Говорим и пишем об инклюзии правильно

#25#

15 января Татьяна Хижнякова, PR-директор Ассоциации «Особые люди», директор по развитию группы компаний «Ньютон» и мама особенного подростка, провела в Медиахолле Ельцин Центра семинар специально для тех, кто пишет об инклюзии. ~ Елена Возмищева, руководитель инклюзивных программ программного отдела Ельцин Центра, представила докладчика ~ — То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как мы ведем себя по отношению к другим людям, убеждена Татьяна Хижнякова. — К сожалению, многие знакомые слова, понятия и фразы, в том числе и те, которые используются по отношению к людям с ограниченными возможностями, звучат как ярлыки и неприятные клише. Мы не боимся использовать осуждающие противопоставления «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «полный/неполный». Еще более неуместны такие слова, как «умственно отсталый», «депрессивный», «калека», «шизо». Важно понимать, что эти слова и выражения являются неправильными по отношению к людям с ограниченными возможностями. ~ Татьяна считает, что их использование может привести не только к охлаждению отношений с конкретным человеком, но и к настоящему медийному скандалу, способному разрушить репутацию компании или общественного деятеля. Она призвала всех, и особенно тех, кто пишет об инклюзии, задуматься о том, что скрывается за привычным для нас термином «инвалид»? ~ Как и другие социальные меньшинства, люди с ограниченными возможностями чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Чтобы изменить это, они активно продвигают определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не вызывают жалости и не демонстрируют снисходительности. Термин «инвалид» происходит от латинского слова, означающего «бессильный», «негодный». В современном английском языке есть более нейтральный аналог — disabled. Это означает — «вышедший из строя, отключенный». Термин «инвалидность» в первую очередь означает неспособность человека вести активную повседневную жизнь «обычным способом», из-за ограничений, накладываемых обществом на человека с инвалидностью, используется в СМИ вместо термина «инвалид». Правозащитники и социальные активисты, с другой стороны, склонны использовать термин «человек с особыми потребностями». Однако в настоящее время и в повседневном языке, и в литературе лучше говорить и писать «человек с инвалидностью», имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или недостатками, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее его потребность в социальной защите. Такое определение, считает Татьяна, рассматривает человека с инвалидностью как «больного», зависимого и нуждающегося в уходе». ~ Однако в Международной конвенции о правах инвалидов говорится, что «инвалидность — это развивающаяся концепция. Это результат взаимодействия между людьми с ограниченными возможностями и отношенческими и экологическими барьерами, которые мешают им полноценно и эффективно участвовать в жизни общества на равных условиях.» Другими словами, инвалидность — это препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, эмоциональными характеристиками, вызванное сложившимися в обществе условиями, при которых люди искусственно исключены из общественных сфер жизни.

Инвалидность — это долгосрочная, а не медицинская концепция. Нравится нам это или нет, но это одна из форм социального неравенства. Поэтому, говоря о людях с ограниченными возможностями, автор семинара предлагает использовать слова и выражения, которые не создают стереотипов. человек, передвигающийся в коляске; человек с ограниченными возможностями детства; человек с врожденными ограниченными возможностями; человек с церебральным параличом (детский церебральный паралич); человек, ребенок или дети с церебральным параличом; человек, перенесший полиомиелит; человек с особенностями развития; человек с особенностями умственного развития; человек с особенностями интеллектуального развития. ~ Слова и фразы, которые стереотипны и, по мнению выступающего, режут слух людям с ограниченными возможностями: Прикованный к коляске; паралитик; коляска; человек с дефектом; травмой; страдающий церебральным параличом; «depashenic»; без ног; безрукий; «gadfly»; слабоумный; дебил; человек с задержкой/с нарушениями развития; дефектный; ненормальный; даунята (о детях с синдромом Дауна); аутичный; аутист; сумасшедший; безумный; слепой; человек с нарушением зрения; тупой; глухой; человек с нарушением слуха; немой. ~ Татьяна рассказала, как однажды группе молодых людей с различными видами инвалидности из 20 регионов России предложили написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По словам респондентов, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности. Обычные в повседневной жизни слова — «паралитик», «безрукий», «безногий», «больной» — вызывают сочувствие, жалость и страх. Слова «калека» и «опустившийся» вызывают отвращение и неприятие. Такие слова, как «псих», «слабохарактерный», «ненормальный», «шизик» тоже связаны с непредсказуемостью, опасностью и порождением страха. ~ Распространенное выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, поскольку недавние исследования показали, что такое определение формирует образ человека с ограниченными возможностями, как человека физически неполноценного и неспособного к самостоятельности. В «перспективе» общественного проекта, в разговоре с человеком с ограниченными возможностями, обращайтесь к нему напрямую, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, присутствующему при разговоре. Мы рекомендуем использовать понятие «переводчик жестового языка» вместо официального термина «сурдопереводчик» — по аналогии с английским/французским/немецким переводчиком. Не говорите о присутствующем в третьем лице инвалиде, имеющем дело с сопровождающим его лицом, адресуйте все свои вопросы и предложения непосредственно этому человеку. ~ Поговорите с человеком, с которым трудно общаться, и внимательно выслушайте его. Будьте терпеливы, подождите, пока он закончит фразу. Не поправляйте и не соглашайтесь с ним. Не стесняйтесь спрашивать, если вы не понимаете собеседника. ~ Если вы общаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, назовите себя и тех, кто пришел с вами. Если вы ведете групповой разговор, не забудьте назвать себя и объяснить, кто вы в данный момент. Убедитесь в том, что, отойдя в сторону (даже если вы уходите на короткое время), вы будете ждать вслух.

Не спешите оказывать поддержку человеку с ограниченными возможностями, если вас не попросили об этом. Если вы хотите внести свой вклад, сначала спросите, важна ли ваша поддержка. Если это необходимо, спросите, что и как вы должны создать, а затем действуйте в соответствии с этим. Если вы не поняли, не стыдитесь — переспросите. Например: Если вам приходится сопровождать слепого человека, не хватайте и не тяните его за руку, а спросите, как вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом помещении.

При встрече с человеком с ограниченными возможностями естественно пожать ему руку (если нужно, слева, а не справа) — в том числе и потому, что человеку, носящему протез, нелегко двигать рукой.

Инвалидная коляска, костыли, белоснежная трость, собака-поводырь — это часть неприкосновенного места людей с ограниченными возможностями. Не трогайте их! Опираться или цепляться за инвалидное кресло другого человека — это то же самое, что на самом деле опираться или цепляться за его владельца. И собака-поводырь не просто функционирует и красит человека с инвалидностью — не нужно ее гладить, насыщать, играть с ней, если хозяин не разрешил этого.

При разговоре с человеком в инвалидном кресле или человеком невысокого роста, расположитесь так, чтобы ваши глаза и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче говорить, а собеседнику не придется запрокидывать голову назад.

Не стесняйтесь случайно сказать: «Увидимся» или «Вы слышали о…?» тому, кто на самом деле не имеет возможности увидеть или услышать. Люди с нарушениями слуха или зрения используют обычные тексты элементарно по-другому, потому что они также слышат и видят.

Чтобы заинтересовать плохо слышащего человека, помашите ему рукой или постучите по плечу. Смотрите ему или ей прямо в глаза и говорите четко, не кричите.

Обращайтесь к детям и студентам с ограниченными возможностями по имени, к взрослым — по имени и отчеству, буквально, например, к другим людям без инвалидности (так же без снисходительности, опеки и покровительства).

Мы правильно говорим и пишем об инклюзии

Инклюзивная программа: партнерство и взаимодействие

#26#

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com