Бутовский полигон — это уникальное пространство. И не только потому, что здесь в братских могилах покоятся более 330 прославленных бессребреников и еще больше миллениалов. Бутовский полигон является 1-м пространством глобальных захоронений, переданных Русской Православной Церкви. Режиссером подавленной памяти является директор Мемориального научно-образовательного центра «Бутово» Игорь Гаркави.
— Игорь Владимирович, в чем идея установления Соловецкого креста в Бутово и речного крестного хода?
— Бутовский полигон — Уникальное пространство. И не только потому, что в братских могилах здесь покоятся более 330 прославленных непорочных и более тысячелетий. Бутовский полигон является 1-м пространством глобальных захоронений, переданных Русской Православной Церкви. В 1996 году земля памятника ситуации «Бутовский — учебный полигон» перешла на баланс прихода церкви святых новомучеников и исповедников Российских. Например, наш приход взял на себя обязательство хранить память обо всех погибших здесь в 30-е годы прошлого века.
В 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, был создан наш мемориальный центр. Одна из его задач — научная разработка концепции мемориального ансамбля памяти жертв политических репрессий. С самого начала у нас был диалог основателя Кирилла Каледы, который считается председателем центра, с обычными людьми. Работа по изучению обычного наследия в этой области продолжалась еще 3 года. Были проведены 2 круглых стола и научно-практическая конференция.
В реальном времени Бутовский полигон является не только первым мемориалом ситуации такой семьи, перенесенной в церковь, но и единым мемориальным ансамблем памяти жертв сталинского террора Культура памяти заложена в концепции.
В ходе работы нас заинтересовала старая привычка строить незабываемые кресты. И за это время Соловки отошли на второй план в нашем представлении. Была идея соединить 2 «Русских Кальгрона». Кроме того, мы дружили с Жорой Кожокарем, который вместе с Жорой Кожокарем управляет крестовой мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Я смотрю на оригинал его мастерской. Прекрасно режется во многих помещениях. Но Жора не только опытный конструктор, он детально изучил традицию богородской игры Русского Севера и может творчески ее развивать. В результате, у меня есть о. Жоре разработал предложение по созданию плана поклонного креста, который был бы общим и оригинальным по содержанию. Крест должен был быть посвящен прославлению новомучеников и в то же время хранить память обо всех погибших на Бутовском полигоне в годы гонений.
Работа над планом заняла в течение 2 лет. И, конечно, встал вопрос о том, как нести крест в столицу. O. Кирилл рассказал архиепископу Истринскому Арсению о наших намерениях, и он первым озвучил идею крестного хода. Когда мы узнали об этом, все было на нашей территории. Конечно, процессия должна была пройти через каналы, которые заключенные построили возле своих заброшенных могил — в память обо всех тех, кто проливал свои слезы, пот и кровь.
Вопрос о времени установки креста. Были выработаны различные условия. В результате было принято решение провести шествие в годовщину начала мирового террора и представить крест 8 августа, спустя ровно 70 лет с того дня, когда прогремели первые выстрелы на полигоне в Бутово. Большую роль сыграло благословение на наши намерения Святейшего Патриарха столичного и всея Руси Алексия. Впоследствии это, похоже, было уверенно реализовано.
— Представляло ли объединение Соловки и Бутово в 1937-38 годах?
— Да. Это объединение проходит через судьбу людей, принявших собственное решение о Соловках, вернувшихся домой и возобновивших Н. Яжова, арестованных в порядке № 00447. В истинном смысле этого слова, все «повторы» ожидали выстрела — приговора. Их возвращение из Соловков уже само по себе было мрачным знаком. Среди тех, кто «претерпел до конца», были почти все святые мученики Бутовские — это, например, епископ Аркадий (Остальский), протоиерей Сергий Голощапов и почти все остальные. Их память сочеталась с выставкой, которая сопровождала наше шествие. Он не случайно называется «Крест: Соловки — Бутово». Достаточно почти каждый принес личный тяжелый крест из Соловков на Бутовскую Голгофу.
— Сколько времени ушло на подготовку креста и подготовку к процессии?
-С момента зарождения идея была реализована в течение 2,5 лет. Процесс подготовки самого креста можно разделить на 2 этапа. Подготовка древесины заняла менее 2 лет. А процесс наложения нитей происходит в течение 3 месяцев. На самом деле, мы готовили его в течение шести месяцев. Большую поддержку в подготовке и проведении шествия оказал Фонд «Андреевский флаг», а также Мемориальный центр. Коллега щедро поделился с нами своим огромным умением организовывать шествия в самых разных областях Российской Федерации.
