В прошлой подборке мы в основном говорили о зарубежных современных композиторах, а сейчас поговорим об отечественных композиторах.
Герои этого текста в основном молодые люди, часто без музыкального образования. Но это никоим образом не мешает им сочинять, записываться с оркестрами, заполнять полные залы или даже создавать музыкальные приложения.
Судя по всему, имя Рихтер уже предполагает, что его носитель будет заниматься музыкой (см. пианист Святослав Рихтер, композитор Макс Рихтер из предыдущего избранника). Кирилл Рихтер — суперзвезда современной российской неоклассики: в разное время его музыка звучала в саундтреке к фантастическому фильму «Черновик», в заставке FIFA 2018 американского телеканала FOX Sports, в двухактном балете «Распутин». » с Сергеем Полуниным.
При этом сам он не получил никакого специального образования и добился всего исключительно благодаря своему таланту, фортепианному чутью и безупречному музыкальному вкусу.
Кирилл описывает ее стиль как «выразительный минимализм», и это точное определение. Смотрите его интервью для проекта Yetpozner: это час увлекательной беседы о всяких вещах и пронзительное выступление Механизмов в конце занавеса.
Короче говоря, экспрессивный минимализм — это музыка, которая использует довольно минимальные средства музыкальной выразительности, но в то же время имеет очень важное повествовательное выражение и яркую историю.
Еще один музыкант-самоучка, ставший звездой неоклассической музыки. Евграфов начинал как упражнение в Garage Band, а теперь его релизы выходят на престижном британском лейбле FatCat Records, в который входят, например, Max Richter и Hauschka.
Он также является одним из создателей Endel, приложения, которое генерирует звуковые линии для различных ситуаций. Одним из его пользователей является певица Граймс, которая использовала Endel для создания нейро-колыбельной для себя и сына Илона Маска, X Æ A-Xii.
В Endel мы используем знания о том, как работает музыка и как она может изменить состояние человека. В приложении есть три режима на выбор: Фокус, Релаксация и Сон. Например, в спящем режиме мы маскируем посторонние шумы на основе своих знаний и исследований в области психоакустики. По сути, то, чем мы занимаемся в Endel, — это не музыка. Если кого-то отвлекает наш звуковой фон, мы считаем свою работу неудачной.
Стилистический диапазон произведений композитора простирается от деликатной фортепианной игры до оркестровых наложений и электроники. На прошлогоднем «Сдаче» Евграфов сместился куда-то в сторону академического IDM с живой перкуссией: страсть к экспериментам и неожиданным звуковым фактурам выделяет его среди другой родной неоклассики с акцентом на мягкое фортепиано.
На сегодняшний день он самый плодовитый композитор в России: с 2011 года он выпустил 25 сольных альбомов, не считая EP, синглов и саундтреков.
Мищенко официально представляет японского производителя инструментов Roland и управляет лейблом Roomtone Records. Писал музыку для Cirque du Soleil и VR-экскурсий по Эрмитажу, гастролировал в Храме Христа Спасителя. А недавний разговор о неоклассике IMI.Conference начался с вопроса о том, как он благодаря музыке заработал деньги на квартиру в центре Москвы.
Вдохновение для слабаков. Когда творческие люди говорят, что им нужна муза, чтобы что-то создать, я заношу их в свой список слабаков. Вместо того, чтобы сидеть два часа в позе йоги и ждать визита богини, лучше просто действовать. По опыту знаю — как аппетит приходит с едой, так и новые идеи приходят к тебе во время работы.
К внушительной дискографии Мищенко можно подойти со всех сторон: например, Kokkoro и Neopolyscassa. Первая исполняется на маленьком расчлененном пианино с немецкой подводной лодки и записывается с помощью бинауральной технологии. Создан АСМР эмбиент, очень спокойная музыка для вдумчивого прослушивания.
Второй альбом полная противоположность: на Neopolyscass, космических синтезаторах и буйных барабанах, бывшем барабанщике инди-героев Bajinda Behind the Enemy Lines и Cheese People Илье Суслиникове. Музыка явно тяготеет к современному джазу, и в целом звучит довольно непринужденно, даже по туманным меркам неоклассики.
В отличие от Миши Мищенко, Никола Мельников выпустил только один полноформатный альбом «#22», которого нет в стриминговых сервисах. Тем не менее, он создавал звуковое оформление церемонии открытия финала чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке, Недели моды в Париже, гала-ужина Захи Хадид в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и мероприятий для мировых брендов. Он также написал музыку для веселого рэп-мюзикла «Полицейские в огне». В заключение цифра.
Никола отходит от неоклассики в пользу сдержанного скандинавского техно, которое стало основой его последних релизов.
Я профессионально играю на фортепиано. Я не ограничиваю себя каким-то определенным жанром: классика, кроссовер, современная и электронная музыка. Я тоже многое об этом знаю: семплы, софт, секвенсоры, всякое железо. Это будущее в 21 веке. Самое сложное — совместить эти два мира — академическую и электронную музыку. Собственно, о чем я всегда мечтал. Это очень тонкая работа! Это может закончиться очень интересным произведением, понятным только одному композитору, или рассыпаться в китч.
В конце 2010 года в Сети появилось видео: небритый парень с сигаретой во рту сидит за роялем в поле, играет эпатажный вальс — в духе Яна Тирсена, но наполненный русской тоской. В последних тактах к нему присоединяется девушка с аккордеоном, взлетает стая птиц, в камеру светит заходящее солнце.
Парня зовут Евгений Гринько: раньше он играл на ударных в психоделической группе «Солнцевета», но потом переключился на минимализм и довольно преуспел в этом.
Благодаря загадочным алгоритмам Youtube его световые спектакли стали особенно популярны в Турции, где собирают тысячи зрителей. Он также играет на нескольких известных площадках в России, например, в недавнем музыкальном клипе, снятом в 70-м павильоне Всероссийского выставочного центра. А характер его музыки хорошо описывают названия композиций: «Человек в старой мятой шляпе», «Серенада», «Однажды в сказке».
Наши гастроли в Турции показали, что люди там хорошо образованы в музыкальном плане. Помимо своей культуры, они также знают европейскую, американскую и русскую. Время от времени меня спрашивают о каких-то российских группах, о которых я ничего не знаю, а они знают. У нас была такая история: мы играем кавер на песню «Полушко-поле» композитора Книппера, и я говорю публике, что это не русская народная песня, а часть симфонии Книппера. Мы были с концертом в Конье, это религиозный город, где на концерт пришли смуглые девушки в платках и организаторы сказали «иншаллах». Я начал рассказывать истории, и они сказали да, мы знаем, мы знаем. Откуда вы это знаете? Я сама узнала об этом недавно. Это очень странно.
Композитор, пианист, музыковед, драматург и автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», аналитического исследования академической музыки и мемов.
Ее последний альбом «Русские тупики», состоящий из 36 песен продолжительностью от 20 секунд до минуты, является удачной попыткой воссоздать дух салонной музыки. Перечень терминов, связанных с данной музыкой, сопровождающей запись, в т.ч. «Русская зима», «русская тоска» и даже «Дед Мороз в гневе».
«Русские трупы» — это очень короткие пьесы для фортепиано. Вряд ли их можно назвать репетициями: в одном произведении, скажем, три строчки, в них ничего не повторяется, а потом повторяются все вместе. Для меня важен сам материал: при отсутствии прямых цитат Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова, это воссоздание теней, их modus vivendi. «Русские тупики» — отрывок из русской музыки девятнадцатого века и попытка ее осмысления.