующих лиц и мест, элементов оглавления послевоенных исследований о положении моды. Тщательное транснациональное сравнение на данном этапе было невозможно, но ссылки на англоязычные версии рассмотренных случаев приводятся в сносках, чтобы указать на более позднее международное распространение. Например, основное внимание уделяется периоду с 1950-х по 1980-е годы, поскольку это более красочное время в ситуации шведской индустрии престижа, но рассматриваются публикации, относящиеся к различным периодам 20-го века. Как можно понять влияние журналистики на ситуацию моды с помощью доктринальных и ситуативных слов? Какое влияние оказали различные международные схемы и методы составления рефератов на изучение ситуации с модой в Швеции?
Популярная история моды. Методологические замечания
Популярная мода и публикации о ней являются частью модной культуры, в которой циркулируют идеи, ориентации, смыслы и взгляды, являющиеся достоянием различных источников. Опасное испытание исторических модных случаев то и дело встречается с удивлением, в том числе и в международном академическом сообществе. Как отмечает специалист в области моды и дизайна Питер МакНил, в последние десятилетия спектр исследований, связанных с модой, расширился, и перед отдельным исследователем стоит задача разумно использовать широкий спектр дешевых материалов (McNeil 2009: xvi). Журналистика и научные исторические или реферативные работы часто оцениваются как отдельные, в том числе противоположные жанры, но они часто пересекаются из-за того, что создатели меняют одну роль на другую, а иногда одни и те же слова и фразы существуют в сфере образов обоих жанров.
В своей собственной крупной работе, посвященной развитию историографической науки о европейской моде и одежде, специалист по модной ситуации Лу Тейлор провела обобщенное различие между теоретическими и фактическими макетами моды — различие, которое глубоко коренится в гендерных различиях, а также указывает на противопоставление различных университетов — академических учреждений и музеев (Taylor 1988). Но на самом деле она говорит о том, что в последние десятилетия разрыв между ними сокращается, это различие рассматривается как статичная антитеза, не отражающая всех трудностей получения знаний и информации в данной области. С одной стороны, не говорится, как эти противоположности были преодолены или объединены; с другой стороны, роль визуального материала и известной культуры в историографических работах о моде, кажется, не вписывается в эту схему.
Как отмечает доктринер моды Кристофер Бровард с точки зрения культуры, существует большое количество репрезентативных систем, каждая из которых имеет свою собственную повестку дня моды (Breward 1998: Имея в виду, что исторические исследования моды — это не только научные университеты и музеи, возникает вопрос о том, как, например, пресса и другие СМИ, посвященные моде, предлагают ее ситуацию другой аудитории одежды в ситуации, которая, в свою очередь, говорит о жизни того времени и присущем ему восприятии личной культуры моды, французский специалист по ситуации костюма Филипп Перро (Perrot 1984: 349) обрисовал мне все возможные значения и интерпретации и вероятные применения ситуации моды. Меня интересуют эти исследования, и здесь меня интересует не столько содержание или точность информации об историческом костюме, сколько интерпретация и контекст исторических материалов, представленных в визуальной и материальной форме, и взаимодействие рассматриваемых публикаций с конкретным культурным местом.