— Как был выбран маршрут процессии?
— Дорога должна была проходить по каналам, разработанным заключенными, и, конечно, мы планировали остановки в этих пространствах, где одновременно управлялись ГУЛАГ и БРУП. Были учтены запланированные запросы и технические условия бани судов. Начиная с могил заключенных Соловецкого лагеря, специального назначения у подножия Горного сектора на Соловках и окопов Бутовского полигона, мы постарались провести панихиду или литию на всех дешевых пространствах захоронений. Мощная эмоция совершила путешествие от Импотента до урочища Сандормох напротив участников процессии. Там в 1937 году были расстреляны Соловецкие -границы и почти все жители района — всего в пределах 7 000 человек. Рядом с мегаполисом Медвежьегорск — московский город Беломорск — Балтийский ГУЛАГ НКВД.
— Как проходило шествие в маленьких городах? Какую реакцию он встретил у жителей района?
— Я верю, что он действительно стал событием в жизни тысячи людей. Как правило, все шло по накатанной схеме. Мы сделали себя твердыми. Я уже ожидал религиозных, основных посетителей, священнослужителей, сторонников районных властей, корреспондентов. Началось богослужение: молебен с акафистом кресту или новомученикам, панихида или лития по всем убиенным. Затем людей прикрепили к кресту, и сразу же на барже началось путешествие по выставке.
Каждый мегаполис встретил нас со своей точки зрения. Но я заметил одну закономерность. Первыми нас встретили функциональные прихожане, они уже знали о крестном ходе из объявлений в православных СМИ, они ждали и готовились. Затем, с течением времени, этот поток постепенно разбавлялся людьми, далекими от церковной жизни. Услышав о прибытии Креста, в любую погоду родственники погибших, люди, опаленные страшным временем, бросались к нему. «И мой основатель», «И мой брат». — эти подавленные рыдания длились полутоном над невинными жертвами сатанинской машины. Пришли и абсолютно молодые люди, которые понимали катастрофу только из книг.
На одном из шлюзов Беломорско-Балтийского канала нас в час ночи приняли прихожане районной церкви, которые из-за невозможности подойти к кресту бросали на палубу полевые цветы. Кстати, на протяжении всего плавания крест украшали цветами из тех мест, где Новомученики и Исповедники Отечества совершали свои личные подвиги. Мальчиков подвели к кресту. Пришли инвалиды. Некоторые из них мы привезли на барже, другие поклонялись им с берега.
В Калязине группа смельчаков с благословения районного священника ночью забралась на колокольню в затопленной части мегаполиса и встретила наш караван фейерверком. теплые воспоминания сохранились о распятии в Рыбинске, мегаполисе, которому суждено было быть замороженным Волголагом Москвы в 1930-е годы.
Каковы ваши чувства и эмоции от этого события?
— Нельзя сказать все в двух словах. На долгом пути подготовки этой процессии было много проблем. А с нашими непрезентабельными человеческими ресурсами, скорее всего, ничего из того, что должно было быть реализовано, не оказалось бы решающим. И то, что произошло на самом деле, произошло благодаря конкретной поддержке Бога и стало настоящим чудом для нас, участников и свидетелей.
И еще одно чувство не покидает меня. Думаю, что почти каждый в этот год семидесятилетия «Ешовщины» испытал на себе молчаливый укор собственной совести. Мы должны помнить о миллионах, павших под ударами атеистического режима, о миллионах замученных и забытых, лишенных последнего человеческого права на достойное погребение и память потомков. Эту печальную памятную дату надо было как-то отметить, обозначить в жизни прогрессивной Российской Федерации. Например, так же, как живой человек отличает определенные реакции от мертвого, духовно живой человек должен различать моральные влияния. И мы все видели, что на самом деле не было практически никаких шагов, практически никаких инициатив ни со стороны страны, ни со стороны политических партий, ни со стороны общественных организаций.
И вот, усилиями 10 человек, вакууму бессознательности и безразличия противостоит памятный и известный знак. Крест, который, пройдя через пространства страданий, принял на себя эту человеческую боль и освятил нашу страну силой распятого и воскресшего гражданина нашего Иисуса Христа.